|
Борзина А. Е., учитель истории и обществознания
Использование методов и приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения истории и обществознания.
Борзина А.Е., учитель истории
и обществознания.
Критическое мышление – это процесс творческого интегрирования идей и ресурсов, переосмысления и переформулирования понятий, информации. Это активный и интерактивный процесс познания.
Критическое мышление – сложный мыслительный процесс, начинающийся и заканчивающийся принятием решений.
Доска бела от мела.
Рука устала, затекла спина,
Мы друг на друга смотрим очумело,
А все-таки задача решена!
Додумались! Добились! "Раскололи"!
Намаялись, однако же смогли!
Забыли о кино и о футболе,
Звонку не рады – до чего дошли.
Данная технология основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения.
Сегодня как никогда актуальна проблема развития критического мышления ребёнка. С одной стороны, в государственной программе одним из важнейших является требование «формировать коммуникативную компетенцию» ученика, то есть умение говорить, слушать, понимать, рассуждать на заданные темы. С другой стороны, формирование критического мышления предполагает адекватное отношение к себе и миру, подразумевающее вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию.
Критически мыслящий ученик задумывается над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствуется готовыми. Он задаёт себе вопросы: «Как это соотносится с тем, что я уже знал?» «Как я могу использовать эту информацию, знания?»
Обучая учеников думать подобным образом на своих уроках, я поощряю их к самостоятельному решению проблем. Этот подход в обучении очень важен для жизни в современном мире, по нескольким причинам:
во-первых, наши дети имеют доступ к большому количеству информации. Информацию в Интернете никто не проверяет, поэтому надо научить школьника ставить под сомнение полученные сведения.
во-вторых, мир, в котором мы живём, быстро меняется, он многогранен и противоречив (экономическое воздействие, последствия экологических катастроф, политическая нестабильность).
Наши дети должны мыслить творчески и быть проницательными, чтобы сохранить в мире открытые и безопасные отношения.
Общение друг с другом и критическое мышление важны для выживания каждого из нас.
Развитие критического мышления рассматривается как система приёмов (чтение с остановками, рефлективное чтение, групповая и парная работа, дискуссия и исследование), с помощью которых школьники обучаются мыслительным умениям, навыкам, позволяющим эффективно работать с информацией, принимать осмысленные решения, решать повседневные проблемы и взаимодействовать с окружающим миром.
Данная технология предусматривает прохождение учеником и учителем совместно трёх фаз: «вызов – осмысление содержания - рефлексия»
Одним из важнейших качеств критически мыслящего человека является, по моему мнению, умение вести конструктивную дискуссию, умение совместно с другими обсуждать спорные вопросы. Через диалоговую форму общения на моих уроках дети учатся формулировать собственное мнение, распознавать в нужной точке зрения здравый смысл.
Современный учитель истории на каждом занятии, особенно в старших классах, использует элементы дискуссии. Исходя из собственного педагогического опыта, констатирую, инспирированные учителем дискуссии не достигают главной цели: не мотивируют детей к самостоятельности, не учат их практически мыслить. Более того, такой подход ломает мировоззрение ребёнка, лишает его уверенности и правильности своей позиции. На своих уроках и внеурочных занятиях я стараюсь учить школьников критически мыслить. Для этого организую образовательный процесс так, чтобы инициатива дискуссии исходила от учащихся, чтобы они самостоятельно определяли направление обсуждения. Для того чтобы дискуссию провести организованно и органично, следует придерживаться следующих правил:
познакомить учащихся с правилами ведения дискуссии (или уместно лишь напомнить о них);
погрузить школьника в многозначный контекст (суждение), который затрагивал бы личность ребенка и пробуждал к разнообразной оценке фактов, мнений (это могут быть тексты, случаи из жизни, имеющие мировоззренческий подтекст);
дать возможность определиться в своей позиции, сформулировать своё мнение, обсудить в парах, группах;
подготовить аргументы в защиту своего мнения.
Например:
(«История с древнейших времен до конца 16 в.», 6 класс): всегда ли правдивы русские летописи, описывая и оценивая личность князей, масштабность их политических деяний и военных подвигов? Нравственный выбор князей: бороться или терпеть?
(«Обществознание, 9класс): «Твои права кончаются там, где начинаются права другого человека». Как вы это понимаете? Согласны ли вы с данным утверждением?
