Главная страница

Борзина А. Е., учитель истории и обществознания


Скачать 157.66 Kb.
Название Борзина А. Е., учитель истории и обществознания
Дата 27.02.2016
Размер 157.66 Kb.
Тип Документы

Использование методов и приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения истории и обществознания.

Борзина А.Е., учитель истории

и обществознания.

Критическое мышление – это процесс творческого интегрирования идей и ресурсов, переосмысления и переформулирования понятий, информации. Это активный и интерактивный процесс познания.

Критическое мышление – сложный мыслительный процесс, начинающийся и заканчивающийся принятием решений.

Доска бела от мела.
Рука устала, затекла спина,
Мы друг на друга смотрим очумело,
А все-таки задача решена!
Додумались! Добились! "Раскололи"!
Намаялись, однако же смогли!
Забыли о кино и о футболе,
Звонку не рады – до чего дошли.


Данная технология основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения.

Сегодня как никогда актуальна проблема развития критического мышления ребёнка. С одной стороны, в государственной программе одним из важнейших является требование «формировать коммуникативную компетенцию» ученика, то есть умение говорить, слушать, понимать, рассуждать на заданные темы. С другой стороны, формирование критического мышления предполагает адекватное отношение к себе и миру, подразумевающее вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию.

Критически мыслящий ученик задумывается над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствуется готовыми. Он задаёт себе вопросы: «Как это соотносится с тем, что я уже знал?» «Как я могу использовать эту информацию, знания?»

Обучая учеников думать подобным образом на своих уроках, я поощряю их к самостоятельному решению проблем. Этот подход в обучении очень важен для жизни в современном мире, по нескольким причинам:

  • во-первых, наши дети имеют доступ к большому количеству информации. Информацию в Интернете никто не проверяет, поэтому надо научить школьника ставить под сомнение полученные сведения.

  • во-вторых, мир, в котором мы живём, быстро меняется, он многогранен и противоречив (экономическое воздействие, последствия экологических катастроф, политическая нестабильность).

Наши дети должны мыслить творчески и быть проницательными, чтобы сохранить в мире открытые и безопасные отношения.

Общение друг с другом и критическое мышление важны для выживания каждого из нас.

Развитие критического мышления рассматривается как система приёмов (чтение с остановками, рефлективное чтение, групповая и парная работа, дискуссия и исследование), с помощью которых школьники обучаются мыслительным умениям, навыкам, позволяющим эффективно работать с информацией, принимать осмысленные решения, решать повседневные проблемы и взаимодействовать с окружающим миром.

Данная технология предусматривает прохождение учеником и учителем совместно трёх фаз: «вызов – осмысление содержания - рефлексия»

Одним из важнейших качеств критически мыслящего человека является, по моему мнению, умение вести конструктивную дискуссию, умение совместно с другими обсуждать спорные вопросы. Через диалоговую форму общения на моих уроках дети учатся формулировать собственное мнение, распознавать в нужной точке зрения здравый смысл.

Современный учитель истории на каждом занятии, особенно в старших классах, использует элементы дискуссии. Исходя из собственного педагогического опыта, констатирую, инспирированные учителем дискуссии не достигают главной цели: не мотивируют детей к самостоятельности, не учат их практически мыслить. Более того, такой подход ломает мировоззрение ребёнка, лишает его уверенности и правильности своей позиции. На своих уроках и внеурочных занятиях я стараюсь учить школьников критически мыслить. Для этого организую образовательный процесс так, чтобы инициатива дискуссии исходила от учащихся, чтобы они самостоятельно определяли направление обсуждения. Для того чтобы дискуссию провести организованно и органично, следует придерживаться следующих правил:

  1. познакомить учащихся с правилами ведения дискуссии (или уместно лишь напомнить о них);

  2. погрузить школьника в многозначный контекст (суждение), который затрагивал бы личность ребенка и пробуждал к разнообразной оценке фактов, мнений (это могут быть тексты, случаи из жизни, имеющие мировоззренческий подтекст);

  3. дать возможность определиться в своей позиции, сформулировать своё мнение, обсудить в парах, группах;

  4. подготовить аргументы в защиту своего мнения.



Например:

    • («История с древнейших времен до конца 16 в.», 6 класс): всегда ли правдивы русские летописи, описывая и оценивая личность князей, масштабность их политических деяний и военных подвигов? Нравственный выбор князей: бороться или терпеть?

