|
Узорочье теремов
УЗОРОЧЬЕ ТЕРЕМОВ
Цели и задачи: познакомить учащихся с образами теремной архитектуры; дать представление о вариантах украшения царских палат (роспись, орнамент, изразцы); учить выражать настроение в живописи; развивать творчество, композиционное мышление; воспитывать интерес к миру прекрасного, культуре своего народа.
Зрительный ряд: фотографии Теремного дворца в Москве, набор фотографий «Древние палаты Московского Кремля», образцы орнаментов.
Ход урока
Организационный момент.
II. Беседа по теме урока.
Учитель.
На предыдущих уроках мы познакомились с культурой, бытом, народным костюмом наших предков, посетили деревенские праздники и совершили экскурсию по старинным улицам городов Золотого кольца России.
О чём рассказали нам эти уроки? (Ответы детей: об особенностях крестьянского быта, красоте и устройстве православных храмов и церквей, о русских красавицах и богатырях.)
Сегодня я приглашаю вас на прогулку в древнюю Москву. М ы пройдёмся по улицам, где жили богатые горожане. Здесь вы увидите замысловатые постройки, отличающиеся от деревенских изб. Они являются неотъемлимой частью Городов того времени. Недаром даже в устном народном творчестве и русских сказках мы встречаем упоминание об этих красивых, впечатляющих по размеру и убранству, постройках.
Как вы думаете. О чём пойдёт речь? (О теремах) Не просто о теремах. (Об их украшении0
Чем их могли украсить? (Узорами)
Правильно тема нашего урока: «Узорочье теремов» Слайд 1
Мы пройдём по улицам древнего русскогг города. И вот мы уже красны девицы и добры молодцы, собравшиеся на ярмарку. Слайд 2
В каких сказках мы встречались с теремами? («Теремок», «Сказка о мёртвой царевне…», «Сивка-бурка») Дети сопровождают ответы кратким описанием эпизодов, связанных с упоминанием терема в сказках.Слайд 3
Что мы можем сказать о тереме?
Сообщения детей.
К середине 16 века города перестали выполнять роль крепости. Зажиточные горожане и купцы возводили крепкие деревянные дома, отличавшиеся разнообразием размеров и форм сочетавшихся в них построек. Башенки, светлицы, всевозможные лестницы, балконы. Дома стали многоэтажными.
Зодчие старались украсить эти конструкции. Во всю старались мастера резьбы по дереву. Незамысловатые инструменты древних плотников создавали поистине шедевры, которыми могут любоваться и наши современники. Слайд 4
В старину здания из камня воздвигались редко, и Теремной дворец-сооружение каменных дел мастеров вызывал восторг всей Москвы. Люди говорили о дворце: «Зело причудливые палаты». Слайд 5
Кованые решётки на окошках, расписные наличники, лепнина, узорчатая крыша. Всё в убранстве каменного терема удивляло и радовало глаз. Слайд 6
Учитель
Украшать свой терем старались не только снаружи, но и внутри.
Палаты терема изнутри напоминают расписную шкатулку. Сводчатые потолки в них поддерживались крепкими, толстыми столбами. Слайды 7-8
Обратите внимание на мебель. Что мы видим? Как расставлялась она? (Скамейки, кресла расставлялись вдоль стен.) Правильно. На возвышении стоял княжеский трон. Вдоль лавок расставлялись длинные столы, крытые скатертью. Там собирались дружинники князя, помещалось много народа. Они подолгу пировали, закончив ратные дела.
Обратите внимание на роспись стен. Что мы видим? (Различного вида орнамент. Достаточно крупный. Цвет стен не яркий. В орнаменте используются любимые цвета русского народа6 красный, жёлтый, зелёный. Своды голубого цвета, наверное, чтобы походить на небо. Недаром на одном из сводов мы видим изображение Богородицы. На стенах тоже видны изображения святых. )
На стенах здания, на столбах и сводчатых потолках мы видим орнамент. Вспомните, что называют орнаментом. Какие виды орнамента вы знаете?
Ученики. Орнамент - узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Служит для украшения каких-либо предметов или архитектурных сооружений. Слайд 9
Самый простой орнамент состоит из черточек, кружочков, точек, линий, называется геометрическим. Орнамент из цветов, трав и листьев -растительный. Орнамент из птиц и зверей называется животным.
У древних славян орнамент имеет заклинательный и магический смысл: он оберегал их от «дурного глаза» и «нечистой силы».
С принятием христианства на Руси произошло изменение смысловой основы орнамента: украшения теряют свой заклинательный смысл и служат выражением роскоши и богатства.
А что за печи были сложены во дворце! Покрытые расписанными веселыми изразцами, они напоминают книги с картинками. Рассматривать их и теперь занятно и интересно.
Работа с учебником. Чтение текста об изразцах.Слайд 10
Изразец - глиняная обожженная в печи плитка с цветным узором для облицовки стен и печей в тереме.
Нежную красоту леса и поля перенес мастер на гладкие стенки печки, будто само лето вошло в дом, чтобы не выходить из него в самые лютые морозные дни. Видно, как любили печку русские люди! С любовью изукрасил ее художник: тут и листики, и лепестки, и почки... Мы видим печь-красавицу.
Стены и сводчатые потолки здания передают настроение веселья и радости.
Учитель (дополняет ответы учащихся). Это не в лес мы уже попали, а в настоящий сад. Ходят по нему важные павлины, поют чудесные волшебные ласточки, смотрит на нас птица орел,>сладко лакомится ягодами волшебная заморская птица-красавица. А вокруг них кустится ветвистая зелень, узоры разные, цветы волшебные, лепестки шелковистые... Значит, не просто в сад мы попали, а вошли в настоящий волшебный рай, в край, где все веселы и счастливы. И точно, смотрите-ка: сидит на цветке разноцветная райская птица! Слайд 11-12
Как называется такая живопись?
Ученики. Это декоративная живопись.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
III. Самостоятельная работа учащихся.
Задание: изобразить интерьер палаты; подготовить фон для следующего задания (групповая работа). Выполнить работу гуашью на листах бумаги (формат А4 по горизонтали).
Учащиеся определяют последовательность работы: 1) выполнение легкими карандашными линиями эскиза, выявляющего основные элементы интерьера (сводчатые потолки, столбы, окна и др.);
2) работа гуашью: «украшение» элементов интерьера декоративным орнаментом.
Учитель объясняет требования к работе:
1) горизонтальное положение листа;
2) выполнение в цвете;
3) законченность работы: яркость и чистота цвета, четкость и соразмерность рисунка, ясность, понятность для зрителя;
4) общая аккуратность;
5) выразительность работы.
IV. Итог урока.
В конце урока проводится коллективное обсуждение ученических рисунков.
Каждый ученик демонстрируя работу анализирует и объясняет выбор цвета, выбор орнамента.
В терему резные двери,
На дверях цветы и звери,
В изразцах на печке в ряд;
Птицы райские сидят.
По стенам резные лавки
И дубовый стол резной.
Возле печки сохнут травки;
Собирали их весной.
|
|
|