|
Самостоятельная работа учащихся на уроках общественных дисциплин как основа формирования учебно познавательной компетенции
Самостоятельная работа учащихся на уроках общественных дисциплин как основа формирования учебно – познавательной компетенции.
Кольцова Наталья Николаевна, учитель истории и обществознания
МОУ СОШ № 2 г. Строитель, e-mail: nat101971@yandex.ru
Современные условия придают большие требования к содержанию общего образования человека. Главной проблемой этого содержания является соотношение между личностным и социальным заказом на образование. На учителя истории возлагается ответственная задача найти «золотую середину» в соотношении между лучшими традициями и ценностями исторического прошлого и современного общества. Задача современного учителя, состоит, прежде всего, в том, чтобы не просто передать учащимся сумму знаний на основе исторического опыты человечества, а формировать умения и навыки, которые бы позволили ребёнку в любой ситуации применять изучаемые знания, решать многообразные проблемы, действовать самостоятельно и принимать решения в новых условиях. Задача эта принципиально новая, и она усложняет процессы воспитания и обучения
В «Федеральной концепции модернизации российского образования на период до 2010 года впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывает недостаточно для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Но не все учащиеся способны самостоятельно добывать знания, для этого нужны ключевые компетенции и их возможности овладения ими с помощью средств различных учебных дисциплин.
Необходимость обучения подобным качествам (компетенциям) по существу и является ответом образования на вызовы современного общества. Отсюда и компетентностный подход в обучении сосредотачивается на том, чтобы не увеличить объем информированности человека в различных предметных областях, а помочь людям самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях.
Часто задается вопрос: «Есть ли разница между компетентностью и компетенцией?» В словарях разных авторов «компетентность» обозначает характеристику человека (знающий, сведущий, обладающий компетенцией), а «компетенция» - характеризует то, чем человек обладает (способности, умения, круг полномочий, круг вопросов). Компетентность остается характеристикой человека, компетенция – тем, чем он уже владеет.
Что такое ключевые компетенции? Сам термин указывает на то, что они являются ключом, основанием для других более конкретных и предметно ориентированных. В то же время владение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, в том числе и в личной жизни. Предполагается, что ключевые компетентности носят надпрофессиональный и надпредметный характер и необходимы в любой области деятельности
Ключевые компетенции – это умения и навыки в любой области деятельности. Это заказ общества к подготовке его граждан в современных условиях жизни.
Выделены следующие группы ключевых компетенций:
1.Организационные
2. Информационные компетенции.
3. Коммуникативные компетенции.
4.Общекультурные компетенции.
5.Оценочные (Компетенции личностного самосовершенствования)
6.Учебно-познавательные компетенции.
Большое значение, на мой взгляд, в становлении компетентной личности является способность учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной работе, обеспечивающих полноценное участие человека в общественной жизни.
В большей степени самостоятельная познавательная деятельность учащихся проявляется в учебно-познавательной компетенции, которая включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания
Поэтому сегодня самостоятельная работа учащихся необходима учащимся как средство формирования ценностно – ориентированных качеств личности, направленных на осознанное применение знаний, интенсивное развитие умственных способностей, моральное самоутверждение.
В современной дидактике познавательная самостоятельность рассматривается как подготовительная ступень, а самостоятельная работа как основной путь формирования самостоятельного мышления у школьников. Один из ведущих специалистов по проблеме исторического мышления учащихся, Н.Г. Дайри, очень верно заметил: «знание возникает на основе не заучивания, а самостоятельного размышления над фактами, а мышление развивается в результате систематической переработке фактов и идей».
Следовательно, знания являются продуктом мышления человека, они не появляются в готовом виде. Только в процессе осуществления самостоятельной работы с учебным материалом учащиеся могут создавать свои личные знания. Исходя из этого на уроках, внеклассных мероприятиях систематически предлагаю ученикам различные виды самостоятельной деятельности, требующие мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность.
В процессе такой работы ученики привыкают к востребованности своих знаний, убеждаются в значимости образования. Способность размышлять, анализировать, строить планы создавать проекты очень важные умения, которые в дальнейшем смогут помочь самостоятельно принимать решения и действовать в сложных условиях современной жизни.
Для решения задач формирования познавательной самостоятельности у учащихся необходимо создать деятельность, в процессе которой необходимо:
- выработать у учащихся мотивы и цели учебного процесса (зачем мы изучаем историю, обществознание?);
- обучить способам осуществления учебного процесса (как учиться?).
