Конспект занятия по ознакомлению с предметным миром в старшей группе детей с О Н Р «Путешествие в прошлое куклы»
Программное содержание:
Развивать ретроспективный взгляд на предметы;
Помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем куклы;
Побуждать детей понимать назначение куклы;
Закреплять умение определять материал из которого сделана кукла(дерево, глина, солома, пластмасса);
Помочь детям осознать, что взрослые заботятся о них, создавая игрушки;
Воспитывать интерес к изготовлению игрушек;
Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Активизация словаря:
куклы деревянные, глиняные, соломенные, тряпичные , пластмассовые, матрёшка, дымковская, филимоновская игрушка, давным- давно, в прошлом, короб, современная кукла, ткать- переплетать нитки, кукла сделанная своими руками, кукла- оберег.
Материал: разные современные куклы на диване; короб, в нём :матрёшка, глиняная кукла, соломенная, тряпичная, пластмассовая старая и современная, кукла Барби ,куклы – обереги(каждому ребёнку); детские стулья в шахматном порядке; перед ними два стола; в раздевальной комнате выставка самодельной игрушки совместно с родителями.
Предварительная работа: знакомство с матрёшкой, дымковской, филимоновской игрушками, рисование , лепка, аппликация ,описывание кукол, игрушек на логопедическом занятии и во время индивидуальной работы воспитателя с детьми(по схеме), проведение дидактических игр: «Узнай игрушку по описанию» , «Узнай игрушку на ощупь» , «Подбери признак», «Назови ласково», Чтение рассказов, сказок, стихотворений об игрушках, знакомство с бытом людей Древней Руси, привлечение родителей к изготовлению игрушек, совместно с детьми.
Ход занятия.
(Дети около воспитателя, воспитатель обращает внимание детей на современные игрушки)
-У вас множество кукол и других игрушек. У каждой есть имя и характер: весёлый или упрямый ,спокойный или озорной. Вы прижимаете к себе свою любимую игрушку, поёте ей колыбельные песенки, сочиняете сказки. Ваша кукла чудесно превращается из маленькой дочки в подружку, которой вы рассказываете о своих радостях и огорчениях. Посмотрите какие у нас куклы. Из чего они сделаны, что у них есть, во что одеты, как можно в них играть? (описание кукол детьми)
-Так играли дети во все времена и во всех странах. Любимой игрушкой девочек всегда была кукла. Неважно, из чего она сделана, лишь бы можно было её укачивать, повозить в коляске, накормить.
-А вы знаете, какими куклами играли дети раньше, давным - давно? (….)
-Поможет нам узнать волшебный короб из прошлого (Воспитатель приглашает детей присесть, показывает короб)
-Первой куклой была –деревянная. А вы знаете как она называется?(матрёшка) (Воспитатель выставляет матрёшку на столе ,дети описывают её). Как играли дети, чем она отличается от современных кукол?(….)
-Да, матрёшка совсем не похожа на современную куклу. У неё нет ни рук, ни ног.
-Спустя много лет , человек догадался, что можно добывать глину и ,помесив её в воде, можно что_ то вылепить. Что например? (….)
-Правильно, различную посуду, сосуды, а для игры любимым детям взрослые лепили кукол. Как они назывались? (глиняные) А какие глиняные игрушки вы знаете? (дымковские, филимоновские) (Воспитатель показывает ,дети описывают их). Сначала их раскрашивали угольками. Вскоре придумали краски и стали раскрашивать глиняных кукол красками. Они стали какие?
(яркие, красивые) Эти куклы сохранились и до наших дней, но ими не играют. Почему? (…) Глиняные куклы служат для украшения.
-А как вы думаете, какую куклу придумали потом?(….)
-Дети были рядом, когда взрослые работали на поле ,собирали урожай .Для них родители придумали необычную куклу. Догадались из чего она – (из соломы) Соломенную куклу..
-Сначала собирали солому, затем варили, чтобы она стала мягкая, эластичная, блестящая, а уж потом скручивали, связывали и украшали. Вот какая получилась кукла.(показывает ,дети описывают куклу) .
-Ребята, а как можно играть с соломенной куклой, (….) а долго в неё можно играть?(….) Да ,она не прочная, легко ломается, её нельзя одеть , раздеть.
-Человек научился делать нитки, научился( ткать). Ткать –это( значит переплетать нитки), в результате( получается ткань).Что делали из ткани люди? (…) Правильно, из ткани люди шили себе одежду, а для детей –кукол. Как назывались эти куклы? (…) тряпичные, потому что их делали из остатков ткани. (показывает, дети описывают, что есть у этой куклы) .Как вы думаете, долговечна ли эта кукла? (….) Да, тряпичная кукла быстро пачкалась, её нельзя раздеть, одеть.
Вот, у нас уже сколько много кукол, давайте немножко отдохнём.
Мячик
Раз, два, прыгай мячик,
Раз, два и мы поскачем (взмахи правой рукой, как по мячу)
Девочки и мальчики
Прыгают как мячики ( прыжки на носочках , руки на поясе)
Лошадка.