    • («Обществознание, 9класс): «Твои права кончаются там, где начинаются права другого человека». Как вы это понимаете? Согласны ли вы с данным утверждением?



Технология позволяет добиваться таких образовательных результатов, как умение работать с постоянно увеличивающимся и обновляющимся информационным потоком, выражать свои мысли устно и письменно, а также вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.

Очень важно поведение учителя в ходе дискуссии. Он как можно меньше должен вмешиваться в дискуссию, быть одинаково искренним ко всем детям, не критиковать точки зрения ребят, высказывать своё мнение, не навязывая его. Учитель, на мой взгляд, не должен брать инициативу общения на себя.

Самостоятельное выявление и обсуждение спорных вопросов и означает умение вести конструктивную дискуссию.

Выстраивая урок или занятие в соответствии с определёнными фазами, стимулируя инициативу снизу, необходимо учитывать, что могут возникнуть определённые трудности следующего характера:

  • дети не смогли разойтись по «углам», у них сложилось единое мнение;

  • школьники отказываются вообще спорить;

  • в силу низкого уровня обученности или обучаемости учащиеся не могут аргументировано обосновать свой выбор или правильно сформулировать свою позицию.

Если дети не сумели по - разному взглянуть на проблему, то я либо меняю тему, либо сама выступаю в качестве оппонента. Если дети отказались спорить вообще, то, продолжая урок, мы изучаем дальше тему, а дискуссию можем организовать, например, на этапе закрепления учебного материала. Как один из вариантов – закончить занятие риторическим вопросом, дав возможность ученикам организовать дискуссию в домашних условиях, а её результаты вынести на следующий урок. В случае затруднения в формировании своей позиции и её аргументации прибегаю к помощи уточняющих, оценочных либо практических вопросов.
В своей работе я использую различные формы организации взаимодействия с детьми. Это:

  • фронтальная работа с классом;

  • индивидуальная дифференцированная работа с отдельными учащимися, в зависимости от их психологических особенностей и уровня продвижения в обучении;

  • деятельность в группах переменного состава.

Для развития критического мышления использую различные методические приемы:

  • Разбивка на кластеры (заполните схему): «Классификация прав и свобод» (Конституция, глава 2), «Федеративное устройство». Составить кластер «Президент РФ: полномочия президента РФ»

  • Синквейн

  • Маркированная таблица «Знаю, хочу узнать, узнал» или «Я сегодня узнал на уроке...». Например:

- написать слова ассоциации к слову «гражданин» (6 класс)

- нарисовать словесный портрет гражданин, записывая составные характеристики на лепестках ромашки (6 класс)

- напишите красочный лозунг «Политические свободы – это…»

  • Пятиминутное эссе – позволяет подытожить знания по изучаемой теме и дать учителю почувствовать, что происходит в голове его учеников.

  • Чтение со стопами (5-6 классы) – чтение текста определенными кусками. После прочтения задаю вопросы по прочитанному. Когда весь текст прочитан, предлагаю ученикам две какие-либо цитаты для сравнения (например «Чем отличалось воспитание детей в Афинах от спартанского воспитания? Что вам нравится и не нравится в этих воспитаниях»). Задаю вопросы для стимулирования критического мышления. При чем вопросы должны быть поставлены так, чтобы при ответе на них учащиеся анализировали и интерпретировали информацию, идеи, строили собственные предположения. чтения ч задаю вопросы по прочитанноому ит в голове его учеников.

мы:

мулирования понятий, информации. го подхода к лю

  • Метод шести шляп.

  • Метод учебного сотрудничества

  • Заполнение таблицы, составление таблицы и т.д.

  • Использование математических приемов на уроках истории и обществознания. Например, отрывок урока в 5-х классах по теме «Листая страницы истории Древней Греции»:

Так кто же они, знаменитые древнегреческие ученные?

Пифагор Самосский – великий греческий ученный, человек – символ, философ и пророк. Он организовал школу, которую назвали пифагорейской.

А теперь решим задачу о школе Пифагора:

Задача о школе Пифагора

Первое построение геометрии как дедуктивной науки принадлежит Пифагору Самосскому (ок.570 – ок.500 до н.э.) – древнегреческому математику и философу. В молодости Пифагор путешествовал по Египту и Вавилону, изучая мудрость жрецов. Около 530г. до н.э. он переехал в Кротон (Южная Италия), где основал знаменитый пифагорейский союз (школу). Деятельность союза была окружена тайной. В школе Пифагора процветала числовая мистика. Пифагор учил, что "число есть сущность всех вещей". Пифагорейцы занимались астрономией, геометрией, гармонией (теорией музыки) и арифметикой (теорией чисел). В их школе возникло представление о шарообразности Земли.

