Главная страница

Культура и быт Руси в XIV-XV вв


Название Культура и быт Руси в XIV-XV вв
Дата 25.02.2016
Размер 445 b.
Тип Документы


Культура и быт Руси в XIV-XV вв.

  • Алексина Е.Ю., учитель истории МБОУ гимназии №2


Прочтите текст на стр. 257

  • -?- Что изменилось в летописании в этот период?

  • Какую роль в этом процессе играла Москва?

  • В чём значение «Русского хронографа»?



1. Литература XIV-XV вв.

  • Основные жанры:

  • 1. Жития – церковные сочинения о выдающихся русских людях – князьях, деятелях церкви.

  • «Житие святого Александра Невского»

  • «Житие Сергия Радонежского»

  • -?- Какие идеи пронизывали эти произведения? (с. 258-259)



  • 2. Сказания – истории, посвящённые знаменитым событиям в жизни страны.

  • Софроний Рязанец «Задонщина».

  • Сказание «О нашествии хана Тохтамыша на Москву».

  • 3. Хождения – сочинения о дальних путешествиях.

  • Афанасий Никитин «Хождение за три моря».

  • -?- Раскройте содержание (с. 259)



2. Зодчество



В 1340 году близ Москвы монахом Сергием Радонежским был основан Троице - Сергиев монастырь. Обитель играла важную роль в истории Русского государства.



При Дмитрии Донском строительство продолжилось



В Москве был построен белокаменный Кремль – первая каменная крепость в Северо-Восточной Руси.



В 1397 году на Сиверском озере был основан архимандритом Симонова монастыря Кириллом Белозерским Кирилло-Белозерский монастырь.



При Иване III активно велось оформление Кремля

  • Успенский собор Московского Кремля В 1326 году на Соборной площади Московского Кремля возвели каменную одноглавую церковь Успения Богоматери. К 1472 году она обветшала и стала мала для растущего города. По велению Великого князя Иоанна III Васильевича, церковь Успения Богоматери была разобрана, а на ее месте зодчие Кривцов и Мышкин начали сооружение нового храма, значительно большего размера. Но едва мастера довели постройку до сводов, часть ее обрушилась. Призванные псковские зодчие не взялись исправлять, и в 1475 году строительство храма по образцу Успенского собора во Владимире было поручено приглашенному из Италии архитектору Аристотелю Фиораванти. В первый же год мастер разобрал останки сооружения Кривцова и Мышкина и заложил новый фундамент храма. Аристотель Фиораванти закончил строительство собора, названного Успенским, в 1479 году. По словам летописца, "церковь чудна вельми величеством и высотою, и светлостью, и звонностью, и пространством". Успенский собор Московского Кремля стал местом венчания на царство русских престолонаследников.



Благовещенский собор Московского Кремля

  • Первый белокаменный собор Благовещенья был построен здесь в 1397-1414 годах при Великом князе Василии Дмитриевиче.

  • В 1405 году храм расписали прославленные русские мастера Андрей Рублев, Феофан Грек и Прохор с Городца.

  • В 1484-1489 годах, при Великом князе Иоанне III Васильевиче, псковские зодчие возвели новый трехглавый Благовещенский собор из кирпича, сохранив подклет из известняковых блоков.

  • Во время пожара 1547 года храм сильно пострадал и в 1562-1564 годах был перестроен. При этом внешний вид собора значительно изменился: по распоряжению царя Иоанна IV над старой обходной галереей – "гульбищем" – соорудили двухэтажные галереи, над ними поставили четыре угловых придела с главами. Над самим собором возвели еще две главы, и он стал девятиглавым. Купола и кровлю храма покрыли медными листами и позолотили, за что он получил в народе название "Златоверхий".



Архангельский собор

  • По приказу Великого князя Иоанна Даниловича Калиты, в 1333 году на Соборной площади Московского Кремля была построена каменная церковь Архангела Михаила.

  • В 1505 году Великий князь Иоанн III Васильевич повелел разобрать обветшавшее сооружение, а на этом месте итальянский архитектор Алевиз Новый начал строительство нового храма значительно большего размера. Возведенные из красного кирпича стены собора, названного Архангельским, мастер украсил белокаменной отделкой в итальянском стиле.

  • Строительство храма завершилось в 1508 году.

  • Еще за год до его окончания в Архангельский собор вернули останки русских государей, которых, начиная с Великого князя Иоанна Даниловича Калиты, хоронили в церкви Архангела Михаила. Погребения в Архангельском соборе Московского Кремля, ставшем правительственной усыпальницей, продолжались до начала XVIII века.



Грановитая палата в Московском Кремле

  • В 1487-1491 годах итальянские зодчие Марко Фрязин (Руффо) и Пьетро Антонио Солари возвели на Соборной площади Московского Кремля палату, названную Грановитой из-за облицовки ее наружных стен гранеными плитами.

  • Двухэтажная Грановитая палата – древнейшее из сохранившихся каменных гражданских зданий Москвы. Она служила парадным залом старого Кремлевского дворца. Здесь проходили приемы послов, государственные совещания, торжественные церемонии.



3. Живопись.

  • Живопись XIV-XV вв. представлена творчеством таких замечательных иконописцев, как

  • Феофан Грек,

  • Андрей Рублёв,

  • Даниил Чёрный.



Феофан Грек, живописец. (ок.1340-после 1405)

  • Феофан Грек родился в Византии в 40-х годах XIV века. Летописи умалчивают о его деятельности на родине. Известно, что во 2-й половине XIV века он приехал на Русь, где и прославился. Новгородская летопись сообщает о том, что в 1378 году Феофан Грек расписал церковь Спаса на Ильине в Новгороде. Первое упоминание о "московском" периоде жизни Феофана Грека можно найти в летописях от 1395 года. Вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца Феофан Грек расписывал Благовещенский собор Московского Кремля (1405 год). Епифаний Премудрый упоминает три работы Феофана Грека в Благовещенском Соборе: росписи Святой Богородицы, Святого Михаила, название последней работы не приводится.

  • Для его фресок и икон характерна особая эмоциональная напряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана суровые, аскетические.



  • Богоматерь Донская



Андрей Рублев (ок.1360/70-1427)

  • Летописи сохранили очень мало сведений об этом великом живописце. Андрей Рублев был монахом Троице-Сергиева, а затем Спасо-Андроникова монастыря. Вероятно, очень рано он принял постриг. Вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца Рублев расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле (1405 год). Позже, в 1408 году, вместе с Даниилом Черным работал над росписью Успенского собора во Владимире. В 20-е годы XIV века Андрей Рублев работал в Спасском соборе Андроникова монастыря в Москве. В 1425-1427 годах Даниил Черный и Андрей Рублев писали фрески и иконы для Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре. Самая известная работа Андрея Рублева – "Троица" из иконостаса Троицкого собора. Ее отличает глубокая человечность и одухотворенность образов, идея согласия и гармонии. Андрей Рублев считается создателем московской школы иконописи. В последние годы жизни Андрей жил и работал в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве, где и был похоронен.



«Троица»





Эпоха яркого расцвета живописи Древней Руси (XIV-XV вв.) представлена также классическими иконами новгородской школы («Чудо Георгия о змие»)



-?-

  • Какие темы стали главными в фольклоре?

  • (с. 265)

  • Какие изменения произошли в быту различных категорий населения?

  • (с. 265-268)