Самостоятельность является качеством личности учащегося, она проявляется в мышлении, речи, практике, мотивации, поведении и деятельности. Самостоятельность, в процессе которой формируются качества личности, может и должна иметь место при изучении нового материала, выполнении домашнего задания, проверке знаний, повторении.
Результативность самостоятельной работы зависит от требований к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке:
- каждая самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет конкретную цель; каждый ученик знает порядок и приёмы выполнения работы;
- самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой;
- обеспечивается сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и управление самим процессом работы;
- назначение самостоятельной работы – развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления; поэтому, подбирая задания, надо свести к минимуму шаблонное их выполнение;
- содержание работы, форма её выполнения должны вызывать интерес у учащихся, желание выполнить работу до конца;
- самостоятельная познавательная деятельность организуется так, чтобы она вырабатывала навык и привычку к труду.
В своей работе я стараюсь использовать различные виды самостоятельной работы для активизации учебной деятельности школьников, воспитания у них активного самостоятельного мышления, умения применять знания в процессе обучения.
В практике обучения каждый вид самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов деятельности, используемых в системе урочных и внеурочных занятий. Остановлюсь на тех видах самостоятельной познавательной деятельности учащихся, которые использую в своей практике чаще других и которые дают положительный эффект в обучении.
Работа с печатными источниками, учебником, историческими документами, дидактические игры, лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, различные виды самостоятельных работ и заданий, тестирование, исторические диктанты, составление аналитических схем, опорных конспектов и т.д.
Таким образом, самостоятельная познавательная активность не только повышает интерес учащихся к процессу обучения, но и помогает, с одной стороны формировать навыки решения учебных задач, т.е. развивает мыслительную деятельность, а с другой – это улучшает механизм запоминания терминов, дат, фактов. И главное, на наш взгляд, состоит в том, что самостоятельное решение проблемных вопросов позволяет выработать свою мировоззренческую и гражданскую позицию, стать активным участником всех социальных процессов.
План урока по обществознанию в 7 классе по теме «Образ жизни»
(по учебнику А.И. Кравченко)
ТЕМА УРОКА: «Образ жизни».
ЦЕЛИ: образовательная:
начать работу по формированию представления учащихся о способах и особенностях организации жизни и деятельности человека, семьи, народа.
развивающая:
продолжить работу по развитию навыков решения практических задач, умений работать с учебником, обобщать, делать вывод, формировать навыки самостоятельного принятия решения.
воспитательная:
способствовать формированию организации жизни и деятельности подростков.
основные понятия и термины: образ жизни
ОБОРУДОВАНИЕ:
«Обществознание» учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией А.И. Кравченко, Е.А Певцовой, М.: «Русское слово», 2008 г.
Карточки – задания к уроку.
Тип урока – комбинированный. Групповая самостоятельная работа.
ХОД УРОКА.
I.Оргмомент.
Проверка отсутствующих;
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Проверка домашнего задания по теме «Подростковая культура».
Индивидуально, письменно, проверка задания №1 практикума стр. 137;
Фронтально устно, беседа:
В каком смысле подростковое общество и культура обладают уникальностью и отличаются от общества и культуры взрослых?
Сравните культуру подростков и взрослых. Определите критерии сравнения.
-
Действительно ли одежда имеет такое большое значение для подростка, как утверждается в параграфе? Аргументируйте свой ответ.
Какое место в подростковой культуре занимает музыка? Почему?
III. Актуализация знаний учащихся.
Тема урока: «Образ жизни».
Задачи урока на основе формирования ключевых компетенций:
Ценностно – смысловая компетенция: оценить особенности образов жизни различных в различных исторических эпохах, осознать свой образ жизни»
Общекультурная компетенция: видеть роль образа жизни народов в общечеловеческой культуре.
Учебно-познавательная компетенция: сравнить образ жизни разных народов, выполнив самостоятельную работу в группах по представлению образа жизни отдельных народов, научиться делать вывод по изучаемому материалу.
Информационные компетенции: поиск и отбор информации из предложенного текста.
Коммуникативная компетентность: представить образ жизни конкретного народа.
План изучения нового материала.
Понятие «образ жизни».
Образ жизни у разных народов.
IV. Изучение нового материала
1. Понятие «образ жизни».
