|
Кубарь С. В
Кубарь С.В.
Дида В.М.
Родительское собрание
«Моя семья»,
посвящённое Дню семьи
Киселевск 2013
Муниципальное автономное образовательное
Учреждение дополнительного образования детей
Киселёвского городского округа
«Дом детского и юношеского туризма, экскурсий»
Сценарий родительского собрания «Моя семья»,
посвященного Международному Дню семьи
(совместного с детьми)
Авторы – составители:
Кубарь Светлана Викторовна,
заместитель директора по воспитательной работе
МАОУ ДОД «ДДЮТЭ»;
Дида Валентина Михайловна,
педагог-организатор МАОУ ДОД «ДДЮТЭ»
2013
Родительское собрание «Моя семья», посвященное Международному Дню семьи, проводится совместно с детьми. Целью собрания является приобщение родителей к культуре правильного общения, которая поможет корректно делать замечания, преодолевать свой гнев, не унижая достоинств ни себя, ни своего ребенка. Отличительной особенностью собрания является раскрытие обозначенной темы через использование театрализации, которая помогает наглядно обозначить проблемы в общении между членами семьи и учит преодолевать конфликтные ситуации.
Сценарий родительского собрания «Моя семья»,
посвященного Международному Дню семьи (совместного с детьми).
Цель: приобщение к культуре правильного общения, которая поможет корректно делать замечания, преодолевать свой гнев, не унижая достоинств ни себя, ни своего ребенка.
Задачи:
продолжить воспитание терпения, уважения, тактичности, ответственности;
изучать особенности общения между членами семьи;
развивать способности преодолевать конфликтные ситуации.
Оформление:
Гости: родители обучающихся, согласившиеся принять участие в разговоре.
Эксперты: психолог, уважаемые в родительском сообществе педагоги.
Соседи: все зрители, пришедшие на общее родительское собрание в Дом детского и юношеского туризма, экскурсий.
Ход программы:
Звучит песня «Здравствуйте мамы планеты Земля»
Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте, все мамы планеты Земля.
Пусть зорьки лучистые ясные над вами восходят звеня.
Припев: Говорим спасибо мы, родные, вам,
Ведь Земля красива добротою мам,
Звонче и моложе в этот день весна,
Ведь без мам не может наступить она.
Слушайте, слушайте, слушайте, сегодня поем мы для вас.
Все самое чистое лучшее согрето теплом ваших глаз.
Припев: Говорим спасибо мы, родные, вам,
Ведь Земля красива добротою мам,
Звонче и моложе в этот день весна.
Ведь без мам не может наступить она.
Знают и дети, и взрослые от ласковых маминых рук
Уютнее в доме и в космосе и словно теплее вокруг.
Ведущий. Добрый день, дорогие друзья. Я рада приветствовать всех мам, собравшихся в нашем зале, и поздравить всех вас с Международным днем матери!
Девочка. В нашем доме – карусель: ручейком течет кисель,
По столу тарелки прыгают, как белки.
Маша ищет кошку, кошка ищет плошку,
Миша ищет папу, папа ищет шляпу.
И никто ничего не находит!
Миша хнычет, Маша плачет, кошке тошен белый свет!...
Это что, ребята, значит? Значит, дома мамы нет!
Вот и мама. Наконец – то! Все становится на место.
Ведущий. Да, действительно, без мамы в доме все вверх дном. Но, несмотря на это, отложив все свои многочисленные хлопоты и заботы, каждая из вас пришла сюда, чтобы попытаться разобраться в некоторых сложных ситуациях, возникающих в наших семьях и в обществе в целом.
Ведь семья – это школа труда и жизни для ребенка. Семейное воспитание глубоко индивидуально и безгранично по содержанию. Оно затрагивает самые сокровенные, самые интимные стороны жизни наших детей.
А ведь каждый ребенок – это личность, не похожая друг на друга. И наша с вами задача – помочь этой личности найти себя в жизни.
