|  | 
          Борзина А. Е., учитель истории и обществознания
            
              | Использование методов и приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения истории и обществознания.
 
 Борзина А.Е., учитель истории
 
 и обществознания.
 
 Критическое мышление – это процесс творческого интегрирования идей и ресурсов, переосмысления и переформулирования понятий, информации. Это активный и интерактивный процесс познания.
 
 Критическое мышление – сложный мыслительный процесс, начинающийся и заканчивающийся принятием решений.
 
 Доска бела от мела.
 Рука устала, затекла спина,
 Мы друг на друга смотрим очумело,
 А все-таки задача решена!
 Додумались! Добились! "Раскололи"!
 Намаялись, однако же смогли!
 Забыли о кино и о футболе,
 Звонку не рады – до чего дошли.
 
 Данная технология основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения.
 
 Сегодня как никогда актуальна проблема развития критического мышления ребёнка. С одной стороны, в государственной программе одним из важнейших является требование «формировать коммуникативную компетенцию» ученика, то есть умение говорить, слушать, понимать, рассуждать на заданные темы. С другой стороны, формирование критического мышления предполагает адекватное отношение к себе и миру, подразумевающее вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию.
 
 Критически мыслящий ученик задумывается над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствуется готовыми. Он задаёт себе вопросы: «Как это соотносится с тем, что я уже знал?» «Как я могу использовать эту информацию, знания?»
 
 Обучая учеников думать подобным образом на своих уроках, я поощряю их к самостоятельному решению проблем. Этот подход в обучении очень важен для жизни в современном мире, по нескольким причинам:
 
 
                  во-первых, наши дети имеют доступ к большому количеству информации. Информацию в Интернете никто не проверяет, поэтому надо научить школьника ставить под сомнение полученные сведения.
 
во-вторых, мир, в котором мы живём, быстро меняется, он многогранен и противоречив (экономическое воздействие, последствия экологических катастроф, политическая нестабильность).
 
 Наши дети должны мыслить творчески и быть проницательными, чтобы сохранить в мире открытые и безопасные отношения.
 
 Общение друг с другом и критическое мышление важны для выживания каждого из нас.
 
 Развитие критического мышления рассматривается как система приёмов (чтение с остановками, рефлективное чтение, групповая и парная работа, дискуссия и исследование), с помощью которых школьники обучаются мыслительным умениям, навыкам, позволяющим эффективно работать с информацией, принимать осмысленные решения, решать повседневные проблемы и взаимодействовать с окружающим миром.
 
 Данная технология предусматривает прохождение учеником и учителем совместно трёх фаз: «вызов – осмысление содержания - рефлексия»
 
 Одним из важнейших качеств критически мыслящего человека является, по моему мнению, умение вести конструктивную дискуссию, умение совместно с другими обсуждать спорные вопросы. Через диалоговую форму общения на моих уроках дети учатся формулировать собственное мнение, распознавать в нужной точке зрения здравый смысл.
 
 Современный учитель истории на каждом занятии, особенно в старших классах, использует элементы дискуссии. Исходя из собственного педагогического опыта, констатирую, инспирированные учителем дискуссии не достигают главной цели: не мотивируют детей к самостоятельности, не учат их практически мыслить. Более того, такой подход ломает мировоззрение ребёнка, лишает его уверенности и правильности своей позиции. На своих уроках и внеурочных занятиях я стараюсь учить школьников критически мыслить. Для этого организую образовательный процесс так, чтобы инициатива дискуссии исходила от учащихся, чтобы они самостоятельно определяли направление обсуждения. Для того чтобы дискуссию провести организованно и органично, следует придерживаться следующих правил:
 
 
                  познакомить учащихся с правилами ведения дискуссии (или уместно лишь напомнить о них);
 
погрузить школьника в многозначный контекст (суждение), который затрагивал бы личность ребенка и пробуждал к разнообразной оценке фактов, мнений (это могут быть тексты, случаи из жизни, имеющие мировоззренческий подтекст);
 
дать возможность определиться в своей позиции, сформулировать своё мнение, обсудить в парах, группах;
 
подготовить аргументы в защиту своего мнения.
 
