|
«Красота и богатство родного языка»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
русского языка в 6 классе по УМК С. И. Львовой и В.В. Львова
на тему:
«Красота и богатство родного языка».
1. ФИО (полностью): Козлова Лариса Александровна
2. Место работы: МБОУ « Судогодская СОШ № 1 »
3. Должность: учитель русского языка и литературы
4.Тема и номер урока: Красота и богатство родного языка, тема № 1 по теме
5. Цель урока: обеспечить формирование представления о красоте и богатстве русского языка, об особенностях структуры учебника, содержании курса русского языка в 6 классе
6. Задачи:
- предметные – обеспечить восприятие, осмысление текста-высказывания на лингвистическую тему; формирование представления о речевом этикете как правилах речевого общения;
- развивающие – развивать орфографическую зоркость, внимание, культуру речи; формировать умение строить устное и письменное высказывание на лингвистическую тему.
- личностные – обеспечить формирование любви к родному языку.
7.Тип урока: комбинированный
8.Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
9. Необходимое техническое оборудование – компьютер для учителя, проектор, экран.
10.Структура и ход урока.
Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Учитель приветствует детей, высказывая добрые пожелания. В результате создается положительная эмоциональная направленность.
- Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Отгадайте загадку: Если б не было его, не сказал бы ничего. (написано на доске ).
- Это язык.
- Какие значения слова язык вам известны?
Значение слова язык по Ожегову: (выведены на экран)
Язык - речь, способность говорить.
Язык - такой орган животного как кушанье.
Язык - совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе, стиль.
Язык - народ, нация.
Язык- система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию.
Язык - то, что выражает, объясняет собой что-нибудь.
Язык - о чем-нибудь, имеющем удлиненную, вытянутую форму.
Язык - металлический стержень, производящий звон ударами о стенки.
Язык- исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.
Язык - пленный, захваченный для получения нужных сведений.
Язык - подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения, у человека участвующий также в артикуляции.
- Какое из значений мы будем обсуждать на уроке? ( язык – это система, орудие общения)
- Объясните, что значат слова красота, богатство языка?
Учащиеся вместе с учителем выясняют, что богатства речи — это количество слов, которые мы используем. У Пушкина, например, в обращении было более двадцати тысяч слов. Но о богатстве речи судят не только по количеству слов, а прежде всего по умению использовать эти слова, учитывая их разные значения, стилистическую окраску. Большинство слов русского языка многозначно, и это их свойство является источником выразительности речи (это многозначность и переносное употребление слов.)
Источником богатства речи являются также синонимические ряды слов.В фонетике такими средствами являются звуки, их подбор и сочетание, богатейшие особенности русской интонации. Русский язык выделяется среди других языков удивительным богатством словообразовательных морфем, прежде всего суффиксов. Одни придают слову пренебрежительную окраску (книженция, офицерье), другие — уменьшительно-ласкательную (сынишка, бабуля), в третьих отображена оценка (старичок и старикашка, старикан). Морфемы создают богатейшие возможности для образования слов различных частей речи, с помощью словообразовательных морфем конкретизируются значения однокоренных слов.
Грамматика также является источником богатства и выразительности речи. Богатство стилей русского языка также служит источником выразительности речи.
- Итак, какова наша с вами учебная задача? Какую цель преследуем на уроке? Что сегодня предстоит нам выяснить? (Дети высказываются, формулируют тему урока).
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.
- Прочитайте высказывания писателей.
- О каких качествах русского языка размышляют авторы?
На доске (слайде).
Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск…
К. Г. Паустовский
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.
Н. В. Гоголь
Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего.
Толстой Л. Н.
Учащиеся делятся своими мыслями.
Задание:
Выберите понравившееся вам высказывание и напишите сочинение-миниатюру о том, как вы понимаете высказывание писателя.
3. Выявление места и причины затруднения.
- Какие трудности возникли у вас? Предлагаю составить алгоритм написания сочинения:
1. Записать высказывание писателя.
2. Истолковать значение фразы.
3. Выразить собственное мнение. ( Я согласен (не согласен) с высказыванием….Писатель прав.(не прав).
Учащиеся пишут сочинения. Проверка выполненного задания.
4.Построение проекта. «Учебник. Почему он так построен?»
Групповые задания на карточках.
1 группа.
