|
Исследовательская работа «Исчезнувшие памятники архитектуры»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15»
ОКРУГА МУРОМ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Исследовательская работа
«Исчезнувшие памятники архитектуры»
Подготовила:
Зайчук М.Н.
руководитель курса
«Основы православной культуры»
2012 год
Содержание.
1. Пояснительная записка.
2. Цели и задачи.
3. История исчезнувших храмов:
а). Георгиевская церковь
б). Собор Рождества Богородицы
в). Христо-Рождественская церковь
г). Николо-Можайская церковь
д). Николо-Зарядская церковь
4.Используемая литература.
Пояснительная записка.
Многочисленные памятники зодчества города Мурома 16-17 веков отличались богатством и разнообразием. До настоящего времени дошли лишь некоторые из них.
Представление об архитектурном облике города этого времени помогают составить описи 1566, 2573, 1624 и 1637 годов.
В Муроме всего было тридцать четыре церковных строения. Это три храма на территории кремля; одиннадцать – в четырех монастырях; девятнадцать – на приходской земле.
В ходе раскрытия этой темы сегодня особенно актуальным становится вопрос о варварском отношении к памятникам старины, об их защите и сохранении и, конечно же, о возрождении храмов.
Главная задача знакомства с утерянными храмами - это формирование у учащихся представления об архитектурных памятниках как хранителях памяти о своем времени, о тех, кто строил и украшал города, о бережном отношении к истории своего города.
Изучение данного материала должно стать уроком для подрастающего поколения о недопустимости разрушения архитектурных памятников, искажая неповторимость и красоту родного города. Без памятников архитектуры город не мог бы иметь свое неповторимое лицо. Встреча с архитектурными памятниками своей «малой родины» должна стать событием для детей, связанным с фундаментом формирования патриотических чувств.
Следует использовать метод образных ассоциаций, метод сравнения, помогающий ученикам острее увидеть своеобразие облика храма. Обязательно необходимо совершать с детьми реальную или воображаемую экскурсию по родному городу, используя зрительный материал с местными достопримечательностями.
Цель – воспитание духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств учащихся через знакомство с историей утерянных памятников архитектуры родного города.
Задачи:
1. Изучить историко-краеведческий материал исчезнувших памятников архитектуры города Мурома.
2.Обозначить наиболее актуальные проблемами сохранения историко-культурного наследия.
3.Способствовать возрождению культурных ценностей и духовных начал подрастающего поколения.
Исчезнувшие памятники архитектуры
Время не пощадило памятников зодчества. Они погибали от вражеских нашествий и пожаров в ранний период его истории, уничтожались в новейшее время. С конца 1920-х годов волна борьбы с религией сметала храмы по всей стране. В Муроме большинство церквей были закрыты в 1929 году.
Георгиевская церковь (ныне не существующая) находилась на северо - восточной окраине города в Кожевниках и располагалась вблизи с колокольной Воскресенского монастыря, на самом северном городском холме и завершала панораму целого ансамбля Мурома со стороны реки.
До середины 17 в. была деревянной, которая в 1616 году была сожжена поляками. Каменная Георгиевская церковь была заложена в 1651 году на средства муромского купца Сидора Матвеевича Лопатина. В муромском музее сохранилась Благословенная грамота архиепископа Рязанского и Муромского Мисаила на построение каменной церкви во имя великомученика Георгия, данная Лопатину на строительство храма. Особенностью Георгиевского храма была прямоугольная форма алтаря. Церковь Георгия начинала период каменного строительства в Муроме, когда на основе «московского стиля» складывался свой местный вариант строительной традиции. Каменная церковь была построена во имя великомученика Георгия с приделами св. мученика Никиты и св. мученика Бориса и Глеба. Церковь имела вид куба, к которому с востока примыкал алтарный выступ, а с запада так называемая трапеза; над кубом на глухих фонарях возвышалось пять глав.
Росписи в храме были выполнены маслом.
Известен вклад Лопатина Сидора Матвеевича в этот храм из пяти икон 1669 года, некоторые хранятся в муромском музее.
К сожалению, Георгиевская церковь была разрушена в 1936 году прошлого столетия, как и многие другие храмы.
В 1930-е годы были снесены Рождественский собор 16 в. и 7 каменных церквей 17-18 вв.
Богородице - Рождественский кафедральный собор занимал самое лучшее место в городе, на горе называемой Воеводской, возвышающейся над рекой (ныне Окский парк).
Это была соборная церковь города с кафедрой епископа Рязанского. Муромский Богородицкий собор был одним из замечательных памятников русского национального зодчества 16 века. Его архитектура напоминала Успенский собор во Владимире.
При Иване Грозном собор был увенчан тремя главами. В 17 веке, после ремонта кровли, храм сделали пятиглавым, что в то время стало любимым декоративным приемом русской архитектуры. В 1873 году Богородицкий собор был отреставрирован под руководством губернского архитектора Н. Артлебена.
В Богородицком соборе покоились мощи благоверного князя муромского Петра и супруги его Февронии.
В 1468 году здесь молился великий князь Иоанн Васильевич III.
В 1549 и 1552 годах здесь молился также царь Иван Васильевич Грозный.
А вот так выглядят задворки некогда шумевших площадей.