Технология позволяет добиваться таких образовательных результатов, как умение работать с постоянно увеличивающимся и обновляющимся информационным потоком, выражать свои мысли устно и письменно, а также вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.
Очень важно поведение учителя в ходе дискуссии. Он как можно меньше должен вмешиваться в дискуссию, быть одинаково искренним ко всем детям, не критиковать точки зрения ребят, высказывать своё мнение, не навязывая его. Учитель, на мой взгляд, не должен брать инициативу общения на себя.
Самостоятельное выявление и обсуждение спорных вопросов и означает умение вести конструктивную дискуссию.
Выстраивая урок или занятие в соответствии с определёнными фазами, стимулируя инициативу снизу, необходимо учитывать, что могут возникнуть определённые трудности следующего характера:
дети не смогли разойтись по «углам», у них сложилось единое мнение;
школьники отказываются вообще спорить;
в силу низкого уровня обученности или обучаемости учащиеся не могут аргументировано обосновать свой выбор или правильно сформулировать свою позицию.
Если дети не сумели по - разному взглянуть на проблему, то я либо меняю тему, либо сама выступаю в качестве оппонента. Если дети отказались спорить вообще, то, продолжая урок, мы изучаем дальше тему, а дискуссию можем организовать, например, на этапе закрепления учебного материала. Как один из вариантов – закончить занятие риторическим вопросом, дав возможность ученикам организовать дискуссию в домашних условиях, а её результаты вынести на следующий урок. В случае затруднения в формировании своей позиции и её аргументации прибегаю к помощи уточняющих, оценочных либо практических вопросов.
В своей работе я использую различные формы организации взаимодействия с детьми. Это:
фронтальная работа с классом;
индивидуальная дифференцированная работа с отдельными учащимися, в зависимости от их психологических особенностей и уровня продвижения в обучении;
деятельность в группах переменного состава.
Для развития критического мышления использую различные методические приемы:
Разбивка на кластеры (заполните схему): «Классификация прав и свобод» (Конституция, глава 2), «Федеративное устройство». Составить кластер «Президент РФ: полномочия президента РФ»
Синквейн
Маркированная таблица «Знаю, хочу узнать, узнал» или «Я сегодня узнал на уроке...». Например:
- написать слова ассоциации к слову «гражданин» (6 класс)
- нарисовать словесный портрет гражданин, записывая составные характеристики на лепестках ромашки (6 класс)
- напишите красочный лозунг «Политические свободы – это…»
Пятиминутное эссе – позволяет подытожить знания по изучаемой теме и дать учителю почувствовать, что происходит в голове его учеников.
Чтение со стопами (5-6 классы) – чтение текста определенными кусками. После прочтения задаю вопросы по прочитанному. Когда весь текст прочитан, предлагаю ученикам две какие-либо цитаты для сравнения (например «Чем отличалось воспитание детей в Афинах от спартанского воспитания? Что вам нравится и не нравится в этих воспитаниях»). Задаю вопросы для стимулирования критического мышления. При чем вопросы должны быть поставлены так, чтобы при ответе на них учащиеся анализировали и интерпретировали информацию, идеи, строили собственные предположения. чтения ч задаю вопросы по прочитанноому ит в голове его учеников.
мы:
мулирования понятий, информации. го подхода к лю
Метод шести шляп.
Метод учебного сотрудничества
Заполнение таблицы, составление таблицы и т.д.
Использование математических приемов на уроках истории и обществознания. Например, отрывок урока в 5-х классах по теме «Листая страницы истории Древней Греции»:
…Так кто же они, знаменитые древнегреческие ученные?
Пифагор Самосский – великий греческий ученный, человек – символ, философ и пророк. Он организовал школу, которую назвали пифагорейской.
А теперь решим задачу о школе Пифагора:
Задача о школе Пифагора
Первое построение геометрии как дедуктивной науки принадлежит Пифагору Самосскому (ок.570 – ок.500 до н.э.) – древнегреческому математику и философу. В молодости Пифагор путешествовал по Египту и Вавилону, изучая мудрость жрецов. Около 530г. до н.э. он переехал в Кротон (Южная Италия), где основал знаменитый пифагорейский союз (школу). Деятельность союза была окружена тайной. В школе Пифагора процветала числовая мистика. Пифагор учил, что "число есть сущность всех вещей". Пифагорейцы занимались астрономией, геометрией, гармонией (теорией музыки) и арифметикой (теорией чисел). В их школе возникло представление о шарообразности Земли.