 
 
 Например:
 
 
                  
                    («История с древнейших времен до конца 16 в.», 6 класс): всегда ли правдивы русские летописи, описывая и оценивая личность князей, масштабность их политических деяний и военных подвигов? Нравственный выбор князей: бороться или терпеть?
 
(«Обществознание, 9класс): «Твои права кончаются там, где начинаются права другого человека». Как вы это понимаете? Согласны ли вы с данным утверждением?
 
 
 
 Технология позволяет добиваться таких образовательных результатов, как умение работать с постоянно увеличивающимся и обновляющимся информационным потоком, выражать свои мысли устно и письменно, а также вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.
 
 Очень важно поведение учителя в ходе дискуссии. Он как можно меньше должен вмешиваться в дискуссию, быть одинаково искренним ко всем детям, не критиковать точки зрения ребят, высказывать своё мнение, не навязывая его. Учитель, на мой взгляд, не должен брать инициативу общения на себя.
 
 Самостоятельное выявление и обсуждение спорных вопросов и означает умение вести конструктивную дискуссию.
 
 Выстраивая урок или занятие в соответствии с определёнными фазами, стимулируя инициативу снизу, необходимо учитывать, что могут возникнуть определённые трудности следующего характера:
 
 
                  дети не смогли разойтись по «углам», у них сложилось единое мнение;
 
школьники отказываются вообще спорить;
 
в силу низкого уровня обученности или обучаемости учащиеся не могут аргументировано обосновать свой выбор или правильно сформулировать свою позицию.
 
 Если дети не сумели по - разному взглянуть на проблему, то я либо меняю тему, либо сама выступаю в качестве оппонента. Если дети отказались спорить вообще, то, продолжая урок, мы изучаем дальше тему, а дискуссию можем организовать, например, на этапе закрепления учебного материала. Как один из вариантов – закончить занятие риторическим вопросом, дав возможность ученикам организовать дискуссию в домашних условиях, а её результаты вынести на следующий урок. В случае затруднения в формировании своей позиции и её аргументации прибегаю к помощи уточняющих, оценочных либо практических вопросов.
 В своей работе я использую различные формы организации взаимодействия с детьми. Это:
 
 
                  фронтальная работа с классом;
 
индивидуальная дифференцированная работа с отдельными учащимися, в зависимости от их психологических особенностей и уровня продвижения в обучении;
 
деятельность в группах переменного состава.
 
 Для развития критического мышления использую различные методические приемы:
 
 
                  Разбивка на кластеры (заполните схему): «Классификация прав и свобод» (Конституция, глава 2), «Федеративное устройство». Составить кластер «Президент РФ: полномочия президента РФ»
 
Синквейн
 
Маркированная таблица «Знаю, хочу узнать, узнал» или «Я сегодня узнал на уроке...». Например:
 
 - написать слова ассоциации к слову «гражданин» (6 класс)
 
 - нарисовать словесный портрет гражданин, записывая составные характеристики на лепестках ромашки (6 класс)
 
 - напишите красочный лозунг «Политические свободы – это…»
 
 
                  Пятиминутное эссе – позволяет подытожить знания по изучаемой теме и дать учителю почувствовать, что происходит в голове его учеников.
 
Чтение со стопами (5-6 классы) – чтение текста определенными кусками. После прочтения задаю вопросы по прочитанному. Когда весь текст прочитан, предлагаю ученикам две какие-либо цитаты для сравнения (например «Чем отличалось воспитание детей в Афинах от спартанского воспитания? Что вам нравится и не нравится в этих воспитаниях»). Задаю вопросы для стимулирования критического мышления. При чем вопросы должны быть поставлены так, чтобы при ответе на них учащиеся анализировали и интерпретировали информацию, идеи, строили собственные предположения. чтения ч задаю вопросы по прочитанноому ит в голове его учеников.
 
