|
Краеведение как условие восстановление духовно-нравственного воспитания учащихся
Краеведение как условие восстановление духовно-нравственного воспитания учащихся.
Автор: О.В. Ветрова - учитель истории и обществознания
МБОУ Лопуховской СОШ Руднянского муниципального района
Анализ сложившейся ситуации показывает, что у современной молодежи существует проблема, связанная с отсутствием нравственных критериев оценки поступков человека по отношению к самому себе и обществу, в котором он живет. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовного здоровья для формирования нравственной личности гражданина и патриота России. Особое значение имеет возвращение к традиционной системе нравственности, сформированной Православием: уважение к старшим, терпение и терпимость к окружающим, умение признавать свои ошибки, послушание, целомудрие, милосердие.
Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности. Интегрированные с краеведением уроки дают учащимся более широкое и яркое представление о взаимосвязи истории России с историей родного края. Они развивают творческий потенциал учащихся, побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей. Я широко использую организационно-деятельностные игры. Они не только оживляют уроки истории, но и позволяют формировать базовые компетенции учащихся. Если говорить о формах внеурочной работы, то, на мой взгляд, эффективное решение – создание и организация работы научных обществ учащихся. НОУ позволяет реализовать личностно ориентированный подход, педагогику сотрудничества, поддержку одаренных детей, выстраивать индивидуальную траекторию развития личности. Исследовательские и проектные работы презентуются как в школе, привлекая других детей, так и в конкурсах различного уровня. В своей деятельности широко использую музейную педагогику не только для воспитания социально-значимых качеств личности, но и для формирования базовых компетенций.
Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный принцип духовно-нравственного воспитания учащихся.
На обширной территории Волгоградской области, на берегах ее рек раскинулись города и множество старинных поселений со своей особой красотой. Я представляю один из самых удаленных, но от этого не менее уютных и живописных уголков Волгоградской области. На территории нашего села Лопуховка нет всемирно известных обителей, но есть старинные величественные храмы. В целях сохранения культурного наследия обеспечения учёта, сохранности, содержания, использования и реставрации памятников истории и культуры Волгоградская областная Дума своим постановлением утвердила список памятников истории и культуры на территории области, подлежащих государственной охране, как и памятников местного значения.
По Руднянскому району в этот список вошли и объекты, находящиеся на территории нашего села Лопуховка. Это церковь Николая Чудотворца (1814 г.), церковь Михаила (1873 г.) и церковь Сергия Радонежского (1832г.). Для духовно-нравственного воспитания учащихся большое значение имеет знакомство с этим богатым архитектурным наследием.
Церковь Николая Чудотворца в Лопуховке построена в восточной части села 1814 году на средства прихожан. Особенностью этого небольшого храма является расположение трехосной трапезной. К четверику с востока примыкает тяжелая полукруглая апсида. Ненамного превышает высоту главного четверика колокольня. Над двусветным четвериком храма поднимается высокий сомкнутый свод, прорезанный со всех сторон мокарнами. Финальным акцентом в композиции храма служит четырехгранный фонарик с маленькой главкой. Рустованные лопатки на северном и южном фасадах образуют наложенные на стены портики с треугольными фронтонами. Над каждым из них – по большому сегментному окну. Основной декоративный элемент в Никольской церкви – руст. В интерьере сохранились фрагменты живописи. В медальонах в простенках между окнами изображены евангелисты. Хотя живопись сильно загрязнена, все же можно отметить ее хороший профессиональный уровень. После закрытия церкви 15 ноября 1933 года долгое время в ней находилась машинно-тракторная мастерская. Многие односельчане рассказывали, что ее пытались несколько раз разрушить – взрывали, тянули за стены тракторами, но всё напрасно. Прочность конструкций не позволила разрушить этот архитектурный памятник старины.
Церковь Архистратига Михаила построена в западной части Лопуховки в 1873 году на средства прихожан. Является одним из примеров отхода от классицизма и обращение к каменному зодчеству 17 века. В облике села вместе с церковью Николая Чудотворца образует живописный архитектурный комплекс села. На использование традиций классицизма в этом храме указывает то, что плоскости стен храма, трапезной и алтаря подчеркнуты филенками, нишами. В колокольне же дают о себе знать древнерусские мотивы. Храм украшают росписи в хорошем состоянии. В росписях используются произведения итальянских художников. Так, в алтарной конхе – «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.
В нескольких километрах от Лопуховки рядом с кладбищем на подъеме рельефа стоит церковь Сергия Радонежского (1832). Немым укором возвышаются над живописными просторами останки храма Сергия Радонежского.
В 2007 году рядом с храмом была построена часовенка. Люди близ лежащих сел посещают ее охотно. Приятно видеть просветленные лица людей, чувствуется, что они рады событию. Очень хочется, чтобы наши замечательные храмы были восстановлены, чтобы из расположенных рядом звонниц, как в добрые старые времена, по всей округе разносился колокольный звон.
Актив школьного краеведческого музея МОУ Лопуховской СОШ, НОУ «Ритм» уделяет большое внимание вопросам изучения истории села, церквей, находящихся на территории района и села, судеб людей, наших земляков, тем или иным образом связанных с историей нашего старинного поселения. При этом знакомство с православным укладом жизни, праздниками, национальными традициями и обрядами духовно обогащает учащихся, помогает понять и познать себя как представителя русской нации.
Использую различные формы работы: экскурсии к святыням, создание презентаций и туристических маршрутов, лекции. В учебном диалоге учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение учащихся и преподавателя.
Моя работа по духовно - нравственному воспитанию направлена на формирование гуманизма, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры. Возвращение к историческому наследию, духовным истокам позволит получить положительные результаты в воспитании подрастающего поколения. Осознание духовно-нравственных ценностей поможет моим ученикам меньше ошибаться в жизни, быть более устойчивыми дурному влиянию. Я уверена, что они вырастут порядочными и своими поступками не запятнают право называться человеком; сильными и преодолеют все невзгоды и трудности; мудрыми и активными, внесут свой вклад в развитие общества; добрыми, гуманными и милосердными, что поможет им никогда не быть одинокими и может гарантировать плечо верного друга в трудную минуту; счастливыми и здоровыми!!!
|
|
|