Ученик читает текст задачи.
Тиран острова Самос Поликрат однажды спросил у Пифагора, сколько у того учеников. "Охотно скажу тебе, о Поликрат, - отвечал Пифагор. – половина моих учеников изучает прекрасную математику, четверть исследует тайны вечной природы, седьмая часть молча упражняет силу духа, храня в сердце учение. Добавь к ним трех юношей, из которых Теон превосходит прочих своими способностями. Столько учеников веду я к рождению вечной истины". Сколько учеников было у Пифагора?
Решение (метод подбора):
НОК (2,4,7) = 2*4*7=28
Ответ: 28 учеников.
….
Стадия рефлексия или размышление очень значима в технологии использования РКМ. Ученик осмысливает изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к изучаемому материалу. На данной стадии возможно проведение дискуссии , написание исторического сочинения, эссе, фиксация рассмотренного материала в виде собственных выводов, записей в тетради, составление схемы.
Ученикам на каждом уроке предлагается два жетона: желтый и синий. После окончания занятия ученик кладет один из жетонов в коробку на столе учителя.
Желтый – ученик ощутил себя более компетентным, ощутил полезность результата занятий для себя и повысил свое самоуважение.
Синий – ученик уходит с урока разочарованным, не видит полезного результата занятия для себя.
Этапы обучения
|
Критерии оценивания учеником своего состояния
|
5 – 6 классы
|
Я доволен собой на уроке.
Я не доволен собой на уроке.
|
7 – 9 классы
|
Я доволен собой, потому что чувствовал себя на уроке хорошо, комфортно и понял, что я чему- то научился.
Я не доволен собой, потому что чувствовал себя на уроке плохо, некомфортно и понял, что не научился ничему новому.
|
10 – 11 классы
|
Я на уроке повысил свое самоуважение и ощутил себя более компетентным.
Я ухожу с урока подавленным или разочарованным, я не вижу полезного результата занятий для себя.
|
По соотношению желтых и синих жетонов учитель определяет степень успешности своих действий на уроке, а также психологическую атмосферу в классе.
Для исследования эффективности использования ТРКМ в учебном процессе была проведена диагностика сформированности компетентностей учащихся.
Изучалось и исследовалось:
может установить основные причинно-следственные связи между историческими событиями;
оценивает результат и процесс деятельности
анализирует историческую информацию по заданным критериям, составляет собственные суждения по поводу;
-
критически анализирует историческую информацию и соотносит ее с собственными историческими знаниями;
применяет предложенный учителем способ получать информацию из нескольких источников;
интерпретирует полученную информацию в контексте своей деятельности;
соблюдает нормы речи в сложном высказывании;
-
соблюдает нормы изложения сложного текста;
работает с вопросами на понимание;
Скорректированы критерии оценки результатов:
Критерии оценки результатов
Уровни сформированности компетентностей учащихся с помощью оценочных листов.
|
Этап обучения
|
Баллы
|
Историко-познавательная компетентность
|
Уровень
I
|
5 – 7 классы
|
1 – 2
|
оперирует основными историческими понятиями;
может установить основные причинно-следственные связи между историческими событиями;
планирует свою деятельность;
оценивает результат и процесс деятельности
|
Уровень
II
|
8 – 9 классы
|
3 – 4
|
анализирует историческую информацию по заданным критериям, составляет собственные суждения по поводу;
устанавливает причинно-следственные связи между изучаемыми историческими событиями и процессами;
-
проводит текущий контроль реализации плана деятельности;
анализирует результаты и процесс деятельности;
|
Уровень
III
|
10 – 11 классы
|
5 – 6
|
критически анализирует историческую информацию и соотносит ее с собственными историческими знаниями;
реконструирует образ исторической реальности на основе выявления причинно-следственных связей и динамики развития исторического процесса;
проектирует свою учебную деятельность;
проводит объективный анализ и указывает субъективное значение результатов деятельности.
