|
Конспект занятия в подготовительной группе. Деятельность педагога Деятельность воспитанника
Краски осени.
ОД «Музыка».
Конспект занятия в подготовительной группе.
Деятельность педагога
|
Деятельность воспитанника
|
Этап 1 занятия: целеполагание , танцевальное творчество. Продолжительность 6 минут.
|
Цель этапа (педагога): развитие речи через беседу; развитие образного мышления через танцевальное творчество.
|
Цель этапа (воспитанника): определение, о чем пойдет речь на занятии, развитие и демонстрация умения высказываться полными предложениями, импровизировать танец в соответствии с характером музыкального произведения.
|
Деятельность 1:
1. 1. Здоровается с детьми. Предлагает продолжить разговор об осенней природе, посмотреть на деревья за окном. Напоминает, что совсем недавно они любовались их густой зеленой листвой, потом наблюдали, как постепенно изменяется ее цвет. Спрашивает, что они видят сегодня?
1.2.Предлагает детям рассказать, что делают листья, когда опадают?
1.3.Спрашивает, чем заканчивается полет листьев?
1.4. Предлагает детям подойти к столу, где лежат карточки в форме листьев, предлагает взять по одному листочку и сказать, что изображено с обратной стороны. (Приложение 1).
Деятельность 2:
2.1. Предлагает детям объединиться в подгруппы в соответствии с изображениями на листочках.
2.2. Предлагает детям под музыку изобразить листопад.
Включает с запись песни «Падают листья», музыка Р. Гуцалюка на слова Н. Соловьева,
2.3. Подводит итог. Спрашивает, что детям было сложнее изобразить: ветер, деревья или листья?
|
Деятельность 1:
1.1. Отвечают на вопросы педагога: листья совсем пожелтели, их стало меньше, потому что начался листопад.
1.2. Отвечают на вопрос: летят, кружатся, покачиваются.
1.3. Отвечают на вопрос: они ложатся на землю.
1.4. Выполняют действия. Отвечают: осенний листик; деревья; голова, дующая на тучку – ветер.
Деятельность 2:
2.1. Выполняют действия. Дети-«листики» встают вокруг детей-«деревьев», дети, изображающие ветер, стоят отдельной группой немного поодаль.
2.2. Изображают листопад. 1-й куплет. «Ветер» дует на «деревья», они качают ветками, «листья» отрываются от веток и летят, кружатся, покачиваются, в зависимости от представления детей. Музыка заканчивается. Дети меняются карточками. Импровизация повторяется по 2-й куплет песни. На музыку 3-го куплета все дети изображают полет листьев. По окончании песни дети плавно опускаются на ковер.
2.3 Дети анализируют свою деятельность, отвечают на вопрос.
|
Этап 2 занятия: слушание музыки, пение. Продолжительность 17 минут
|
Цель этапа: развитие образного мышления через слушание музыкального произведения; расширение детского певческого диапазона, формирование певческой интонации.
|
Цель этапа: создание художественных образов через музыкальное произведение; развитие и демонстрация умения петь осмысленно, выразительно.
|
Деятельность 1:
1.1. Предлагает детям послушать новое музыкальное произведение, а пока звучит музыка, закрыть глаза и представить, что они рисуют картину. Включает запись пьесы «Октябрь. Осенняя песнь», отрывок. Спрашивает, какие картины дети представили.
1.2. Предлагает вспомнить, какую пьесу П.И. Чайковского дети слушали в сентябре. Сообщает детям, что пьеса, которую они только что прослушали, тоже из цикла «Времена года». Спрашивает, какой сейчас идет месяц. Предлагает угадать, как называется прослушанная песня.
1.3. Сообщает детям, что второе название этой пьесы – «Осенняя песнь». Рассказывает, что слышит в этой музыке, как падает капля дождя, как отрывается от ветки желтый лист. Предлагает детям посмотреть, какую картину рисует в своем воображении, когда звучит эта музыка.
