|
Конспект занятия Развитие речи в старшей группе для детей с онр учитель логопед Макшаева Д. И
Занятие к городскому методическому объединению по теме
«Расширение диапазона моделируемых объектов и отношений при обучении умению задавать вопросы и составлять загадки»
Конспект занятия
Развитие речи
в старшей группе для детей с ОНР
Учитель – логопед – Макшаева Д.И.
МДОУ «Детский сад №80» комбинированного вида
Цель: Обучать детей умению задавать вопросы и составлять загадки на материале занятия по автоматизации звука «ч».
Задачи:
Образовательные:
1. Учить умению задавать вопрос и отгадывать задуманное слово с опорой на карточку – схему.
2. Продолжать учить составлять описательные загадки с использованием схемы – алгоритма составления загадок.
3. Продолжать учить дифференцировать согласные звуки по признакам твёрдости, звонкости, мягкости, глухости, используя символы.
4. Упражнять в звуко – слоговом анализе слов.
5. Активизировать предметный, глагольный словарь, словарь признаков.
6. Активизировать умение использовать вопросительную интонацию.
II. Коррекционно – развивающие:
Развивать умение осуществлять зрительно – мыслительный анализ.
Развивать умение осуществлять самоанализ речевой деятельности.
III. Воспитательные:
Продолжать воспитывать чуткость к слову, умение вслушиваться в ритм стихов и выполнять движения в соответствии с этим ритмом, умение находить рифму к словам.
Материал и оборудование:
Демонстрационный:
-Костюм почтальона Печкина
-Посылка
-Наборное полотно
-Карточка – схема для составления вопросов
-Схема - алгоритм составления загадок
-Схемы слов с разной позицией звука «ч»
-Предметные картинки и игрушки, в названиях которых есть звук «ч»
2. Раздаточный:
-Картинки, в названиях которых есть звук «ч»
-Схемы – символы для звукового анализа.
Методы и приёмы:
Практические методы:
Словесные упражнения:
- характеристика согласного звука «ч» с опорой на зрительные символы;
- составление вопросов о предмете с опорой на карточку – схему;
- звуковой анализ слов с опорой на схему слова;
- деление слов на слоги в упражнении «Доскажи словечко»;
- упражнение «Подбери рифму к слову»;
- составление загадок – описаний предметов с опорой на алгоритм составления загадок.
Наглядные методы:
Метод наглядного моделирования. Демонстрация иллюстраций и игрушек. Мультипликационный персонаж.
Словесные методы: Психогимнастика с целью мотивации детской деятельности, репродуктивные вопросы, поисковые вопросы, описательные загадки, художественное слово (пальчиковая гимнастика, физкультминутка), поощрение.
Оценка и самооценка детской деятельности с использованием игрового метода.
Пропедевтическая работа:
Формировали вопросительные высказывания у детей с опорой на предметные картинки или схемы, их заменяющие.
Учили составлять описательные загадки с использованием схем составления описательных рассказов и с использованием схемы – алгоритма составления загадок.
Учили детей интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звука в слове и соотносить со схемой.
-
Изображали гласные и согласные звуки с помощью символов, обозначали глухость – звонкость; твёрдость – мягкость согласных звуков и в том числе звука «ч».
Разучивали с детьми четверостишья, пальчиковую гимнастику, физкультминутку со звуком «ч».
Дифференцированный подход:
Дети с высоким уровнем речевого развития.
Дети со средним уровнем речевого развития.
В различных методах и приёмах:
Проблемные вопросы, вопросы, требующие обоснования ответов и развёрнутых ответов. Первыми составляют загадку по алгоритму составления загадок.
Наводящие вопросы, вопросы репродуктивного характера. Косвенная помощь и дополнительные пояснения.
Индивидуальный подход:
Упражнять Дашу П., Ксюшу К., Матвея С. В дополнительном проговаривании лексического материала. Упражнять Егора П. в правильном произношении поставленных звуков.
Формы организации детей на занятии: стоя, сидя за столами.
Ход занятия:
Деятельность воспитателя
|
Диффер.
подход
|
Деятельность детей
|
Вводная часть
1.Формирование мотивационной готовности
(Входит воспитатель в костюме почтальона Печкина)
Логопед:
-Дети, вы узнали нашего гостя? Поздоровайтесь.
Почтальон Печкин:
-Ребята, что у меня в руках?
-Скажите это слово ласково.
2. Психогимнастика.
Почтальон Печкин:
-Вчера я нёс большую, тяжёлую посылку, еле донёс. Покажите, как тяжело было её нести. А сегодня у меня посылочка маленькая, её легко нести.
-Посылочку я оставлю вам, в ней много интересного. ну а мне пора идти работать, разносить другие посылочки.
Почтальон Печкин уходит.
3.Сообщение темы, постановка учебной задачи. (Логопед показывает схему звука «ч»).
-Ребята, посмотрите на схему и скажите, о каком звуке мы сегодня будем говорить.
Основная часть.
1.Характеристика звука «ч» по артикуляционным и акустическим признакам.
