|
Проект сюжетно-ролевой игры «школа»
ПРОЕКТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
«ШКОЛА»
для старшего дошкольного возраста.
Составила Федотова Т.Г.
При поступлении ребёнка в школу, его обычный образ жизни меняется и полностью перестраивает жизнь ребёнка. Возникают новые взаимоотношения с людьми. В школе ребёнок попадает в новые социальные условия. Смена окружения может сопровождаться тревожностью, снижением активности. Учебная деятельность сложна для дошкольника и автоматический переход на неё без предварительной подготовки просто не возможен. К моменту поступления в школу дошкольник должен представлять о том, что его ждёт, каким образом происходит учебный процесс. Самое главное у ребёнка должно быть желание идти в школу и учиться. Если ребёнок не готов к новому социуму, даже при наличии запаса умений и навыков ему будет трудно. У некоторых детей перед поступлением в школу появляются страхи, тревога и неуверенность. К поведению ребёнка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии и это усиливает тревожность и снижается самооценка. Предлагаемый проект поможет подготовить психологически ребёнка к переходу от игровой деятельности к учебной. Развить психические процессы будущего первоклассника(память, мышление, восприятие и внимание).Подготовить руку ребёнка к письму(мелкая моторика).Сформировать систему отношений дошкольника(к себе, взрослым и школе).Ориентация каждого ребёнка на самостоятельность, уверенность в себе, успешность и самоэффективность (уверен в своих действиях).Повысить культурный уровень родителей в области психологической готовности ребёнка к школе.
Актуальность:
Сюжетно-ролевая игра самая привлекательная деятельность для детей, ребенок при игре ощущает свободу в своих действиях, в отношениях и в суждениях. Ролевая игра развивает у ребёнка творческие способности, их фантазию и артистизм, учит вживаться в образ того или иного персонажа и играет определенную роль. Игры имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Когда разыгрываются различные жизненные ситуации, ребёнок идёт на компромисс , меньше ошибается в людях, пытается избежать конфликтных ситуаций и поддерживает дружелюбную, добрую атмосферу.
В сюжетно-ролевой игре успешно развивается личность ребенка, а также его интеллект, воля, воображение, общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.
Цель: повысить уровень индивидуального развития и развить интерес детей к школе, сформировать положительное отношение к предстоящему обучению, вести детей в отношения между учителем и школьниками, повысить интерес к школе и адаптировать дошкольников к новому этапу их жизнедеятельности «ученик».
Объект изучения: школьная деятельность, сюжетно-ролевая игра «Школа»
Гипотеза: сюжетно – ролевая игра «Школа», одна из лучших видов деятельности, имеющая непринужденный и свободный характер, которая позволяет не только повысить интерес к школе, но и познакомить со всеми правилами школьной жизни и воспитать положительного и грамотного ученика.
Вид проекта: среднесрочный, групповой, игровой.
Задачи проекта: дети
· Расширять знания детей о школе.
· Познакомить с режимом дня школьника, расписанием уроков, понятиями «урок», «звонок», «учитель», «ученик», «завуч», «директор».
· Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.
· Помогать детям усвоить некоторые моральные нормы. Воспитывать справедливые отношения. Упрочить формы вежливого обращения. Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.
· Подготовка руки к письму через развитие мелкой моторики. Ориентация каждого ребёнка на самостоятельность, уверенность в себе, успешность и самоэффективность (уверен в себе)
Родители, педагоги: Проведение педагогического просвещения родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению; Обучение родителей воспитанников способам снятия тревожности; Ознакомление родителей с основами психологии ребёнка старшего дошкольного возраста и методами и приёмами позитивного настроя детей на школьную позиции. Общение с родителями воспитанников по теме проекта.
Аннотация
в преддверии подготовки к школьной жизни и новому статусу школьника необходимо познакомить детей со школой, ввести образ школы и школьника в игровую деятельность детей.
Предполагаемый результат:
· Дети должны знать правила поведения в школе, познакомиться с режимом дня школьника, усвоить и овладеть навыками школьных терминов, развить положительную и образовательную ступеньку к самостоятельной взрослой жизни.
· Развертывание в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи по игре «Школа»
· Возникновение и решение ситуаций - отношений между учителем и учениками.
· Ролевое общение, короткий диалог, монолог..
· Победить в детях тревожность и волнение перед школой.
Условия реализации проекта:
МДОУ № 4 «Калинка», старшая группа «Божьи коровки», СОШ № 4.
Экономическое обоснование:
портфели, дневники, указка, глобус, школьная доска, мел, журнал для учителя, повязки для дежурных. Фартуки для девочек. Изготовление альбомов, мини-книжек.
Участники проекта:
· воспитатель и родители
· дети старшего дошкольного возраста
Словарная работа
Учитель, ученик, директор, завуч, парта, доска, урок, звонок, перемена, дневник, оценка, ранец, портфель.
План реализации проекта:
Процесс
|
Совместная деятельность
педагога и детей
|
Деятельность
педагога
|
Подготовительный
|
|
|
Выявление проблемы
|
Диагностика: игровых навыков; игровой среды
|
Диагностика по методике Г. Урунтаевой.
|
Обрисовка сюжета
|
|
Изучение литературы, методичек, наблюдение за детьми.
|
Организационная работа
Теоретическое направление
|
Чтение художественной литературы
«Чук и Гек» А. Гайдар,
«Школьницы » А. Л. Барто.
«Сосчитай-ка».Гариф Гумер
«Кот и лодыри». С. Я.Маршак
«Забавная азбука» в стихах и картинках»,
Заучивание стихотворения
«Первый день календаря» С. Я.Маршак
Продуктивные виды деятельности:
Изготовление атрибутов для игры в школу.
Оформление школьного класса.
Приобретение родителями доски, указки, портфелей.
Пошив детских фартуков, повязок дежурных.
Беседы с детьми:
«Скоро в школу мы пойдём».
«Меню для первоклассника».
«Права и обязанности школьника».
Работа с родителями
Беседа «Портрет будущего первоклассника по ФГОС».
Консультация «На пороге школы».
«Психологическая готовность дошкольника к школе ».
Анкетирование «Школьная проблема» «Готов ли ваш ребёнок к школе».
Дидактические игры
Магнитная азбука, логические блоки Дьенеша, счётные палочки Кюизенера, кубики Никитина.
Собери из слогов слова.
Экологическое лото.
Точное время.
|
Придумывание воспитателем материала для игры в школу, работа по организации детей
Проведение ряда работ с детьми и родителями, основанные на теоретических знаниях.
|
Практическое занятия
|
Экскурсия
Подготовка и проведение экскурсии в среднюю школу № 4.
Занятие
«Здравствуй школа»
|
Рассказчик
|
Основной
|
|
|
Систематизация информации
|
Принятие на себя роли. Обсуждение содержания игры. Организация игрового пространства
|
Обеспечение руководства
Распределение ролей.
Взятие на себя второстепенной роли.
Обсуждение содержания игры — вопросы.
Руководство организацией игрового пространства
|
Игровая деятельность детей
|
Игра.
Соблюдение правил, выполнение взятых на себя ролей.
Взаимосвязь с партнером .
Изменение ролевого действия в ходе игры
|
Выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций
|
Заключительный
|
|
|
Итог
|
Принимают участие в обсуждении проведенной игры.
Оценивают умение играть вместе
|
Подведение итогов игры.
Диагностика игровых умений
|
|
|
|