Главная страница

Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе


Скачать 59.69 Kb.
Название Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе
Дата 06.03.2016
Размер 59.69 Kb.
Тип Урок

Зарипова Ирина Владимировна - учитель русского языка

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида №4»

Урок русского языка в 6 классе

ТЕМА:

Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе.

ЦЕЛИ:

- закрепить умения учащихся проверять правописание падежных окончаний имён прилагательных вопросом, определять род и падеж имён прилагательных по роду и падежу имён существительных;

развивать связную речь, орфографическую зоркость;

коррегировать мыслительные операции анализа и синтеза, логическое мышление, внимание, восприятие;

воспитывать учебную мотивацию.
Ход урока

1. Организационный момент.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2. Подведение к теме урока.

- Найдите способ прочитать запись на доске и назовите тему урока.



(Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе).

3. Постановка цели и задач урока для детей.

- На уроке мы будем тренироваться в правописании окончаний прилагательных с опорой на вопрос и определении их рода и падежа в единственном числе.

4. Тренировочные упражнения на правописание падежных окончаний прилагательных.

А) Приём подбора подходящих слов.
- Прочитайте запись на доске и назовите три существительных:

небуснегомлиству

(небу, снегом, листву)

- Запишите в три столбика существительные, определите их род, падеж.

- Прочитайте слова на карточках-полосках:









(свежим, звёздному, весеннюю, синему, пушистым, зелёную, умного).

Подберите к записанным существительным подходящие по смыслу прилагательные, в скобках запишите вопрос.

По небу Под снегом В листву

(какому?) (каким?) (какую?)

синему свежим зелёную

звёздному пушистым весеннюю

- Как согласовываются имена прилагательные с именами существительными? ( В роде, числе и падеже).

- Как проверить правописание падежных окончаний прилагательных? (По вопросу).

Б) «Собери слова».

- Ориентируясь на цвет и форму собери имена прилагательные:


ряч





его егряч





го


(верному, горячего, чистой)

- Прочитайте на доске существительные:

СОЛНЦА

ВОДОЙ

ДРУГУ

- Составьте словосочетания, согласовав имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже.

(Солнца (какого?) горячего,)

(водой (какой? чистой,)

(другу (какому?) верному.)

- Как определить падеж имени прилагательного?

(По падежу имени существительного).

Как проверить правописание безударных окончаний имён прилагательных? (По вопросу).

В) Работа по карточкам.

5. Словарная работа.

А) - Словарную работу проведём в парах.

- Сначала ребята 1 варианта выступают в роли учителя и диктуют слова со своей карточки №1 ученику. Потом проверяют и выставляют оценку на полях. Затем меняются – учителями становятся ребята 2 варианта. Слова писать в столбик.

1 2

Сервиз Сосед

из печенья для богатства

к кефиру по океану

про конфету про медаль

с апельсином с мандарином

о смородине в сметане

Выполняется взаимопроверка.

Слабые учащиеся работают индивидуально по карточке №1а, а затем выполняют самопроверку по карточке №2а

1 2

С_рвиз (какой?) С_сед (какой?)

из п_ченья (какого?) для б_га__тва (какого?)

к к_фиру (какому?) по ок_ану (какому?)

про к_нфету (какую?) про м_даль (какую?)

с ап_льсином (каким?) с м_нд_рином (каким?)

о см_р_дине (какой?) в см_тане (какой?)
- Ребята, поднимите руку, кто записал все слова без ошибок.

Б) - К данным существительным подберём подходящие по смыслу прилагательные. Для этого подберите и запишите в скобках от существительных вопросы к прилагательным.

Самопроверка по карточке №2:

1 2

Сервиз (какой?) Сосед (какой?)

из печенья (какого?) для богатства (какого?)

к кефиру (какому?) по океану (какому?)

про конфету (какую?) про медаль (какую?)

с апельсином (каким?) с мандарином (каким?)

о смородине (какой?) в сметане (какой?)

В) - Используя слова карточки №3, подберите подходящие к существительным (словарным словам):

1 2

добрый чайный

духовного песочного

глубокому кислому

золотую шоколадную

сладким сочным

жирной чёрной

- Определите род и падеж прилагательных.

Коллективная проверка работы.

Вывод: - Как определяли род и падеж у прилагательных?

(По роду и падежу существительных)

- Как проверить правописание падежных окончаний у имён прилагательных? (По вопросу).

6. Упражнения на закрепление материала.

А) Самостоятельная работа по карточке.

- Опираясь на окончания вопросов, допишите окончания имён прилагательных. Определите их род и падеж.

Допиши окончания прилагательных

в единственном числе.

Опирайся на окончания вопросов.
Плыть к берегу (какому?) дальн…, крут… .

Спеть песню (какую?) последн.., прощальн.. .

Одеть братика (какого?) младш…, любим… .

В) Коллективная работа.

-Составить и записать предложения с данными словами.
Составь и запиши предложения с данными словами.
Образец: На тёмном небе горит яркая звезда.


  1. На, тёмное, небо, горит, яркая, звезда.

  2. У, дальнее, болото, растёт, вкусная, клюква.

  3. Раннее, утро, ученики, идут, в, любимая, школа.

Коллективный разбор предложений с самостоятельной записью в тетради. Сильные учащиеся работают по карточке №4.

Слабоуспевающие ребята выполняют работу по карточке №4а.

Составь и запиши предложения с данными словами.
Образец: На тёмном небе горит яркая звезда.


  1. На тёмн.. небе горит ярк.. звезда.

  2. У дальн болота растёт вкусн.. клюква.

  3. Ранн.. утром ученики идут в любим.. школу.

7. Итог урока.

- Ребята, чему учились на уроке?

- Как можно проверить написание падежных окончаний имён прилагательных?

- Как проверяли род и падеж у имён прилагательных?

- Какие задания понравилось выполнять?

8. Задание на дом. Страница 205, упражнение 6.

9. Оценки за урок.