|
|
Этап обучения
|
Баллы
|
Информационная компетентность
|
Уровень
I
|
5 – 7 классы
|
1 – 2
|
осознает, какой информацией по вопросу обладает, а какой – нет;
применяет предложенный учителем способ получать информацию из нескольких источников;
интерпретирует полученную информацию в контексте своей деятельности;
приводит аргументы;
|
Уровень
II
|
8 – 9 классы
|
3 – 4
|
планирует информационный поиск;
владеет способами систематизации информации;
критически относится к полученной информации;
делает выводы;
|
Уровень
III
|
10 – 11 классы
|
5 – 6
|
определяет уровень информированности, необходимый для принятия решения;
выбирает информационные источники, адекватные исследуемой проблеме;
разрешает противоречия;
делает выводы и принимает решения в ситуации неопределенности;
|
|
Этап обучения
|
Баллы
|
Коммуникативная компетентность
|
Уровень
I
|
5 – 7 классы
|
1 – 2
|
соблюдает нормы речи в сложном высказывании;
соблюдает нормы изложения сложного текста;
работает с вопросами на понимание;
взаимодействует в группе, договорившись о процедуре;
|
Уровень
II
|
8 – 9 классы
|
3 – 4
|
использует невербальные способы воздействия на аудиторию;
определяет цель и адекватную форму письменных коммуникаций;
дает развернутый ответ по существу вопроса в развитие темы;
получает результат взаимодействия;
|
Уровень
III
|
10 – 11 классы
|
5 – 6
|
использует риторические и логические приемы;
определяет средства письменных коммуникаций, адекватные цели;
приводит веские аргументы, отвечая на вопросы оппонента;
успешно справляется с кризисами взаимодействия.
|
Технология развития критического мышления позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. Эта технология помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие школьников в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.
Приложение к статье.
Результаты.
I. Уровни сформированности компетентностей на примере 9 «А» класса.
2. Успеваемость по истории за последние три года: на примере 11а класса
Уровень обученности. (По О.Ф. Никонову)
Данная технология обработки итогов успеваемости основана на следующих идеях:
точкой отсчета для оценки качества успеваемости может быть число 3,5 (социальная норма, «порог успешности»);
итоговая успеваемость должна характеризоваться двумя параметрами, первый из которых (ОТ) показывает величину отклонения от социальной нормы, а второй (ТЕ) – динамику этого отклонения.
ОТ (отклонение) – определяется как разность среднего балла и социальной нормы (3,5). Значение ОТ может быть как положительным, так и отрицательным, оно показывает настоящее состояние успеваемости.
ТЕ (тенденция) – определяется как разность показателей отклонений за последующий и предыдущий периоды (например, ТЕ = ОТ2009 – ОТ2010). Значение ТЕ может быть положительным, отрицательным, равным нулю. Оно показывает закономерности движения (развития), позволяет делать прогноз.
3. Результаты успешности действий учителя ситуативные.
На основе наблюдений я пришла к заключению, что они зависят от нескольких факторов:
эффективность (или неэффективность) моих действий как учителя, направленных на организацию учебного процесса на занятии;
уровень подготовленности класса, а так же влияние жизненных ситуаций, переживаемых классом;
личностные особенности и эмоциональное состояние отдельных учащихся;
степень сложности изучаемого материала;
как строилось общение преподавателей с детьми на предыдущих уроках.
Результаты цветового теста выведены на основе среднего показателя по классам и дают общую картину успешности деятельности учителя и психологического климата на уроках истории. (Количество учащихся в %)
|
Сентябрь 2009
|
Декабрь 2009
|
Март 2010
|
Май 2010
|
желтый
|
63 %
|
68%
|
71%
|
71%
|
синий
|
37%
|
32%
|
29%
|
29%
|
На основе анализа поурочных результатов цветового теста видна постоянная динамика улучшения психологического климата на уроках истории. Объясняю это тем, что моя рефлексия как педагога помогает мне строить учебный процесс и взаимоотношения с учащимися более эффективно.
Вывод
Проанализировав результаты мониторинга, можно предположить, что вышеизложенная система работы является эффективной. Условия, создаваемые в рамках данной системы действительно способствуют формированию историко-познавательной и информационно-коммуникативной компетентностей у учащихся.
Литература:
Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития [Текст]/ Загашев И. О., Заир-Бек С. И., – СПб: Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.
Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. [Текст]/ Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В., - СПб: Альянс-Дельта совм. с изд-вом «Речь», 2003. – 192 с.
Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы // Стандарты и мониторинг в образовании, 2004. №1.
Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока. СПб.: Издательство «Речь», 2002, 148с.
Тюляева Т.И. Настольная книга учителя истории. М., 2003.
Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью в школе // Библиотека журнала «Директор школы», 1998. №7. С. 110 – 127.
Шарова Н. Формирование научно-исследовательских навыков учащихся // Преподавание истории в школе. 2000. №2.
|
|
|