|
Коротко о нарушениях письма и чтения
Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью — необходимое условие формирования успешной личности.
Коротко о нарушениях письма и чтения
Научить детей читать и писать — задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников — и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителя, ошибки при чтении и письме. Например, пропускать буквы: чсы — часы, писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного слова сделать два: ок и но — окно и т. п.
К сожалению, многие родители относят эти ошибки к невнимательности. И тогда наступает трудный период и для родителей, и для детей. У ребенка возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Чтобы избежать этого, проанализируйте ошибки ребенка. Если такие «нелепые» ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходимо обратиться за консультацией к логопеду.
Наличие стойких ошибок такого типа говорит о том, что у ребенка частично нарушен процесс письма — дисграфия.
Что же такое дисграфия?
Процесс письма, который у взрослого человека автоматизирован, вызывает у ребенка множество проблем.
Письмо — это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить.
Чтобы написать слово, ребенку необходимо:
определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;
соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;
воспроизвести с помощью движений руки букву.
Чтобы написать предложение, необходимо:
Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом — дисграфия (от гречского «графо» — письмо).
Дисграфия — это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.
Классификация дисграфических ошибок
Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия
пропуски гласных букв: всят — висят, комнта — комната, урожй — урожай;
пропуски согласных букв: комата — комната, вей — всей',
пропуски слогов и частей слова: стрки — стрелки,
замена гласных: пище — пищу, сесен —сосен,люгкий — легкий',
замена согласных: тва — два, роча — роща, урошай — урожай, бока- зываед — показывает',
перестановки букв и слогов: онко — окно,
недописывание букв и слогов: чере — через, на ветка — на ветках, диктан — диктант',
наращивание слов лишними буквами и слогами: детити — дети, сенег — снег, диктанат — диктант;
искажение слова: мальни — маленький, чайщик — чащи;
слитное написание слов и их произвольное деление: два— два, бой- часов — бой часов, в ся — вся;
-
неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром, замерзла Речка птицам голодно. — Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.
нарушение смягчения согласных: болшой — большой,толко — только, умчалис —умчались, мач —мяч.
Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи
нарушения согласования слов: с еловый ветки — с еловой ветки, появилось трава — появилась трава, огромная бабочки — огромные бабочки',
нарушения управления: с ветка — с ветки,умчались к чащу — умчались в чащу, сидит стул — сидит на стуле',
замена слов по звуковому сходству;
слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще — в роще, настене — на стене, на бухли — набухли;
пропуски слов в предложении.
Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия
замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б',
замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;
замена букв, имеющих дополнительные элементы, и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м\
зеркальное написание букв: с,э,ю;
пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.
Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии
безударная гласная в корне слова: вада — вода, чисы — часы;
правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп — зуб, дорошка — дорожка;
обозначение смягчения согласных;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных.
Классификация ошибок основывается на причинах их появления.
Виды нарушений письма
В специальной литературе имеются различные классификации дисграфий, но все они основываются на причинах возникновения нарушений.
Артикуляторно - акустическая дисграфия
Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. То есть на письме.
Акустическая дисграфия
(на основе фонемного распознавания, дифференциации фонем)
Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме это проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие {б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у, е-и).
Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза
Причина ее возникновения — затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. Характерные ошибки:
пропуски согласных;
пропуски гласных;
перестановки букв;
добавления букв;
пропуски, добавления, перестановки слогов;
слитное написание слов;
раздельное написание слов;
слитное написание предлогов с другими словами;
раздельное написание приставки и корня.
Аграмматическая дисграфия
Причина возникновения — недоразвитие грамматического строя речи. На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями.
Оптическая дисграфия
Причина возникновения — несформированность зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (ы-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.).
Преодоление дисграфических ошибок требует кропотливой систематической коррекционной работы.
Литература: Барылкина Л.П., Матраева И.П., Обухова Л.А. «Эти трудные согласные» - М.: 5 за знания 2005
Картинка: http://sledu.ru/tw_files2/urls_610/30/d-29597/img0.jpg
|
|
|