|
Консультация для родителей Подготовила учитель-логопед
Консультация для родителей
Подготовила учитель-логопед
Грачева А.М.
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.
- Речевое дыхание, в отличие от неречевого, автоматического, является произвольным.
- При неречевом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, вдох по
продолжительности почти равен выдоху.
- Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро,
выдох замедлен.
- При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза.
- При речевом дыхании, наоборот, за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно - сосудистых заболеваний и. т. д.
Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияют на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.
Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием.
Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Проявляя изобретательность, выдумку, вы сможете помочь своему ребенку
выработать правильное речевое дыхание. Рекомендуем начать с непроизвольных и
таких забавных для ребенка игровых упражнений:
- Дутье через соломинку в стакан с водой.
- Надувание воздушных шаров.
- Пускание мыльных пузырей.
- Дутье на одуванчики весной.
При всех этих забавах ребенок непроизвольно учится делать вдох через нос и выдох через рот.
|
|
|