Мотивационная беседа:
- Как вы думаете, что такое образ жизни?
Образ жизни – это способ организации жизни и деятельности человека, семьи, народа в данном пространстве и в данное время.
Жизнь семьи связана с квартирой, работой, дачей, местом отдыха.
У народов жизнь протекает на территории данной страны, правда отдельные народы, такие как американцы и европейцы любят путешествовать, это черта их образа жизни.
У средневекового крестьянина вся жизнь проходила в пределах одной деревни, он редко выезжал за пределы своей деревни, не говоря уже о городе.
Беседа:
Проанализируйте один день из своей жизни и получите структуру своего образа жизни.
Образ жизни в течение времени один и тот же, или может меняться?
Почему с течением времени образ жизни человека меняется?
В чём может выражаться образ жизни?
О чём может рассказать образ жизни?
Какой отпечаток может накладывать на образ жизни пол, профессия, национальная культура
Вывод: с изменением социального, финансового состояния, места жительства и т.д. образ жизни в течение жизни может изменяться. Как правило, образ жизни ограничен рамками традиций и привычек конкретного общества, в котором живёт человек. Личность вправе выбрать отличную от стандартной манеру жизни, тем самым некоторым образом выделив себя из общества. На такое решение может повлиять необычный склад мышления, свойства характера и тяга к новому.
2. Образ жизни у разных народов.
Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 139 – 146, работа в группах.
Класс разбивается на 5 групп:
1. Древние римляне; 2. Бушмены; 3. Русские купцы; 4. Англичане; 5.Американцы.
Каждая группа получает карточку – задание для ознакомления и представления «своего образа жизни».
Представление образа жизни отдельных народов.
Вывод: т.о., мы убедились, в образе жизни народа часто отражается национальный характер. Они влияют друг на друга и тесно связаны между собой. Конкретный образ жизни формирует именно такой характер нации, а последний сказывается на всём образе жизни народа.
V. Закрепление.
Работа с заданием практикума №1 стр. 146.
Рабочая тетрадь стр. 78. задание №3.: предположите, к чему может привести такой образ жизни девочки – подростка.
Какие причины могут вынудить человека изменить образ жизни? К каким последствиям это может привести?
VI. Домашнее задание. § 23, задание № 2 письменно
Карточки – задания к самостоятельной работе.
Карточка – задание «Образ жизни древних римлян».
При помощи учебника стр. _______ подготовься рассказать об образе жизни древних римлян, ответив на следующие вопросы:
Когда и как начиналось утро свободного римлянина?
Что такое утренний визит вежливости?
Какой была жизнь женщины в Древнем Риме?
Карточка – задание «Образ жизни русских купцов».
При помощи учебника стр.________ подготовься рассказать об образе жизни русских купцов, ответив на следующие вопросы:
Каков был распорядок дня купеческой семьи?
В чём проявилась замкнутость образа жизни купеческой семьи?
Какие развлечения были в купеческой семье?
Карточка – задание «Американский образ жизни ».
При помощи учебника стр._______ подготовься рассказать об американском образе жизни, ответив на следующие вопросы:
Охарактеризуйте образ жизни благополучного американца?
Охарактеризуйте образ жизни бедного американца?
Каких людей создаёт американский образ жизни?
Карточка – задание «Английский образ жизни ».
При помощи учебника стр._________ подготовься рассказать об английском образе жизни, ответив на следующие вопросы:
Каковы характерные атрибуты и черты английского образа жизни?
Что значит для англичан костюм? Какие требования у англичан к одежде?
Каков распорядок дня у англичан?
Карточка – задание «Образ жизни бушменов».
При помощи учебника стр._______ подготовься рассказать об образе жизни бушменов, ответив на следующие вопросы:
Как начинается утро у бушменов?
Как проводят свободное время дети?
Из чего складывается образ жизни взрослых?
Список литературы
1. А.Б.Воронцов, Е.В.Чудинова “Учебная деятельность: введение в систему Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова”, М., Издатель Рассказов А.И., 2004г.
2. Воронцов А.Б., Заславский В.М. “Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников как основа учебной самостоятельности подростка”, М, МАРО, 2001г.
3. Аспекты модернизации российской школы. Научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. М., ГУ ВШЭ, 2001г
4. О.Е. Лебедев “Компетентностный подход в образовании”, Школьные технологии, 2004г., №5.
|
|
|