1. Рассмотрите обложку, форзацы, титульный лист
2.Что на них изображено?
3.Почему именно эти фотографии размещены на обложке?
4. Какие сведения содержатся на форзацах учебника?
5. О чем вы узнали, прочитав титульный лист?
2 группа.
1. Прочитайте оглавление учебника.
2. Назовите разделы лингвистики, изучение которых вам предстоит в этом учебном году.
3.Какие ещё разделы науки о языке вы изучали в 5 классе?
4. Перечислите части речи, которые изучаются в 6 классе в разделе «Морфология».
5.Сведения о каких частях речи вам не известны?
3 группа.
1.Посмотрите, как распределен материал по каждой части речи, в какой последовательности?
2. Какие специальные типы упражнений представлены в учебнике?
3.Как вы объясните условные обозначения, данные в учебнике?
4.Каково назначение эпиграфов, представленных в начале каждого раздела?
5. Какие специальные рубрики используются в учебнике?
4 группа.
1. С какой целью даются вопросы перед теоретическими сведениями и после них?
2. Какая информация и для чего дана на плашках учебника?
3. Какие словарики и планы языкового разбора даны в приложении?
4.Какие репродукции картин даны в приложении?
5. Каково назначение большого количества рисунков, фотографий в книге?
Вывод делают учащиеся: учебник так построен, чтобы изучать русский язык как систему, чтобы школьникам было интересно на уроках, чтобы учащиеся умели строить устные и письменные высказывания на лингвистическую тему, чтобы лучше запоминать научные сведения о языке.
5. Первичное закрепление изученного. (упр.1.)
- Ребята, прочитайте эпиграф. Подготовьте выразительное чтение. Согласны ли вы с данным высказыванием? Раскройте его смысл. Почему этот эпиграф помещен в начале учебника?
6. Проблемное задание. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Работа в парах.
- Прочитайте стихотворение.
В нашей школе клёво всё! Нам «хвосты» не ставят.
Мы с уроков не линяем - за домашкой кочумаем.
Лучше б телик поглазеть да с друзьями побалдеть.
Но класснуха маме сдаст, будет дома крик «Атас!»
Если срежусь на контроше, то не еду за бутор,
Родоки одни отвалят, я ж пойду гулять во двор.
Жаргонизмы - это круто! Но не нужно забывать,
Что такие обороты лучше вовсе избегать!
-Нравится ли вам оно? Передайте смысл стихотворения, используя правильный литературный язык. Запишите свой ответ.
Взаимопроверка по эталону. (Помещен на слайде) (см .приложение).
7. Включение в систему знаний. Тренировочные упражнения.
(упр.2, устно – упр.3)
Организуется беседа, чтобы в ответах ребят были выражены мысли о том, что речевой этикет нужен и в письменной, и в устной речи, он помогает установить между людьми доброжелательные отношения, проникнутые уважением и доверием. Люди, следующие правилам этикета, внимательно относятся к своим собеседникам, стремятся понять их и никогда не произнесут тех слов, которые могут оскорбить человека. Выражать мысли правильно поможет изучение красоты и богатства языка.
8.Рефлексия.
Подведение итогов работы в группах, парах. Выставление баллов.
Самооценка своей деятельности и класса.
Читается стихотворение «Выучи русский язык» С. Абдулла (подготовленный ученик).
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре,
Выучи русский язык!
Он твой наставник, великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова –
Выучи русский язык!
Мир разобщённых безрадостно тесен,
Спаянных мир бесконечно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен –
Выучи русский язык!
9. Домашнее задание.
- Обдумайте домашнее задание, выберите задание сами.
Домашнее задание двух уровней.
Высокий уровень:
Составить кроссворд по теме: «Красота и богатство родного языка.».
средний уровень: приведите примеры речевых этикетных формул, которые используются в ситуациях приветствия , прощания, выражения благодарности, пожелания, просьбы.(упр.3.письменно)
Приложение.
Эталон.
В нашей школе замечательно! «Двойки» нам не ставят.
Мы с уроков не бежим – за заданьями сидим!
Можем долго отдыхать, если сделать их на «пять»!
Если я решу задачки, то отправлюсь отдыхать,
Образованным ребятам нужно всюду побывать!
В своей речи жаргонизмов буду точно избегать!
|
|
|