Ученик читает текст задачи.

Тиран острова Самос Поликрат однажды спросил у Пифагора, сколько у того учеников. "Охотно скажу тебе, о Поликрат, - отвечал Пифагор. – половина моих учеников изучает прекрасную математику, четверть исследует тайны вечной природы, седьмая часть молча упражняет силу духа, храня в сердце учение. Добавь к ним трех юношей, из которых Теон превосходит прочих своими способностями. Столько учеников веду я к рождению вечной истины". Сколько учеников было у Пифагора?

Решение (метод подбора):

НОК (2,4,7) = 2*4*7=28

Ответ: 28 учеников.

.

Стадия рефлексия или размышление очень значима в технологии использования РКМ. Ученик осмысливает изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к изучаемому материалу. На данной стадии возможно проведение дискуссии , написание исторического сочинения, эссе, фиксация рассмотренного материала в виде собственных выводов, записей в тетради, составление схемы.

Ученикам на каждом уроке предлагается два жетона: желтый и синий. После окончания занятия ученик кладет один из жетонов в коробку на столе учителя.

  • Желтый – ученик ощутил себя более компетентным, ощутил полезность результата занятий для себя и повысил свое самоуважение.

  • Синий – ученик уходит с урока разочарованным, не видит полезного результата занятия для себя.




Этапы обучения

Критерии оценивания учеником своего состояния

5 – 6 классы

Я доволен собой на уроке.

Я не доволен собой на уроке.

7 – 9 классы

Я доволен собой, потому что чувствовал себя на уроке хорошо, комфортно и понял, что я чему- то научился.

Я не доволен собой, потому что чувствовал себя на уроке плохо, некомфортно и понял, что не научился ничему новому.

10 – 11 классы

Я на уроке повысил свое самоуважение и ощутил себя более компетентным.

Я ухожу с урока подавленным или разочарованным, я не вижу полезного результата занятий для себя.


По соотношению желтых и синих жетонов учитель определяет степень успешности своих действий на уроке, а также психологическую атмосферу в классе.

Для исследования эффективности использования ТРКМ в учебном процессе была проведена диагностика сформированности компетентностей учащихся.

Изучалось и исследовалось:

  • может установить основные причинно-следственные связи между историческими событиями;

  • оценивает результат и процесс деятельности

  • анализирует историческую информацию по заданным критериям, составляет собственные суждения по поводу;

  • критически анализирует историческую информацию и соотносит ее с собственными историческими знаниями;

  • применяет предложенный учителем способ получать информацию из нескольких источников;

  • интерпретирует полученную информацию в контексте своей деятельности;

  • соблюдает нормы речи в сложном высказывании;

  • соблюдает нормы изложения сложного текста;

  • работает с вопросами на понимание;

Скорректированы критерии оценки результатов:

Критерии оценки результатов

    1. Уровни сформированности компетентностей учащихся с помощью оценочных листов.







Этап обучения

Баллы

Историко-познавательная компетентность

Уровень

I

5 – 7 классы

1 – 2

  • оперирует основными историческими понятиями;

  • может установить основные причинно-следственные связи между историческими событиями;

  • планирует свою деятельность;

  • оценивает результат и процесс деятельности

Уровень

II

8 – 9 классы

3 – 4

  • анализирует историческую информацию по заданным критериям, составляет собственные суждения по поводу;

  • устанавливает причинно-следственные связи между изучаемыми историческими событиями и процессами;

  • проводит текущий контроль реализации плана деятельности;

  • анализирует результаты и процесс деятельности;

Уровень

III

10 – 11 классы

5 – 6

  • критически анализирует историческую информацию и соотносит ее с собственными историческими знаниями;

  • реконструирует образ исторической реальности на основе выявления причинно-следственных связей и динамики развития исторического процесса;

  • проектирует свою учебную деятельность;

  • проводит объективный анализ и указывает субъективное значение результатов деятельности.