1.4. Повторно включает запись музыки с одновременным показом компьютерной презентации (слайды 1-6).
1.5. Предлагает детям поделиться впечатлениями от прослушанной музыки.
|
Деятельность 1:
1.1. Выполняют задание педагога. Слушают музыкальное произведение. Рассказывают, какие образы вызвала у них музыка.
1.2. Отвечают на вопросы педагога: «Сентябрь. Охота». Слушают рассказ педагога. Отвечают: «Октябрь»
1.3. Слушают рассказ педагога.
1.4. Слушают музыку, смотрят презентацию.
1.5. Дети делятся впечатлениями.
|
Деятельность 2:
2.1. Предлагает совершить небольшую прогулку по осеннему лесу: встать, закрыть глаза и сказать волшебные слова:
Мы немножко покружились
И в лесочке очутились!
2.2. Сообщает, что с деревьев осыпалось много разноцветных листьев. Предлагает устроить из этих листьев салют.
|
Деятельность 2:
2.1. Встают на ноги, повторяют слова и выполняют соответствующие действия.
2.2. Выполняют упражнение для развития певческого диапазона «Салют»: изображают, как поднимают и подбрасывают листья с возгласом «Уууух!». Когда дети нагибаются «за листьями», их голоса должны звучать как можно ниже, когда «подбрасывают листья вверх» - как можно выше.
|
Деятельность 3:
3.1. Сообщает детям, что у него один листик остался на ладони: маленький, одинокий, холодный. Предлагает детям посмотреть, не осталось ли листочков у них на ладошках. Предлагает согреть листочки, а потом сдуть их с ладошки.
3.2. Предлагает детям сделать зарядку для губ и языка. Читает стихотворение:
Яблоки в лесу поспели,
Налились и покраснели.
Чтоб побольше откусить,
Надо шире рот открыть.
3.3. Предлагает детям снова закрыть глаза и сказать волшебные слова:
Мы немножко покружились,
Снова в зале очутились.
|
Деятельность 3:
3.1. Слушают педагога. Выполняют упражнение на развитие дыхания «Согрей листик»: делают глубокий быстрый вдох и медленный длинный выдох на свои ладони, или ладони педагога, затем делают быстрый глубокий вдох и быстрый сильный выдох.
3.2.Выполняют артикуляционную гимнастику: «берут в руки яблоко» , произносят «Ам!», широко открывая рот, потом с закрытым ртом толкают кончиком языка сначала одну щеку, потом другую, затем , также ,с закрытым ртом , обводят языком губы по часовой стрелке и обратно.
3.3. Выполняют задание педагога: повторяют слова и выполняют соответствующие действия.
|
Деятельность 4:
4.1. Предлагает детям подойти к музыкальному инструменту.
4.2. Сообщает, что вся природа готовится к зимнему сну, и осень поет ей колыбельную песню. Предлагает вспомнить, что такое колыбельная.
Предлагает всем вместе спеть колыбельную, напоминает, что петь нужно негромко, плавно, словно гладить котика по шерстке. После исполнения хвалит детей.
|
Деятельность 4:
4.1 Встают около фортепьяно по обе стороны от педагога.
4.2. Слушают педагога. Отвечают на вопрос. Вместе мс педагогом поют колыбельную «Уж ты котенька-коток», 1-й куплет.
|
Деятельность 5:
Предлагает таким же звуком, как и колыбельную, постараться исполнить песню «Грустная осенняя песня». Напоминает, что для того, чтобы песня прозвучала красиво, интересно, нужно ее «раскрасить» динамическими оттенками, как рисунок раскрашивают в разные цвета.
Предлагает детям оценить свое исполнение: похлопать в ладоши, если исполнение понравилось, а если не очень – закрыть лицо ладошками.
|
Деятельность 5:
Слушают педагога. Исполняют песню. Оценивают свое исполнение.
|
Деятельность 6:
6.1. Предлагает детям пропеть скороговорку «Бык тупогуб» от ноты «соль» в умеренном темпе, отчетливо пропевая слова, затем в более быстром темпе на ступень выше, затем еще более быстро, еще на ступень выше, при этом сохраняя четкую дикцию. Следит за тем, чтобы дети при ускорении темпа не форсировали звук.