 мы:
 
 мулирования понятий, информации. го подхода к лю
 
 
                  Метод шести шляп.
 
Метод учебного сотрудничества
 
Заполнение таблицы, составление таблицы и т.д.
 
Использование математических приемов на уроках истории и обществознания. Например, отрывок урока в 5-х классах по теме «Листая страницы истории Древней Греции»:
 
 …Так кто же они, знаменитые древнегреческие ученные?
 
 Пифагор Самосский – великий греческий ученный, человек – символ, философ и пророк. Он организовал школу, которую назвали пифагорейской.
 
 А теперь решим задачу о школе Пифагора:
 
 Задача о школе Пифагора
 
 Первое построение геометрии как дедуктивной науки принадлежит Пифагору Самосскому (ок.570 – ок.500 до н.э.) – древнегреческому математику и философу. В молодости Пифагор путешествовал по Египту и Вавилону, изучая мудрость жрецов. Около 530г. до н.э. он переехал в Кротон (Южная Италия), где основал знаменитый пифагорейский союз (школу). Деятельность союза была окружена тайной. В школе Пифагора процветала числовая мистика. Пифагор учил, что "число есть сущность всех вещей". Пифагорейцы занимались астрономией, геометрией, гармонией (теорией музыки) и арифметикой (теорией чисел). В их школе возникло представление о шарообразности Земли.
 
 Ученик читает текст задачи.
 
 Тиран острова Самос Поликрат однажды спросил у Пифагора, сколько у того учеников. "Охотно скажу тебе, о Поликрат, - отвечал Пифагор. – половина моих учеников изучает прекрасную математику, четверть исследует тайны вечной природы, седьмая часть молча упражняет силу духа, храня в сердце учение. Добавь к ним трех юношей, из которых Теон превосходит прочих своими способностями. Столько учеников веду я к рождению вечной истины". Сколько учеников было у Пифагора?
 
 Решение (метод подбора):
 
 НОК (2,4,7) = 2*4*7=28
 
 Ответ: 28 учеников.
 
 ….
 
 Стадия рефлексия или размышление очень значима в технологии использования РКМ. Ученик осмысливает изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к изучаемому материалу. На данной стадии возможно проведение дискуссии , написание исторического сочинения, эссе, фиксация рассмотренного материала в виде собственных выводов, записей в тетради, составление схемы.
 
 Ученикам на каждом уроке предлагается два жетона: желтый и синий. После окончания занятия ученик кладет один из жетонов в коробку на столе учителя.
 
 
                  Желтый – ученик ощутил себя более компетентным, ощутил полезность результата занятий для себя и повысил свое самоуважение.
 
Синий – ученик уходит с урока разочарованным, не видит полезного результата занятия для себя.
 
 
 
 
 
                  
                  
                  
                    | Этапы обучения
 
 | Критерии оценивания учеником своего состояния
 
 |  
                    | 5 – 6 классы
 
 | Я доволен собой на уроке.
 
 Я не доволен собой на уроке.
 
 |  
                    | 7 – 9 классы
 
 | Я доволен собой, потому что чувствовал себя на уроке хорошо, комфортно и понял, что я чему- то научился.
 
 Я не доволен собой, потому что чувствовал себя на уроке плохо, некомфортно и понял, что не научился ничему новому.
 
 |  
                    | 10 – 11 классы
 
 | Я на уроке повысил свое самоуважение и ощутил себя более компетентным.
 
 Я ухожу с урока подавленным или разочарованным, я не вижу полезного результата занятий для себя.
 
 |  
 По соотношению желтых и синих жетонов учитель определяет степень успешности своих действий на уроке, а также психологическую атмосферу в классе.
 
 Для исследования эффективности использования ТРКМ в учебном процессе была проведена диагностика сформированности компетентностей учащихся.
 