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик(поглаживают по воображаемой голове, спине, хвосту)
И верхом поеду в гости.(бег по кругу с высоким подниманием колен, держа воображаемые поводья)
(Дети скачут на стульчики)
И вот много лет спустя человек изобрёл пластмассу ,и научился из неё делать различные предметы. Какие предметы можно сделать из пластмассы?(….) Молодцы, вы много знауте. Из пластмассы можно сделать и куклу. Какую? Вот такие.(показывает, дети описывают) Как можно в них играть?(Куклу можно купать, расчёсывать, одевать, раздевать,…)
-человек придумал таких кукол, которые сами ходят, танцуют, говорят, поют, у них сгибаются руки, ноги, голова поворачивается и наклоняется .Что это за кукла? (Барби) ( показывает, ребёнок рассказывает, что он знает об этой кукле) молодцы.
-А сейчас поиграем в игру «Расставь по порядку». Расставлять мы будем кукол от самой старой, до современной (ребёнок расставляет, дети исправляют ошибки)
-Ребята, а как вы думаете, легко ли делать куклу ,любую(….)А справится ли один человек?(….)поэтому нужно (беречь игрушки, уважать труд взрослых)когда вы вырастите, то может придумаете новую, неизвестную никому куклу для уже своих детей.А наш волшебный короб приготовил для вас ещё один сюрприз- куклы –обереги. В старину кукол делали не только для игр, считалось что кукла оберегает ребёнка.(воспитатель раздаёт куклы )
-У нас есть выставка игрушек, которые вы делали с родителями. Давайте ещё полюбуемся на них , и пригласим гостей. А наше путешествие в прошлое куклы закончилось.
Конспект занятия по ручному труду в старшей группе детей с О Н Р «Карусель»
Программное содержание:
упражнять в умении работать с бумагой;
Создавать из бумаги объёмные фигуры:
Делить квадратный лист бумаги на несколько
Равных частей, изготовлять выкройку по образцу
Воспитателя, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам.
Закреплять умение правильно пользоваться
Ножницами, клеем, кистью.
Расширять у детей интерес к жизни и деятельности людей
-
Развивать творческое воображение, художественный вкус.
Воспитывать аккуратность, бережное отношение к используемому материалу и готовым изделиям.
Формировать эстетическую осанку.
Активизация словаря:
Куклы- обереги, карусель, образец, выкройка, прогладить, линия сгиба, совместить, середина квадрата, перевернуть, надрезать, наклеивать, приклеивать, украсить.
Предварительная работа: упражнения и игры на развитие мелкой моторики, изготовление корзиночки по выкройке воспитателя, изготовление кормушки для птиц , делая выкройку самостоятельно.
Демонстрационный материал: карусель, клеёнка, тряпочка, простой карандаш, ножницы в стаканчике, кисточка для клея на подставке, клей в баночке, квадратный лист цветной бумаги, украшения для карусели на подносе, готовый образец, образец-выкройка.
Раздаточный материал:
Кукла ,клеёнка, тряпочка, простой карандаш , ножницы в стаканчике, кисточка для клея на подставке, клей в баночке, квадратные листы разного цвета, украшения для карусели на подносе.
Ход занятия:
-Наши куклы заскучали, давайте смастерим им карусель.(показывает)
-Карусели, карусели! Сколько радости, веселья!
Кругом голова идёт. Никто мимо не пройдёт.
«Эй, игрушка, задержись! Вместе с нами покружись!»
Не прошла она – осталась, а нам места не досталось.
-Для наших кукол, чтобы они не упали, мы смастерим вот такие корзиночки. Для начала нужно сделать что? ( выкройку)
-Я вам напомню, как складывать лист, а вы подсказывайте. Сначала квадратный лист складываем пополам( от себя) , линия сгиба проглаживается, лист разворачивается, загибается одна сторона, совмещается с линией сгиба на середине квадрата, затем другая, потом лист перевёртывается, и процессы повторяются. Делать всё это нужно на столе. Затем карандашом отметить линию надреза, как на образце. Надрезать с двух противоположных сторон. Наклеить украшения на боковые стенки корзиночки, как показано на образце. Потом склеить
коробочку.
(Дети помогают воспитателю , вспоминают как правильно держать ножницы, куда ставить, как правильно пользоваться клеем, где клеить. Воспитатель ставит готовую коробочку на карусель.)
Дети выполняют задание. После того как дети сделают выкройку рекомендуется провести физминутку:
Игрушки.
На большом диване вряд
Куклы разные сидят.(попеременно хлопать и стучать кулачками)
Медвежонок, Буратино,
И весёлый Чипполино,
И котёнок, и слонёнок(загибают поочерёдно все пальчики)
1,2,3,4,5,(разгибают поочерёдно все пальчики)
Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать.(попеременно хлопать и стучать кулачками)
Во время работы детей:
Воспитатель следит за порядком действий, напоминает об осанке, выполняет посильную помощь. Когда дети закончат работу, воспитатель выставляет карусель, дети устанавливают на неё свои поделки – корзиночки, усаживают в них кукол и карусель «заводится».
В конце занятия можно поиграть в подвижную игру «Карусель»
|