6.2. Предлагает детям угадать, какую песню они сейчас будут петь и беззвучно, но с отчетливой артикуляцией «произносит» слова 1-го куплета песни «Грибы».
6.3. Предлагает повторить слова 4-го куплета песни «Грибы», сохраняя ритмический рисунок песни, одновременно выполняя танцевальное движение «пружинка»: в словах «дорожками», «тропинками», «лукошками», «корзинками» делать полуприсед на ударный слог и выпрямлять ноги на окончание слова.
6.4. Предлагает исполнить подгруппами 1-й, 2-й и 3-й куплет песни, а 4-й куплет – всем вместе, затем оценить исполнение каждой подгруппы – похлопать, или закрыть лицо ладошками.
|
Деятельность 6:
6.1. Выполняют задание.
6.2. Предлагают варианты ответов.
6.3. Выполняют задание.
6.4. Выполняют задание. Оценивают деятельность товарищей.
|
Деятельность 7:
Предлагает одному из детей провести с остальными ребятами физкультминутку с выученными ранее движениями под русскую народную песню «Лен зеленой».
|
Деятельность 7:
Проводят физкультминутку по показу ребенка под пение педагога.
|
Деятельность 8:
8.1. Приглашает чисто поющих ребят пропеть для всех 1-й куплет песни «Бал осенних листьев».
8.2. Приглашает для исполнения 2-го куплета песни ребят, поющих неточно, присоединиться к чисто поющим детям, чтобы спеть запев 2-го куплета, а остальным детям предлагает спеть припев, а после обеим подгруппам оценить пение своих товарищей.
8.3. Приглашает детей подойти к мольберту и нарисовать букет из осенних листьев, о которых только что пели.
8.4. Хвалит детей и предлагает детям спеть песню «Бал осенних листьев» еще раз хором и постараться, чтобы все голоса собрались в такой же красивый букет, какой дети только что нарисовали.
|
Деятельность 8:
8.1. Подгруппа детей исполняет 1-й куплет песни. Остальные дети слушают их исполнение.
8.2. Подгруппами исполняет 2-й куплет песни, затем оценивают исполнение друг друга.
8.3. В технике примакивания выполняют коллективную работу «Осенний букет».
8.4. Дети исполняют песню все вместе целиком.
|
Этап 3 занятия: музыкально-ритмические движения; оценка занятия. Продолжительность 7 минут.
|
Цель этапа: продолжать знакомить детей с русским музыкальным фольклором через игру; вызывать положительные эмоции.
|
Цель этапа: развитие и демонстрация умения выделять сильные доли музыкального произведения посредством музыкально-ритмических движений. Рефлексия.
|
Деятельность 1:
Предлагает в качестве награды за старание поиграть в одну из выученных ранее игр по выбору детей. Напоминает, что необходимо двигаться в соответствии с сильной долей музыкального произведения.
Деятельность 2:
1.2.Напоминает детям, что на занятии они слушали музыку, пели, танцевали, играли и даже рисовали. Предлагает подойти к столу с карточками. На одних карточках изображено солнышко, на других – тучка. Предлагает каждому ребенку выбрать карточку, которая отражает его настроение после всего, что он сегодня сделал. (Приложение 2).
1.2. Прощается с детьми, предлагает разместить коллективную работу на выставке для родителей.
.
|
Деятельность 1:
Выбирают одну из ранее выученных игр: «Веселый бубен», русская народная игра, или «Плетень», игра на музыку русских народных песен «Сеяли девушки яровой хмель» и «Я на горку шла». Играют в игру под аккомпанемент педагога.
Деятельность 2:
1.1.Слушают педагога, затем подходят к столу, выбирают и показывают выбранную карточку.
1.2. Прощаются с педагогом.
|
|
|
|