Этап обучения

Баллы

Информационная компетентность

Уровень

I

5 – 7 классы

1 – 2

  • осознает, какой информацией по вопросу обладает, а какой – нет;

  • применяет предложенный учителем способ получать информацию из нескольких источников;

  • интерпретирует полученную информацию в контексте своей деятельности;

  • приводит аргументы;

Уровень

II

8 – 9 классы

3 – 4

  • планирует информационный поиск;

  • владеет способами систематизации информации;

  • критически относится к полученной информации;

  • делает выводы;

Уровень

III

10 – 11 классы

5 – 6

  • определяет уровень информированности, необходимый для принятия решения;

  • выбирает информационные источники, адекватные исследуемой проблеме;

  • разрешает противоречия;

  • делает выводы и принимает решения в ситуации неопределенности;






Этап обучения

Баллы

Коммуникативная компетентность

Уровень

I

5 – 7 классы

1 – 2

  • соблюдает нормы речи в сложном высказывании;

  • соблюдает нормы изложения сложного текста;

  • работает с вопросами на понимание;

  • взаимодействует в группе, договорившись о процедуре;

Уровень

II

8 – 9 классы

3 – 4

  • использует невербальные способы воздействия на аудиторию;

  • определяет цель и адекватную форму письменных коммуникаций;

  • дает развернутый ответ по существу вопроса в развитие темы;

  • получает результат взаимодействия;

Уровень

III

10 – 11 классы

5 – 6

  • использует риторические и логические приемы;

  • определяет средства письменных коммуникаций, адекватные цели;

  • приводит веские аргументы, отвечая на вопросы оппонента;

  • успешно справляется с кризисами взаимодействия.


Технология развития критического мышления позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. Эта технология помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие школьников в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.
Приложение к статье.

Результаты.
I. Уровни сформированности компетентностей на примере 9 «А» класса.


2. Успеваемость по истории за последние три года: на примере 11а класса

Уровень обученности. (По О.Ф. Никонову)

Данная технология обработки итогов успеваемости основана на следующих идеях:

  1. точкой отсчета для оценки качества успеваемости может быть число 3,5 (социальная норма, «порог успешности»);

  2. итоговая успеваемость должна характеризоваться двумя параметрами, первый из которых (ОТ) показывает величину отклонения от социальной нормы, а второй (ТЕ) – динамику этого отклонения.

ОТ (отклонение) – определяется как разность среднего балла и социальной нормы (3,5). Значение ОТ может быть как положительным, так и отрицательным, оно показывает настоящее состояние успеваемости.

ТЕ (тенденция) – определяется как разность показателей отклонений за последующий и предыдущий периоды (например, ТЕ = ОТ2009 – ОТ2010). Значение ТЕ может быть положительным, отрицательным, равным нулю. Оно показывает закономерности движения (развития), позволяет делать прогноз.




3. Результаты успешности действий учителя ситуативные.

На основе наблюдений я пришла к заключению, что они зависят от нескольких факторов:

  • эффективность (или неэффективность) моих действий как учителя, направленных на организацию учебного процесса на занятии;

  • уровень подготовленности класса, а так же влияние жизненных ситуаций, переживаемых классом;

  • личностные особенности и эмоциональное состояние отдельных учащихся;

  • степень сложности изучаемого материала;

  • как строилось общение преподавателей с детьми на предыдущих уроках.

Результаты цветового теста выведены на основе среднего показателя по классам и дают общую картину успешности деятельности учителя и психологического климата на уроках истории. (Количество учащихся в %)





Сентябрь 2009

Декабрь 2009

Март 2010

Май 2010

желтый

63 %

68%

71%

71%

синий

37%

32%

29%

29%


На основе анализа поурочных результатов цветового теста видна постоянная динамика улучшения психологического климата на уроках истории. Объясняю это тем, что моя рефлексия как педагога помогает мне строить учебный процесс и взаимоотношения с учащимися более эффективно.
Вывод

Проанализировав результаты мониторинга, можно предположить, что вышеизложенная система работы является эффективной. Условия, создаваемые в рамках данной системы действительно способствуют формированию историко-познавательной и информационно-коммуникативной компетентностей у учащихся.

Литература:

  • Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития [Текст]/ Загашев И. О., Заир-Бек С. И., – СПб: Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.

  • Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. [Текст]/ Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В., - СПб: Альянс-Дельта совм. с изд-вом «Речь», 2003. – 192 с.

  • Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы // Стандарты и мониторинг в образовании, 2004. №1.

  • Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока. СПб.: Издательство «Речь», 2002, 148с.

  • Тюляева Т.И. Настольная книга учителя истории. М., 2003.

  • Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью в школе // Библиотека журнала «Директор школы», 1998. №7. С. 110 – 127.

  • Шарова Н. Формирование научно-исследовательских навыков учащихся // Преподавание истории в школе. 2000. №2.