|
Уроки истории: школа, общество, жизнь (в рамках реализации фгос ооо) Секция 8
Доклад для участия в международной научно-практической конференции уроки истории: школа, общество, жизнь
(в рамках реализации ФГОС ООО)
Секция 8. Родной край в историческом ракурсе: вопросы исторического краеведения, музейной педагогики и исследовательской работы.
Скачкова Наталья Васильевна
учитель истории и обществознания
МБОУ «Ветютневская СОШ»
Фроловский муниципальный район
Волгоградская область
Академик Д. С. Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечает, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость и если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле.
“Свои истоки любовь к Родине берет в стране нашего детства - отчем крае, чей светлый образ навсегда остается в сердце каждого”, говорили мудрые.
Историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков, занимает важноe место в формировании патриотизма молодого поколения. В современной России эта проблема крайне актуальна. Она является важнейшей составляющей в формировании в подрастающем поколении активной гражданской позиции, социально значимых качеств. В связи с этим неуклонно возрастает роль исторического краеведения в учебной и внеурочной работе. К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством. Изучение истории родного края способствует воспитанию патриотизма, дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе.
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации об истории своей семьи и необходимых знаний об истории родного края. Изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории не может в полном объеме охватить богатейший материал по родному краю и применить поисково -исследовательскую методику.
Работать над исследовательскими проектами по истории родного края я начала давно. Первые работы были посвящены землякам-участникам Великой Отечественной войны, сбору материала о людях нашего хутора, кто оставил след в его истории, их обычаях, традициях. Основной смысл этой деятельности вижу в том, чтобы помочь ученикам лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его истории, традиций и культуры и их взаимосвязь с историей и культурой страны, развить свои собственные способности. Ученики с удовольствием пишут исследовательские работы, выступают перед учениками школы, участвуют в конкурсах, являются их победителями и призерами.
Весь собранный материал исследовательских проектов можно разделить по двум направлениям: «Культурное наследие», «Земляки». Рассмотрим конкретно каждое из направлений.
Культурное наследие. Наша страна огромна и прекрасна. Богаты её леса и недра, полноводны реки и озёра, талантлив народ. Только узнав свою малую родину, полюбив её, в будущем мы можем стать настоящими хозяевами своей родины.
А начинается эта любовь с изучения своего родного края, родного языка, места, где ты родился и рос, с появления уважения к своим землякам, людям, которые тебя окружают, помогают тебе, поддерживают тебя в жизни.
Многое пережил наш народ на протяжении всей её истории. В разные времена народу помогала выжить песня. Вся жизнь наших предков сопровождалась пением. Особое внимание народа во все времена привлекала песня – частушка. Исследовательская работа « Частушка: её распространение среди жителей хутора Ветютнев» была представлена на межмуниципальный краеведческий конкурс исследовательских работ. Данная тема была выбрана далеко не случайно. Учащиеся, представляющие эту работу увлекаются вокалом, участвуют в различных песенных конкурсах. В ходе исследования они проанализировали частушки и пришли к выводу, что их исполнение -это один из способов сохранить народную песню, сохранить историческую память народа, связь старшего и среднего поколений, жителей деревни и города. Ребята убедились в том, что частушка выражает различные черты человеческого характера. Частушки всегда создаются и исполняются только на современные темы, на события, которые волнуют человека сегодня, сейчас. Иначе говоря, частушки о вчерашнем дне уже не поют. Именно этим объясняется относительная недолговечность основной массы частушек.
Занимаясь подборкой и изучением материала, встречаясь с жителями хутора, узнавая новое для себя, учащиеся получили огромное удовольствие не только от результата своей работы, но и от общения с людьми. Многое узнали об их жизни, об их увлечениях. К защите данного проекта был представлен наглядный материал: раскладушка под общим названием «Авторская частушка», а так же «Литературный альманах», куда вошли частушки разных жанров. Данный материал может использоваться во внеурочной деятельности.