Звучит «Музыкальная заставка «Моя семья»
Сегодня, уважаемые мамы, мы предлагаем вам побывать на программе «Моя семья». На нашу программу пришли гости – это педагоги, обучающиеся Дома туризма и родители, которые оказались в трудной жизненной ситуации и хотят, чтобы мы с вами подсказали им выход.
В качестве гостей программы выступают:
Хисамова Л.Х. – педагог дополнительного образования, руководитель творческого объединения «Пчелки»;
Потанин Александр – обучающийся творческого объединения «Радуга», ученик 4 класса;
Максим Александрович Куманеев – руководитель творческого объединения «Карабин»;
Мишина Александра Михайловна – руководитель музея «Мужество и слава молодых»;
Маска откровений – мама обучающейся туристско – спортивного объединения.
Ведущий. В качестве экспертов на нашей программе выступят:
Прохорова Тамара Васильевна– инспектор по делам несовершеннолетних 2 отделения милиции;
Онюшева В.А.– методист Дома туризма, уважаемый в городе педагог;
Ганиев Вильям Султанович – основатель ДДЮТЭ;
Лыченкова Т.А.- заведующая клуба «Альтаир»;
Муленок Т.В.- завуч ДДЮТЭ.
Ведущий. В роли соседей предлагаем выступить всем вам, уважаемые родители и педагоги.
Музыкальная заставка «Фон 2»
Ведущий. Лилия Ханифовна, я бы хотела первой предоставить слово Вам.
(Телесные наказания в семье)
Хисамова Л.Х. Я более 20 лет работаю с детьми. Сама являюсь мамой двоих уже взрослых сыновей. Но последнее время меня не покидает один очень сложный вопрос «Допустимы ли телесные наказания в семье?»...
Я работаю с детьми дошкольного возраста и знаю случаи, когда дети приходят на занятия с синяками, с рубцами от родительских побоев. Как поступить в этой ситуации: «Промолчать и сделать вид, что ничего не заметила или бить тревогу?»
Ведущий. Давайте послушаем мнение нашего экспертного совета и предоставим слово инспектору ПДН Прохоровой Тамаре Васильевне.
(Выступает)
Ведущий .Закон, запрещающий бить своих детей, принят в Голландии в 1850 году, во Франции в 1888 году, в Финляндии в 1890 году, в Норвегии в 1935, в Швеции в 1953 году, в Дании в 1968.
Давайте сами примем такой замечательный закон у нас в городе и начнем с собственной семьи.
Музыкальная заставка «Фон 3»
Ведущий. (обращается к Потанину Александру) Сашенька, а какая проблема волнует тебя?
(Нужны ли занятия по интересам детям?)
Потанин Александр. Я учусь с 4 классе и очень люблю вести активный образ жизни. Люблю заниматься в театральном объединении, посещать занятия по спортивному туризму.
Ведущий. Все очень хорошо. А в чем же проблема?
Потанин Александр. Особой проблемы нет, только мои родители не приветствуют занятия вне школы. Они хотят, чтобы я посвящал все свое свободное время только урокам. Хотят, чтобы из меня в будущем вырос грамотный специалист. А занятия по интересам, - говорят они, – это такая ерунда.
Ведущий. Татьяна Владиславовна, а что вы думаете по этому поводу?
Муленок Т.В.Я могу сказать, что при большом желании ребенок может найти время и для учебы и для занятий по интересам, а если он этого не захочет, то будет просто бездельничать и ничем не заниматься. Учеба – это главное, но не единственное. Нужно учиться жить в обществе и жить для общества.
Ведущий. А ведь действительно, нельзя все решать за детей. Ребенок сам должен участвовать в выборе своего жизненного пути.
Музыкальная заставка «Фон4»
Семейная сценка «Ну так кем же быть сыну?»
Отец. Товарищи, товарищи! Вопрос у нас один: растет и вырастает единственный наш сын. Кем становиться сыну? Вот в этом вся причина!
Все поют на мелодию песни «Настоящий полковник».
Мать: Так сегодня скажу, дорогой, я: судьбу сына хотим мы решить.
