|
Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе
Зарипова Ирина Владимировна - учитель русского языка
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида №4»
Урок русского языка в 6 классе
ТЕМА:
Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе.
ЦЕЛИ:
- закрепить умения учащихся проверять правописание падежных окончаний имён прилагательных вопросом, определять род и падеж имён прилагательных по роду и падежу имён существительных;
развивать связную речь, орфографическую зоркость;
коррегировать мыслительные операции анализа и синтеза, логическое мышление, внимание, восприятие;
воспитывать учебную мотивацию.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
2. Подведение к теме урока.
- Найдите способ прочитать запись на доске и назовите тему урока.
(Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе).
3. Постановка цели и задач урока для детей.
- На уроке мы будем тренироваться в правописании окончаний прилагательных с опорой на вопрос и определении их рода и падежа в единственном числе.
4. Тренировочные упражнения на правописание падежных окончаний прилагательных.
А) Приём подбора подходящих слов.
- Прочитайте запись на доске и назовите три существительных:
небуснегомлиству
(небу, снегом, листву)
- Запишите в три столбика существительные, определите их род, падеж.
- Прочитайте слова на карточках-полосках:
(свежим, звёздному, весеннюю, синему, пушистым, зелёную, умного).
Подберите к записанным существительным подходящие по смыслу прилагательные, в скобках запишите вопрос.
По небу Под снегом В листву
(какому?) (каким?) (какую?)
синему свежим зелёную
звёздному пушистым весеннюю
- Как согласовываются имена прилагательные с именами существительными? ( В роде, числе и падеже).
- Как проверить правописание падежных окончаний прилагательных? (По вопросу).
Б) «Собери слова».
- Ориентируясь на цвет и форму собери имена прилагательные:
ряч
его егряч
го
(верному, горячего, чистой)
- Прочитайте на доске существительные:
СОЛНЦА
ВОДОЙ
ДРУГУ
- Составьте словосочетания, согласовав имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже.
(Солнца (какого?) горячего,)
(водой (какой? чистой,)
(другу (какому?) верному.)
- Как определить падеж имени прилагательного?
(По падежу имени существительного).
Как проверить правописание безударных окончаний имён прилагательных? (По вопросу).
В) Работа по карточкам.
5. Словарная работа.
А) - Словарную работу проведём в парах.
- Сначала ребята 1 варианта выступают в роли учителя и диктуют слова со своей карточки №1 ученику. Потом проверяют и выставляют оценку на полях. Затем меняются – учителями становятся ребята 2 варианта. Слова писать в столбик.
1 2
Сервиз Сосед
из печенья для богатства
к кефиру по океану
про конфету про медаль
с апельсином с мандарином
о смородине в сметане
Выполняется взаимопроверка.
Слабые учащиеся работают индивидуально по карточке №1а, а затем выполняют самопроверку по карточке №2а
1 2
С_рвиз (какой?) С_сед (какой?)
из п_ченья (какого?) для б_га__тва (какого?)
к к_фиру (какому?) по ок_ану (какому?)
про к_нфету (какую?) про м_даль (какую?)
с ап_льсином (каким?) с м_нд_рином (каким?)
о см_р_дине (какой?) в см_тане (какой?)
- Ребята, поднимите руку, кто записал все слова без ошибок.
Б) - К данным существительным подберём подходящие по смыслу прилагательные. Для этого подберите и запишите в скобках от существительных вопросы к прилагательным.
Самопроверка по карточке №2:
1 2
Сервиз (какой?) Сосед (какой?)
из печенья (какого?) для богатства (какого?)
к кефиру (какому?) по океану (какому?)
про конфету (какую?) про медаль (какую?)
с апельсином (каким?) с мандарином (каким?)
о смородине (какой?) в сметане (какой?)
В) - Используя слова карточки №3, подберите подходящие к существительным (словарным словам):
1 2
добрый чайный
духовного песочного
глубокому кислому
золотую шоколадную
сладким сочным
жирной чёрной
- Определите род и падеж прилагательных.
Коллективная проверка работы.
Вывод: - Как определяли род и падеж у прилагательных?
(По роду и падежу существительных)
- Как проверить правописание падежных окончаний у имён прилагательных? (По вопросу).
6. Упражнения на закрепление материала.
А) Самостоятельная работа по карточке.
- Опираясь на окончания вопросов, допишите окончания имён прилагательных. Определите их род и падеж.
Допиши окончания прилагательных
в единственном числе.
Опирайся на окончания вопросов.
Плыть к берегу (какому?) дальн…, крут… .
Спеть песню (какую?) последн.., прощальн.. .
Одеть братика (какого?) младш…, любим… .
В) Коллективная работа.
-Составить и записать предложения с данными словами.
Составь и запиши предложения с данными словами.
Образец: На тёмном небе горит яркая звезда.
На, тёмное, небо, горит, яркая, звезда.
У, дальнее, болото, растёт, вкусная, клюква.
Раннее, утро, ученики, идут, в, любимая, школа.
Коллективный разбор предложений с самостоятельной записью в тетради. Сильные учащиеся работают по карточке №4.
Слабоуспевающие ребята выполняют работу по карточке №4а.
Составь и запиши предложения с данными словами.
Образец: На тёмном небе горит яркая звезда.
На тёмн.. небе горит ярк.. звезда.
У дальн… болота растёт вкусн.. клюква.
Ранн.. утром ученики идут в любим.. школу.
7. Итог урока.
- Ребята, чему учились на уроке?
- Как можно проверить написание падежных окончаний имён прилагательных?
- Как проверяли род и падеж у имён прилагательных?
- Какие задания понравилось выполнять?
8. Задание на дом. Страница 205, упражнение 6.
9. Оценки за урок.
|
|
|