|
Консультация для родителей
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ
РОДИТЕЛЕЙ
«Организация досуга детей на основе
народного творчества"
Воспитатель: Жабина И.И
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 28»
г. Новомосковск, 2015
Богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей является народное творчество, которое включает в себя и фольклор (песни, танцы, игры), и декоративно–прикладное искусство (роспись, плетение, вышивка, резьба по дереву и т.д.). Содержание народного творчества отражает жизнь народа, его духовный мир.
В устном народном творчестве отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает
уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
Рассматривая предметы декоративно-прикладного искусства, мы видим реальность, окрашенную фантазией народных мастеров, испытываем эстетическое наслаждение от сказочно прекрасных росписей на посуде, узоров в кружеве и вышивке, причудливых игрушек.
Русские народные игры заключают в себе огромный потенциал для физического развития детей.
Рассмотрим, как можно организовать досуг детей дома на основе народного творчества с учётом разнообразных воспитательных и образовательных задач.
В развитии у ребёнка художественного вкуса, мелкой моторики пальцев помогут лучшие образцы декоративно- прикладного искусства (Хохлома, Гжель, Дымково, Городец…) Обращаем внимание на то, что не следует поверхностно знакомить детей сразу с несколькими видами росписи.
На примере филимоновской игрушки можно выделить следующие виды детской деятельности:
Рассматривание филимоновских игрушек.
Чтение стихов, рассказов о мастерах Филимоново.
Игры со свистульками.
Лепка игрушек (собачка, курочка, петушок…), аппликация.
Рисование элементов филимоновской росписи с соблюдением основных цветов.
Роспись объёмных игрушек и плоскостных силуэтов.
Аналогично проводится знакомство с другими видами росписи. Для закрепления представлений детей рекомендуем проводить игры: «Опиши игрушку», «Третий лишний», «Найди сходство и отличие».
Важно познакомить детей со старинными ремёслами: плетением, вышиванием, резьба по дереву. Взрослый должен соблюдать принцип «от простого к сложному» и технику безопасности (работа с иглой, молотком, ножницами).
Предлагаем варианты детских работ:
Ниткография («рисование нитью» на бумаге с использованием клея: солнышко, ягодка, цветок).
Плетение поясков из 3, 5, 7 нитей или лент.
Совместное изготовление кукол из соломы, ниток, ткани.
С мальчиками - изготовление деревянных вертушек, волчков и др.
С девочками - вышивка простых элементов (круг, квадрат…)
В совместной работе важно использовать разнообразные материалы (глину, солому, бисер, ракушки…)
Для развития коммуникативно-речевых навыков важно использовать малые фольклорные формы: потешки, прибаутки, скороговорки, чистоговорки, пословицы, поговорки, загадки.
Благодаря тому, что ребёнок легко заучивает тексты, насыщенные звукосочетаниями разной степени сложности (скороговорки, чистоговорки), у него вырабатывается умение различать на слух близкие по звучанию слова, улучшается дикция, формируется фонетическое восприятие, которое имеет огромное значение для успешного овладения грамотой.
Пословицы, поговорки важно использовать в конкретной ситуации, необходимо показать детям иносказательность, предложить подобрать под пословицу ситуацию.
Например, «Человек без друзей – что дерево без корней». Разбирая эту пословицу, следует предварительно рассмотреть картинки «дерево с корнями» (растущее в земле и поваленное); «человек с друзьями», «одинокий человек», сравнить.
При знакомстве с загадками, предварительно следует рассмотреть предмет, явление (солнце, небо…). Выделить их признаки (какой?), действия (что делает?), сходство с другими предметами (на что похож?).
Затем прочитать загадку, предложить подумать, почему об этом предмете придумали такую загадку. Позже можно провести игру «Загадки и отгадки» (взрослый загадывает, ребёнок ищет отгадку среди предметов, рисует).
После того, как ребёнок научится разгадывать загадки, можно переходить к составлению загадок.
У детей 4 - 6 лет появляется потребность в знаниях о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в его собственном опыте. Русские народные сказки и есть тот источник, из которого ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности. Читать детям следует регулярно. Желательно побуждать ребёнка пересказывать сказки, придумывать новый конец, рисовать, лепить понравившихся героев. Поиграть в «Угадай сказку». Взрослый показывает картинку (для младших детей), зачитывает фразу из сказки (для старших), ребёнок отгадывает.
Для развития двигательной активности детей следует широко использовать народные игры. При их выборе важно учитывать возраст ребёнка, место проведения (тесная комната, парк с деревьями или детская площадка) и количество участников. Например, в «Салки», «Жмурки» можно играть
вдвоём – втроём. Для игр «Прятки», «Ручеёк», «Жаворонок», «Дедушка – рожок» требуется просторное место для игры и минимум 8 -10 участников, иначе игра потеряет смысл. Статичные же игры, такие как «Чепуха», «Узелок», «Колечко» можно проводить и дома.
Для развития чувства ритма, певческих навыков советуем сделать традицией еженедельное прослушивание русских народных песен, учить отбивать ритм на шумовых народных инструментах (рубель, трещотка и др.).
Таким образом, при организации досуга детей дома на основе народного творчества применяются разные виды детской деятельности:
Декоративно-прикладное творчество (лепка, аппликация, роспись, вышивка, плетение, резьба по дереву).
Устное народное творчество (чтение, пересказ сказок; заучивание потешек; составление загадок; проведение русских народных игр).
Музыкальное творчество (пение народных песен, игра на музыкальных инструментах).
Важно при этом не заставлять ребёнка, а заинтересовывать его.
|
|
|