- Дети, кто из вас «прочтёт» схему звука «ч»?
-Покажите, каким сигналом мы будем обозначать звук «ч».
2.Произношение звука «ч» в словах. Звуко – слоговой анализ и синтез. Составление вопросов с опорой на карточку – схему.
-Вы хотите посмотреть, что принёс нам Печкин в посылке?
-Логопед заглядывает в посылку.
Попробуйте отгадать, что в ней.
а) На этой схеме зашифрована первая отгадка (Чайник)
(Логопед показывает схему)
- Дети, Печкин зашифровал слово, но я дам вам «ключ» к шифру, он поможет угадать, какое слово задумал Печкин. (Логопед выставляет схему).
?
б) На этой схеме зашифрована вторая отгадка. (Перчатки).
(Логопед показывает схему).
в) На этой схеме зашифрована третья отгадка. (Грач).
(Логопед показывает схему).
-Ребята, я тоже загадала слово, но оно у меня рассыпалось на звуки
-ы-с-ч-а
-Составьте слово
(Часы)
-Обозначьте это слово сигналами.
3.Пальчиковая гимнастика «Строим дом»
Целый день тук да тук,
Раздаётся звонкий стук.
Молоточки стучат,
Строим домик для зайчат
Этот дом – для белочки.
Этот дом – для зайчиков.
Этот дом – для девочек.
Этот дом - для мальчиков.
Вот какой хороший дом,
В нём мы дружно заживём.
4.Звуковой анализ слов.
Логопед:
-У Печкина в посылочке есть другие схемы – задания. Придумайте к ним слова со звуком «ч».
-Назовите соседей звука «ч».
5.Деление слов на слоги. Упражнение «Доскажи словечко».
-Дети, вы хорошо научились слышать звуки. А теперь покажите, как вы умеете делить слова на слоги:
Кир-пич, мя-чик, маль-чик, паль-чик,…
6.Побор рифм к словам.
-Ребята, давайте покажем нашим гостям, как вы умеете подбирать рифмы к словам!
-С какой интонацией надо подбирать слова, догадайтесь сами.
(Логопед выставляет карточку со знаком вопроса)
?
Почка (дочка, кочка, мочка, бочка, точка, ночка).
7.Физкультминутка.
Чок – чок – чок, ручки на бочок
Девочки и мальчики прыгают,
Как мячики.
Ножками топочут,
Весело хохочут.
8.Развитие связной речи. Загадки – описания предметов.
8.1.Логопед загадывает загадку:
-Дети, а вы умеете отгадывать загадки? Я приготовила интересную загадку, чтобы ничего не забыть, буду смотреть на схему.
(Загадка про мяч).
?
8.2.Дети составляют загадки.
-Ребята, а теперь вы попробуйте загадать загадки про картинки, которые лежат у вас на столах.
Детям предлагаются картинки (туча, ключ, врач, цепочка, пчёлы).
Заключительная часть
-Как много интересных загадок – слов в посылке принёс нам Печкин. Ребята, с каким звуком сегодня были все слова?
-Я довольна вашей работой, вы старались говорить грамотно, чётко, правильно произнести звук «ч».
Давайте вспомним, какие задания мы выполняли:
- отгадывали и придумывали слова по схеме;
- составляли слово из звуков;
- подбирали рифму к слову;
- придумывали и отгадывали загадки.
-Однако у некоторых ребят были затруднения. Я с ними позанимаюсь дополнительно, и у них будет получаться всё отлично.
-Сейчас хлопнут в ладоши те, у кого не всё получалось.
-А теперь хлопнут те, кто справился со всеми заданиями.
|
Первым составляет загадку
|
Дети стоят свободно в центре группы.
Ответы детей.
-Посылка.
-Посылочка.
Имитируют напряжение.
Имитируют расслабление.
Ответы детей.
Ребёнок рассказывает. Дети показывают зелёный сигнал.
Дети задают вопросы по схеме:
-Это живое?
-Это неживое?
-Это мебель?
-Это одежда?
-Это посуда?
Это неживое?
-Это живое?
-Это человек?
Это растение?
-Это животное?
-Это насекомое?
Это зверь?
Это птица?
Ответы детей.
Дети встают возле стола. Руки сжаты в кулак, большой палец поднят вверх – молоток.. Большой палец «забивает» гвозди.
Отгибают указательный палец.
Отгибают средний палец.
Отгибают безымянный палец.
Отгибают мизинец.
Пальцы поочерёдно собирают в кулак.
Дети садятся за столы.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Встают возле столов.
Руки на пояс.
Подпрыгивают на месте.
Топают ногами,
Улыбаются.
Дети выставляют схему задуманного слова, составляют загадки по схеме.
Ответы детей.
Ответы детей.
Самооценка детей.
|
Список литературы. 1. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой,
В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозайка – Синтез, 2005-208с.
2. Филичёва Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-ти летнего возраста с общим недоразвитием речи. – М.: Лавра, 1993г.
3. Сековец Л.С. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Программно – методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1999. – 286с.
4. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 44.
|
|
|