Пусть растет настоящим мужчиной.
Отец. А в профессии кем ему быть?
Бабушка и дедушка. Это ж надо — шестнадцать годочков,
А вчера еще маленький был
И шалил, как нормальные дети.
Бабушка. Да , я помню, как чайник разбил.
Мать Ну так кем же быть сыну?
Бабушка и дедушка. Ну так кем же быть внуку?
Отец. Ну так кем же быть сыну?
Мать. Да настоящим мужчиной!(Смена настроения)
Мать. Опять все в прошлое взглянули?
Отец. Ну что, смотрю, передохнули?
Продолжи дальше заседанье.
Сын. Батяня, ты опять ведешь собранье!
Отец. Хочу услышать я ответ —
Игорьку быть человеком или нет?
Сын. Я что, сейчас не человек?
Да на дворе уж 21 век!
Дедушка. И верно внучек говорит.
Умеет хорошо пилить!
Отдать его бы на завод ...
Мать. Какой завод? Какой завод? Ну что собрался за народ?
Дедушка. А что, и в чем опять скандал? Я лично заводу многое отдал,
От слесаря и до начальника я дослужил.
И звание почетное я на заводе получил!
Песня на мотив «Вот кто-то с горочки спустился..»
Сын (поет). Зачем династию мне рушить? Служить пойду я на завод,
Дедуля слесарем работал и уважал его народ.
Сын и бабушка. Дедуля слесарем работал и уважал его народ.
Отец. Ну, мать, проблемы-то какие? Подруга лучшая в Москве!
Ну позвони, ну попроси ты, ну не откажет же тебе!
Мать. Сказал: «Москва!» Придумал тоже.
В столицу ехать щас негоже!
И по деньгам не потянуть —
На кошелек бы твой взглянуть!
Отец. На личности, прошу я, не сметь переходить. Ты, сын, скажи народу, ну, как с тобой нам быть?
Сын. Я для себя уж все решил!
(Стук в дверь, вбегает соседка с газовым ключом)
Соседка. Помогите! Сосед сверху затопил, краны, наверное, не закрыл.
И в ЖЭК я дозвониться не могу.
Сын. Я Вам, теть Клава помогу! (Уходит вместе с соседкой)
Дедушка. Думаю вот что об этом: здоровым надо быть при этом.
Бабушка. Дай Бог здоровья Игорьку! Пойду морковку покрошу! (бабушка уходит)
Отец Может, стоматологом мы сделаем сынка —упакован будет тогда наверняка!
Мать поет на мотив песни «Ковыляй потихонечку».
Мать. Ты о чем говоришь сейчас, ненаглядненький мой? Он от крови в обморок упадет сам не свой!
Отец. Что же делать, скажи тогда, нам с тобою, жена?
Мать. Игорька бы пристроить мне, чтоб спокойно жила!
Отец и мать. Бизнесменом, спортсменом или просто врачом,
Или поваром быть ему? Ну, а это причем?
Служит пусть он в милиции, в инженеры пойдет,
На шофера пусть учится — хоть какой-то доход!
Соседка. Скажу вам так, соседи дорогие, дебаты – то напрасные у вас:
Прекрасного вы сына воспитали. Отремонтировал мне кран сейчас
Все аккуратно, с толком и по делу, не каждый слесарь справился бы так.
Бабушка. Ну ты даешь, внучок.
Дедушка. Ну ты чудак!
Отец. Где ты такому научился? Признаюсь: я горжусь тобой!
Мать. Осталась я довольна тоже. Ах, сын единственный ты мой!
Сын. Так говорил же, что в училище учусь я.
Мне специальность слесаря вот так нужна! (показывает)
Мать. Ой, Боже, умираю, голова!
Сын. Ну, мамочка, ты как всегда!
Отец. Ты почему тайком без нас решил все?
Сын. Я не тайком — меня забыли вы спросить,
Кем сам хочу я в жизни этой быть!
Бабушка. И верно, мальчонке жить-то дальше.