Увы! Ни собор, ни колокольня не украшают уже эту площадь.
Архитектурный облик исторической части Мурома сложился в 19 - начале 20 в., после пожаров 1792 и 1805 гг., уничтоживших практически весь старый деревянный город. Новый город стал застраиваться по генеральному плану, разработанному автором регулярных планов многих русских городов Иваном Лемом и утвержденному Екатериной II еще в декабре 1788 г. Для планировки была принята прямоугольная сетка одного размера кварталами и стандартной шириной улиц, ориентированных на доминанты церквей. То есть авторы «прожектированного плана при всем его схематизме всё же сумели вкомпановать в него сложившиеся градообразующие величины – церкви и площади.
Восточный конец Московской улицы переходил в обширную рыночную площадь со зданием торговых рядов и двумя храмами. На перекрестке улиц Московской и Рождественской (ныне ул.Ленина) возвышалась Христо-Рождественская церковь.
Стояла на месте современного здания администрации г. Мурома.
Церковь Рождества Христова упоминается уже в сотной книге г. Мурома 1574 года.
После пожара 1792 г.церковь Рождества Христова перестроили, в 1845 г. была сооружена колокольня.
31 мая 1929 г. пленум горсовета возбудил ходатайство о закрытии церкви. Закрыта постановлением ВЦИК 30 января 1930 г. Разобрана на кирпич в августе 1930 г. Колокольня взорвана.
В те же 30-е годы была разрушена и Николо-Можайская церковь, которая располагалась вблизи перекрёстка улиц Никольской и Можайской (соответственно Первомайской и Комсомольской), где ныне установлен памятник Р.А.Белякову.
Николо-Можайская церковь была построена после казанского похода 1552 г. в Муроме по повелению Ивана Грозного. Впервые упоминалась в 1566 г., но, как известно из писцовой книги 1637 г., в 1630 г. сгорела.
По преданию, каменная церковь Николы Можайского после пожара 1630 г. была воздвигнута рядом с разрушенной церковью Муромским купцом Веневитиновым и посвящена казанской Божией матери. В каком году было это восстановление, точно не известно, примерно в 1670-1690 гг. Это была каменная пятиглавая церковь Казанской Богоматери с приделом Николы. По своей архитектуре она напоминала Воскресенский собор и Георгиевский храм в Муроме.
В первой половине 19 века был пристроен придел Спаса муромскими купцами Бушуевым, Иваном Никитичем Зворыкиным, Иваном Николаевичем Гейцыгом.
К западной стене Казанской церкви примыкала колокольня с шатровым верхом. Закрыта церковь в 1929 г., в 1930 г. была разрушена.
Рядом с Богородицким собором, в торговой части города находилась Николо-Зарядская церковь. Она была построена в то же время и на той же улице, что и Николо-Можайская церковь, у торговых рядов ("за рядами"), напротив здания современного музея. Другой муромский купец Иван Леонтьевич Смолин построил храм Николы вместо обветшавшей деревянной церкви. Этот храм получил название Зарядского, так как располагался за торговыми рядами на базарной площади.
Вместо этой деревянной церкви в 1675 - 1677 гг.был построен каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца с приделом в честь св. Леонтия Ростовского Чудотворца.
Несохранившийся храм Николы Зарядского был одним из лучших памятников зодчества второй половины 17 века в Муроме. Он, в отличие от других церквей города – пятиглавых и трехапбсидных, был одноглавым с одноабсидным алтарем. По стенам в два яруса шли окна, обрамленные изящными колонками с типичными для Мурома завершениями в виде теремков. К церкви была пристроена колокольня с восьмигранным шатром, на южной стороне которой в двух местах были резные горельефные изображения двухглавых орлов. Одно из них сохранилось в Муромском музее. Кресты Никольской церкви были увенчаны царскими коронами.
Закрыта в январе 1930 г. и передана под склады Муромскому объединению льняных фабрик. Снесена во второй половине 30-е гг.
Жаль, что эти памятники архитектуры уже не украшают наш город. Отрадно, что многие храмы в наше время возрождены на месте утраченных, но многие, в том числе о которых рассказывалось, бесследно исчезли. И кто знает, может и их судьба когда-нибудь возродится? Нужно помнить, что уничтожая эти особенные, неповторимые и вместе с тем родные каждому русскому человеку архитектурные сооружения, уничтожается культура города, культура целого народа. А без своей культуры такой народ стирается с лица земли.
Нужно сохранять и беречь свои культурные корни, без которых невозможно сохранение своего народа.
Данная исследовательская работа может быть использована как материал для факультативных занятий по «Основам православной культуры» и в качестве материала для экскурсий по городу с учащимися.
Используемая литература:
1. Интернет-статьи Историко - статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. - Вып.4. - Владимир, 1897.
2.Н.А.Беспалов «Муром. Памятники искусства 16-начала 19 вв.
«Верхнее-Волжское изд., Ярославль, 1971 г.
3. Н.А.Беспалов «Муром. Памятники архитектуры искусства», изд. «Советская Россия», М., 1990 г.
4. «История Мурома и Муромского края», Муром, 2001 г.
5. «Господь поставил меня собирателем» А.А.Епанчин, Муром, 2002 г
|
|
|