Наши земляки. Работы данной тематики посвящены жизни и деятельности земляков. Одна из последних работ посвящена легендарному земляку, который прошел долгий путь «От простого ветютневского парня к капитану команды Кремлевской школы верховой езды». Целью нашей работы было: доказать, что деятельность моего земляка Полякова Павла Анатольевича помогает возрождать традиции казаков, знать свои корни, помнить и чтить свою историю, воспитывать молодежь, достойной своих отцов, прадедов, воспитывать лучшие качества человека и гражданина: уважение к старшим, своей семье, понятие чести и достоинства. Ведь вся многолетняя история России связана с боевыми традициями кавалеристов. Во всем мире признавался высокий уровень казачьего конного боевого искусства. Сегодня оно практически не востребовано и через некоторое время будет окончательно утрачено. К счастью в России пока еще теплятся исторические конные традиции, прежде всего казачье боевое искусство и все, что с ним связано. Сегодня остались единицы тех, кто владеет этим искусством. Утрачивается целый пласт национальной культуры, принесший мировую славу русскому воину, казаку-кавалеристу. В ходе исследования ребятам предстояло:
изучить печатную литературу, архивные документы, материал, имеющийся в музее, который находится на территории хутора и музейной комнаты, которую своими руками создала мама- Полякова Нина Степановна;
сопоставить полученные данные с материалом в Интернет – ресурсах;
рассказать о долгом пути моего земляка к восхождению к вершинам своего мастерства;
установить, может ли деятельность Кремлевской школы верховой езды способствовать возрождению традиций казачества, патриотизма.
В ходе исследования изучая материал о казачестве ребята пришли к выводу, что казачество особый народ, главным делом которого было военное дело, и вся система семейного и общественного воспитания была направлена на умение отстаивать свою землю с оружием в руках, на воспитание мужества, героизма, уважения к старшим, почитанию предков. Самым главным была Христианская вера, дававшая силу духа, потому были казаки бесстрашными, не боялись смерти.
Сейчас казаки – пропагандисты патриотизма и лучших качеств человека и гражданина, то есть всего того, что особенно ценилось нашими предками. Эти традиции всюду с нами – от материнской колыбели и до смертного часа. Пришло время эти традиции возрождать, сделать все, чтобы дети детей и внуки помнили это во всех подробностях, гордились славными делами кавалеристов и сами были готовы защитить Родину в случае необходимости. Кремлевская школа верховой езды уделяет большое внимание возрождению казачьих традиций, важнейшей частью которых всегда были искусство владения конем в бою, искусство владения оружием (шашка, пика, револьвер, винтовка, кинжал, аркан, нагайка, и другое оружие).
Повальное увлечение западной модой часто приводит к забвению национальных традиций, нашей истории, что иногда дети не могут ответить - чем они могут гордиться в истории нашей Родины. Работа с лошадьми вообще развивает в человеке благородные качества и доброту, а в сочетании с традиционной православной казачьей культурой способно дать мощную альтернативу пагубным увлечениям молодежи алкоголем, наркотиками, азартными играми. Кремлевская школа верховой езды оказывает методическую помощь военно-историческим клубам, изучающим историю и боевые искусства кавалерии.
Данный проект можно использовать на уроках истории, на внеклассных мероприятиях по краеведению. Мы также выпустили буклет в соответствии с выбранной тематикой. Фильм «Мой легендарный земляк», который является наглядным материалом на классные часы.
Таким образом, исследовательскую деятельность учащихся можно назвать одной из эффективных форм обучения и воспитания. Использование местного краеведческого материала дает ряд преимуществ в исследовательской деятельности. Во-первых, для учащихся это самый доступный источник. Во-вторых, работа с местным материалом позволяет ребенку узнать много интересного о родном крае, городе, селе, людях, живущих или живших здесь, позволяет мотивировать интерес к учебе и совершать собственные открытия. Материалы краеведения помогают ученику глубже уяснить такие положения как: история – это история людей; каждый человек – соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего; корни человека – в истории и традициях семьи, своего народа, в прошлом края и страны. В ходе исторического процесса передаются из поколения в поколение вечные, непреходящие ценности личности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважение к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина; труд – основной источник богатства и благополучия человека, условие успешного развития и процветания общества. Очень важно, чтобы у каждого учащегося постепенно формировалось понимание того, что он сам является частичкой бытия многих и многих поколений людей, продолжателем традиций своей семьи, земляков. Своего народа, непосредственным активным участником современной жизни, что он, являясь субъектом исторического процесса, несет моральную ответственность за будущее своей малой и большой Родины, а возможно и всего человечества.
|
|
|