Дедушка. Пусть в его жизни будет меньше фальши!
Пусть выберет он то, что захотел.
Бабушка. Ох, лишь бы в жизни преуспел!
Мать. А институт?
Сын. И в институт успею.
Не беспокойтесь — я везде поспею!
Мать. Училище? Нет, только через труп!
Бабушка. Не надо трупов — вари лучше суп!
Отец. Прошу к голосованию я обратиться.
Прошу голосовать и не лениться!
Кто за то, что выбрал наш сынок?
Мать. Воды, воды подайте мне глоток! (мать падает на стул)
Никто голосовать не будет!
Сын. Вот мои руки — пусть они меня рассудят!
Ведущий. Спасибо, ребята, и я хочу задать вопрос Максиму Александровичу.
А какая проблема волнует Вас? (Пьянство в семье)
М. А.Меня волнует проблема одного из моих воспитанников. После вечерних занятий на скамейке в спортзале я обнаружил аккуратно свернутый листок бумаги. Вообще – то я чужих писем не читаю, но на самом видном месте было написано: «Это Вам, Максим Александрович». Я поднял этот листок. Прочитал…(Задумался). А теперь эта проблема постоянно у меня в голове.
Ведущий. А Вы можете поделиться с нами?
М.А. Конечно, я никаких фамилий называть не буду, но думаю, что мой случай не единственный, и озвученная мной проблема волнует многих. (Зачитывает )
Не знаю, кто меня поймет, и кто мне даст совет –
Что делать, если папа пьет, а мне 12 лет?
Мне жаль его, когда домой приходит пьяный он.
Ведь это все же папа мой и бывший чемпион.
Ходили вместе мы в кино, и мяч я с ним гонял,
Но он меня уже давно на водку променял.
А ведь когда – то он не пил, и в прошлые года
Всегда он с мамой ласков был, а грубым никогда.
Что водка – это тот же яд,
Об этом знаю я.
Не зря соседи говорят:
«Несчастная семья!»
Я Вам пишу, а папа спит, не сняв ботинок с ног.
На днях он где – то был избит, а где – сказать не смог.
Он обещал: «Я брошу пить!».Но слова не сдержал.
Когда бы мог один я жить – из дома бы сбежал!
Мне это горько Вам писать,
Но пьянству нет конца.
Так что же делать?
Как спасать запойного отца?...
Ведущий.Что же делать? (Обращается в зал) Что делать, уважаемые соседи? Подскажите.(Выступают родители из зала.)
Ведущий. Подросток размышляет, как спасти запойного отца. Это говорит о том, что сын любит его. Ребенок пытается изменить свою судьбу. Можем ли мы с вами помочь этому мальчику и многим другим, оказавшимся в подобной ситуации?
У нас в городе существует психологическая служба. Вы, уважаемые взрослые, в вечернее и ночное время можете позвонить по телефону доверия и получить экстренную психологическую помощь. А если вашему ребенку необходима очная консультация психолога, то вы можете обратиться по телефону 5-30-32.
Ведущий. Александра Михайловна, а с какой же проблемой пришли Вы?
( Памятная вещь близкого человека… Можно ли ее отдать в школьный музей? Или она обязательно должна храниться дома? )
Мишина. Я не буду называть имен и фамилий, а просто расскажу об инциденте, который произошел у нас в музее. Мы с ребятами собирали экспонаты для новой выставки, посвященной 65 – летию со Дня Победы. Ребят очень заинтересовала эта работа, они с интересом рассказывали о своих родственниках, защищавших мир на земле, приносили личные вещи погибших, старые фотографии, именные награды. Но не обошлось и без проблем. Однажды на занятия пришла девочка с мамой. И сразу было понятно, что в семье проблема, и я к ней тоже причастна. Мама с порога стала обвинять меня, а дочка стояла в стороне и тихо плакала.
Ведущий. Александра Михайловна, так что же случилось?