 Изучалось и исследовалось:
 
 
                  может установить основные причинно-следственные связи между историческими событиями;
 
оценивает результат и процесс деятельности
 
анализирует историческую информацию по заданным критериям, составляет собственные суждения по поводу;
 
                    критически анализирует историческую информацию и соотносит ее с собственными историческими знаниями;
 
применяет предложенный учителем способ получать информацию из нескольких источников;
 
интерпретирует полученную информацию в контексте своей деятельности;
 
соблюдает нормы речи в сложном высказывании;
 
                    соблюдает нормы изложения сложного текста;
 
работает с вопросами на понимание;
 
 Скорректированы критерии оценки результатов:
 
 Критерии оценки результатов
 
 
                  
                    Уровни сформированности компетентностей учащихся с помощью оценочных листов.
 
 
 
 
 
                  
                  
                  
                  
                  
                    | 
 
 
 | Этап обучения
 
 | Баллы
 
 | Историко-познавательная компетентность
 
 |  
                    | Уровень
 
 I
 
 | 5 – 7 классы
 
 | 1 – 2
 
 | 
                        оперирует основными историческими понятиями;
 
может установить основные причинно-следственные связи между историческими событиями;
 
планирует свою деятельность;
 
оценивает результат и процесс деятельности
 
 |  
                    | Уровень
 
 II
 
 | 8 – 9 классы
 
 | 3 – 4
 
 | 
                        анализирует историческую информацию по заданным критериям, составляет собственные суждения по поводу;
 
устанавливает причинно-следственные связи между изучаемыми историческими событиями и процессами;
 
                          проводит текущий контроль реализации плана деятельности;
 
анализирует результаты и процесс деятельности;
 
 |  
                    | Уровень
 
 III
 
 | 10 – 11 классы
 
 | 5 – 6
 
 | 
                        критически анализирует историческую информацию и соотносит ее с собственными историческими знаниями;
 
реконструирует образ исторической реальности на основе выявления причинно-следственных связей и динамики развития исторического процесса;
 
проектирует свою учебную деятельность;
 
проводит объективный анализ и указывает субъективное значение результатов деятельности.
 
 |  
 
 
                  
                  
                  
                  
                  
                    | 
 
 
 | Этап обучения
 
 | Баллы
 
 | Информационная компетентность
 
 |  
                    | Уровень
 
 I
 
 | 5 – 7 классы
 
 | 1 – 2
 
 | 
                        осознает, какой информацией по вопросу обладает, а какой – нет;
 
применяет предложенный учителем способ получать информацию из нескольких источников;
 
интерпретирует полученную информацию в контексте своей деятельности;
 
приводит аргументы;
 
 |  
                    | Уровень
 
 II
 
 | 8 – 9 классы
 
 | 3 – 4
 
 | 
                        планирует информационный поиск;
 
владеет способами систематизации информации;
 
критически относится к полученной информации;
 
делает выводы;
 
 |  
                    | Уровень
 
 III
 
 | 10 – 11 классы
 
 | 5 – 6
 
 | 
                        определяет уровень информированности, необходимый для принятия решения;
 
выбирает информационные источники, адекватные исследуемой проблеме;
 
разрешает противоречия;
 
делает выводы и принимает решения в ситуации неопределенности;
 
 |  
 
 
                  
                  
                  
                  
                  
                    | 
 
 
 | Этап обучения
 
 | Баллы
 
 | Коммуникативная компетентность
 
 |  
                    | Уровень
 
 I
 
 | 5 – 7 классы
 
 | 1 – 2
 
 | 
                        соблюдает нормы речи в сложном высказывании;
 
соблюдает нормы изложения сложного текста;
 
работает с вопросами на понимание;
 
взаимодействует в группе, договорившись о процедуре;
 
 |  
                    | Уровень
 
 II
 
 | 8 – 9 классы
 
 | 3 – 4
 
 | 
                        использует невербальные способы воздействия на аудиторию;
 
определяет цель и адекватную форму письменных коммуникаций;
 
дает развернутый ответ по существу вопроса в развитие темы;
 
получает результат взаимодействия;
 
 |  
                    | Уровень
 
 III
 
 | 10 – 11 классы
 
 | 5 – 6
 
 | 
                        использует риторические и логические приемы;
 
определяет средства письменных коммуникаций, адекватные цели;
 
приводит веские аргументы, отвечая на вопросы оппонента;
 
успешно справляется с кризисами взаимодействия.
 
 |  
 Технология развития критического мышления позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. Эта технология помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие школьников в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.
 Приложение к статье.
 