Мишина. Оказывается, девочка принесла в музей последнее письмо с фронта своего прадедушки, ничего не сказав родственникам. Мне, конечно же, пришлось вернуть эту ценную вещь, но меня мучает вопрос: « А правильно ли поступила мама?». Помогите, пожалуйста, разобраться.
Ведущий. Я хочу попросить ответить на поставленный вопрос музееведа со стажем, методиста Дома туризма Онюшеву В.А.. (Выступает)
Ведущий.Конечно же, плохо, что ребенок без спроса, совершает какие – то поступки. Но я думаю, что в этой истории скрыта и другая проблема. Проблема недоверия, непонимания между родителями и детьми. Задумайтесь, а почему дочь ничего не сказала матери о намерении передать семейную реликвию в дар музею? Я думаю, это произошло потому, что между самыми родными людьми как мать и дочь нет доверительных отношений, а это очень страшно.
Музыкальная заставка «Фон5»
( Гаснет свет. Появляется маска откровений.)
(Размышления матери)
Маска откровений. Здравствуйте.
Ведущий. Уважаемая маска, что у вас произошло, расскажите подробнее.
Маска откровений. Я не хочу, чтобы моя дочь и ее подруги узнали меня, поэтому скрываю лицо. Дело в том, что моя дочка в последнее время очень увлеклась туризмом, занимается в одном из ваших объединений и дома взахлеб рассказывает о занятиях, о том, что скоро они с ребятами пойдут в многодневный поход, уже на зимних каникулах. А летом она будет участвовать даже не в простом походе, а в водном сплаве. Ужас!
Поймите меня правильно, она у меня самое дорогое, что есть на свете, это мой единственный ребенок, я воспитываю ее без отца. И меня не покидает чувство страха: как бы не дай бог чего-нибудь с ней не случилось. Сами понимаете, в какое время мы живем, опасности подстерегают детей на каждом шагу. Я ее и в загородный лагерь ни разу не отправляла. Наслышалась от знакомых, начиталась в газетах, что там происходит, особенно по ночам, ведь воспитатель не может уследить за всеми, да и не все воспитатели - ответственные люди. А моя дочь- видная девочка, ей скоро 14 лет Как представлю, что в походе девочки с мальчиками сутками вместе…Сердце сжимается. Беспокоюсь за дочку, за ее здоровье. Говорю, что не разрешу ей идти в поход. Она – в слезы. Мы начали ссориться. Чувствую, что дочь как-то сторониться меня стала. Что делать?
Ведущий.Я хотела бы переадресовать этот вопрос туристу со стажем Лыченковой Татьяне Анатольевне.
Лыченкова Т.А. А всё очень просто, нужно пойти в поход вместе с дочерью, и все сомнения рассеются.
Ведущий.Мы рассмотрели несколько примеров взаимоотношений родителей и детей…А теперь я еще раз хочу остановиться на вопросе взаимопонимания и взаимовыручки.
Взаимопонимание, взаимовыручка. Говорим ли мы об этом с детьми? Всегда ли своим собственным примером воспитываем в детях эти качества? А может быть, иногда бывает и так?
Сценка Домашнее сочинение «Как я помогаю маме»
Музыкальная заставка «Фон6»
Ведущий.Витек склонился над столом и сжал виски руками
Он сочиненье пишет «Как я помогаю маме».
То ручку погрызет Витек, то засопит угрюмый.
Названье есть, а дальше что? Попробуй – ка, придумай!
Но тут из кухни мама вдруг негромко сына кличет…
Мама. Витюнчик, сбегай в магазин. Мне соли бы и спичек.
Витя.Что ты! Ведь я над сочиненьем бьюсь, еще полно работы,
С высоким творчеством в разрез идут твои заботы.
Ведущий.Примолкла мама, а сынок в тетради вывел фразу:
(Витек пишет и по слогам проговаривает)
Витя. «Для мамы что – нибудь купить всегда бегу я сразу…» (Пауза)
Мама. Витюня, ты мне нужен.
Я – в магазин. А ты почисть пока картошечки на ужин!
Витя. Еще чего? Мне даже слушать тошно.