 Результаты.
 I. Уровни сформированности компетентностей на примере 9 «А» класса.
 
    
 2. Успеваемость по истории за последние три года: на примере 11а класса
 
 Уровень обученности. (По О.Ф. Никонову)
 
 Данная технология обработки итогов успеваемости основана на следующих идеях:
 
 
                  точкой отсчета для оценки качества успеваемости может быть число 3,5 (социальная норма, «порог успешности»);
 
итоговая успеваемость должна характеризоваться двумя параметрами, первый из которых (ОТ) показывает величину отклонения от социальной нормы, а второй (ТЕ) – динамику этого отклонения.
 
 ОТ (отклонение) – определяется как разность среднего балла и социальной нормы (3,5). Значение ОТ может быть как положительным, так и отрицательным, оно показывает настоящее состояние успеваемости.
 
 ТЕ (тенденция) – определяется как разность показателей отклонений за последующий и предыдущий периоды (например, ТЕ = ОТ2009 – ОТ2010). Значение ТЕ может быть положительным, отрицательным, равным нулю. Оно показывает закономерности движения (развития), позволяет делать прогноз.
 
 
  
  
 3. Результаты успешности действий учителя ситуативные.
 
 На основе наблюдений я пришла к заключению, что они зависят от нескольких факторов:
 
 
                  эффективность (или неэффективность) моих действий как учителя, направленных на организацию учебного процесса на занятии;
 
уровень подготовленности класса, а так же влияние жизненных ситуаций, переживаемых классом;
 
личностные особенности и эмоциональное состояние отдельных учащихся;
 
степень сложности изучаемого материала;
 
как строилось общение преподавателей с детьми на предыдущих уроках.
 
 Результаты цветового теста выведены на основе среднего показателя по классам и дают общую картину успешности деятельности учителя и психологического климата на уроках истории. (Количество учащихся в %)
 
 
 
                  
                  
                  
                  
                  
                  
                    | 
 
 
 | Сентябрь 2009
 
 | Декабрь 2009
 
 | Март 2010
 
 | Май 2010
 
 |  
                    | желтый
 
 | 63 %
 
 | 68%
 
 | 71%
 
 | 71%
 
 |  
                    | синий
 
 | 37%
 
 | 32%
 
 | 29%
 
 | 29%
 
 |  
 На основе анализа поурочных результатов цветового теста видна постоянная динамика улучшения психологического климата на уроках истории. Объясняю это тем, что моя рефлексия как педагога помогает мне строить учебный процесс и взаимоотношения с учащимися более эффективно.
 Вывод
 
 Проанализировав результаты мониторинга, можно предположить, что вышеизложенная система работы является эффективной. Условия, создаваемые в рамках данной системы действительно способствуют формированию историко-познавательной и информационно-коммуникативной компетентностей у учащихся.
 
 Литература:
 
 
                  Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития [Текст]/ Загашев И. О., Заир-Бек С. И., – СПб: Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.
 
Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. [Текст]/ Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В., - СПб: Альянс-Дельта совм. с изд-вом «Речь», 2003. – 192 с.
 
Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы // Стандарты и мониторинг в образовании, 2004. №1.
 
Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока. СПб.: Издательство «Речь», 2002, 148с.
 
Тюляева Т.И. Настольная книга учителя истории. М., 2003.
 
Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью в школе // Библиотека журнала «Директор школы», 1998. №7. С. 110 – 127.
 
Шарова Н. Формирование научно-исследовательских навыков учащихся // Преподавание истории в школе. 2000. №2.
 
 
 
 
                  
 
 
 |  |  |