Тут сочинение, а ты с какою – то картошкой…
Ведущая. Исчезла мама, а сынок в тетради подытожил.
(Витек пишет и по слогам проговаривает)
Витя. «Я завтрак маме сам варю, обед и ужин тоже…»
(Занавес закрывается)
Ведущий. Зачастую обещания ребят расходятся с делом, а просьбы родителей остаются без ответа. А не потому ли это происходит, уважаемые товарищи взрослые, что мы с вами свои дела считаем более важными, и подчас сами являемся примером невыполнения своих обещаний.
Мы всегда заняты, у нас никогда нет времени на детей, поэтому и происходят такие жизненные истории…
Сценка "Чему учат дети…"
Занавес открывается. Бабушка занимается по хозяйству. Стук в дверь, входит Ваня.
Ваня. Бабуля, можно я у тебя уроки сделаю? А то я ключи потерял.
Бабушка. А родители – то где?
Ваня. Как где? На работе, а брат на улице гуляет.
Бабушка. Ну ладно, проходи, сейчас на стол соберу.
Ваня. Да что ты, бабуля. Нам опять столько задали – кушать некогда.
Стук в дверь, врывается Коля. Он пришел с улицы, бегал после уроков Замерз.
Коля. Бабуль, можно я у тебя поем, а то так проголодался. О! А ты что тут делаешь?
Ваня. Уроки учу!
Коля. Ну ладно, я тоже с тобой учить буду.
Ваня. (Открывает учебник по литературе.) Петр Ершов «Конек – Горбунок»
Коля. …когда мы проводим окружность, то у нас получается...
Ваня..... ... Иван -дурак! Мы от всей души смеемся над ним, ведь это ...
Коля. ..перпендикуляр, опущенный из вершины треугольника.
Бабушка (смеясь). Иван – дурак - это перпендикуляр? Такого я еще не слышала, а чем это вы тут занимаетесь? К юморине что ли готовитесь?
Коля. Какая юморина, мы же уроки учим.
Бабушка. А что, у вас так в книге написано? Мы такого не проходили…
Ваня. Все, литературу выучил, начну биологию.(Читает учебник биологии) Слон - представитель семейства млекопитающих, отряд хоботных. Он живет...
Петька. ...под углом в 30 градусов…
Бабушка. Какая я стала умная…Теперь и я знаю, что Иван дурак – это перпендикуляр, а слон живет под углом в 30 градусов.
Ваня. Ой, что же мы натворили?! (переживает)
Коля. Прикольно бабушку мы научили?! (веселится)
Ваня. Кончай придуриваться, пошли домой, родители с работы скоро придут.
(Занавес закрывается)
Ведущий. Мы постарались разыграть самые типичные ситуации из нашей жизни. Может, и у вас такое бывало, но сегодня праздник, а вы милые мамы и папы – самые прекрасные родители на Земле и вам наше уважение и благодарность.
Ведущий. А сейчас слово директору Дома туризма Лобанову В.Н.
(Вручение Благодарностей родителям)
Музыкальный номер Гаева Даша
Ведущий. Мы благодарим всех участников и зрителей нашей программы.
И говорим всем вам:
Будьте ближе к своему ребенку.
Любите его таким, какой он есть;
Помните, ребенок ни в чем не виноват. Он вырос
таким потому, что это мы заложили в него свои
гены и воспитали его.
Музыкальный номер А рыкова Е.А.
Ведущий. Уважаемые родители, мы благодарны вам за встречу и предлагаем вам всегда оставаться вместе с детьми во всех их начинаниях.
Литература:
1. Л.А.Байкова. Семья и школа. Каково их взаимодействие. //Справочник заместителя директора по воспитательной работе. 1999. с120 -134.
2.Е.Сухарь. Ошибки семейного воспитания./Сухарь Е.//Школьное воспитание.2005-№3-с.46-47.
3. АзаровЮ.П. Семейная педагогика. – М., 1985.
19
18
17
4
16
5
15
6
14
7
13
8
12
9
11
10
|
|
|