|
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Учебно-методические пособия
«Дидактические игры в обучении умственно отсталых детей»
Подготовила учитель: Скобенкова Н.А.
Игра – одна из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, хорошее настроение.
Игры с мячом известны с древних времен, хотя точно история не знает ни места, ни времени рождения этих игр. Мяч, пожалуй, стоит отнести к самым универсальным и многогранным игрушкам. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и не случайно считаются самыми распространенным из игр.
Однако, многие почему-то отдают ему только спортивную роль. Но, эта игрушка не только развивает ловкость, координацию движений ребенка, но и учит мыслить, развивает наблюдательность, является средством общения между людьми. Мяч оказывает положительное влияние на эмоциональное развитие ребенка — игры с мячом приносят огромное удовольствие!
Используя мяч в играх с детьми с умственной отсталостью, он может быть прекрасным инструментом, используемым в коррекционной работе. В процессе обучающих игр с мячом дети учатся сопровождать игровые действия речью, мимикой, жестами. Следующим важным компонентом комплексного подхода в обучении игре детей с умственной отсталостью является организация предметно-игровой среды, которая позволяет использовать игру как средство коррекции недостатков психического и физического развития.
Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т.п., что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом важны и для развития руки малыша.
Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а следовательно и интеллектуальное развитие ребенка.
Предлагаю Вашему вниманию описание пособий, изготовленных мною самостоятельно, при помощи которых успешно развиваются мелкая моторика и тактильные ощущения. Пособия выполнены в виде панно из ткани с объемной вышивкой. Ткань приклеена на твердую основу (картон). Объемная вышивка позволяет ребенку тактильно ощущать направление рисунка, помогает прокатывать шарик по панно.
Вместо сюжетных, целиком вышитых панно можно использовать более легкое в изготовлении, унифицированное пособие, когда к заготовке с заранее вышитыми дорожками крепятся на «липучках» те или иные картинки.
« Разноцветные шары»
Цель: Закрепление основных цветов. Развитие фразовой речи, тактильных ощущений, мелкой моторики, координацию движений руки и глаза.
Ход: Дети прокатывают шарик снизу вверх различными пальцами правой и левой руки. Одновременно идет закрепление основных цветов по цветовой гамме вышитых шариков. Под шарики можно положить буквы или цифры, идет закрепление учебного материала.
Движения пальцев можно сопровождать стихотворением:
Шарик, шарик, не грусти, что тебя я отпустил.
Но ты так хотел на небо-ты ж еще на небе не был!
«Времена года»
Цель: Закреплять лексику по теме «календарь». Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, зрительную функцию глаза, координацию движений руки и глаз, тактильное ощущение, память, умение ориентироваться в пространстве.
Ход: Используя данное пособие, мы не только развиваем мелкую моторику, но и закрепляем лексику по теме «Календарь». Движения пальцев можно сопровождать стихотворением:
За зимой идет весна, снова будет не до сна. За весною будет лето – не забудем мы про это. А потом приходит осень – хоть ее мы и не просим. А за осенью – зима, заморозит все сама.
«Спираль»
Цель: Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения, быстроту и координацию движений пальцев рук (игра носит соревновательный характер). Формировать зрительно-двигательную координацию. Воспитывать заботу о неживой природе.
Ход: Дети прокатывают шарик по спирали от бабочки к цветку. Движения пальцев можно сопровождать стихотворением: Не ползет и не бежит-над цветком она кружит. За витком идет виток-вот и села на цветок.
«Угощение животных»
Цель: Развивать зрительную функцию глаза, координацию движений руки и глаз. Закрепить ориентировку в пространстве. Развивать мышление, речь. Воспитывать заботу о животных.
Ход: Используя съемные картинки, это пособие можно превратить в универсальное, и, развивая моторику детей, закреплять лексику по теме «Животные». Движения пальцев можно сопровождать стихотворениями:
Хочет косточку щенок. Хочет белка все грибочки
А какой от кости прок? Поразвесить на сучочки,
Лучше б дали мяса миску Чтоб, когда придет зима,
Или толстую сосиску. Вдоволь кушала она.
«Путешествие колобка»
Цель: Закреплять предметные представления и пространственную ориентировку, способствовать развитию прослеживающей функции глаз. Формировать фразовую речь. Воспитывать заботу о животных.
Ход: Самый усложненный вариант представленных игровых упражнений. Здесь развивая мелкую моторику, мы одновременно закрепляем пространственную ориентировку, изученные грамматические формы, правильное конструирование фразы.
Дети составляют веселые рассказы о приключениях колобка, сопровождая свою речь движениями рук. На панно можно выставлять различные фигурки, мелкие игрушки и сочинять диалоги между персонажами.
«Угощение для гостей»
Цель: Закрепить предметные представления. Развивать чувство осязания, давления, активизировать действия большого и указательного пальца. Развивать зрительное внимание. Воспитывать уважение к гостям.
Оборудование: Пирожки, изготовленные из поролона, внутри пирожка «начинка» пуговицы разных размеров, фасоль, горох и др. Два пирожка с одинаковой начинкой. Куклы, кукольная посуда.
Ход: В гости к детям приходят куклы. Они здороваются с детьми, называют свои имена. Педагог предлагает угостить кукол пирожками. Рассматривают пирожки, сравнивают начинки пирожков. Задание, нужно найти два одинаковых пирожка с одинаковой начинкой. Ребенок, который правильно нашел одинаковые пирожки, угощает гостей.
«Участок с клумбами»
Цель: Формирование предметных представлений, закрепление цвета и формы клумбы. Развитие речевых умений: словарь(клумба, круглая, цветы и т.д.), упражнять фразовой речи (цветы растут на клумбе). Способствовать развитию количественного счета, соотношению множеств (вверху 2, внизу 2). Развитие мелкой моторики. Воспитывать бережное отношение к растениям.
Оборудование: панно с изображением клумб, разных цветов, «цветы» - заколки-крабики разных цветов, под цвет клумб.
Ход: Педагог рассматривание с детьми клумбы, «цветы», обращает внимание на цвет. Можно сосчить сколько клумб, цветов и т.п. Предлагает посадить растения на клумбу по цвету, чтобы они стали красивыми. При нанизывании педагог следит за тем, чтобы ребенок действовал обеими руками: одной рукой придерживал клумбу, а другой прикреплял «цветы». Если ребенок затрудняется с выполнением задания (зрительные и моторные нарушения), педагог вначале помогает ему, применяя совместные действия или жесты.
«Домино»
Цель: Учить узнавать различные поверхности, развивать осязательные ощущения и мелкую моторику рук, учить соотносить поверхности. Развивать внимание. Уточнить знакомый детям цвет, развивать речевые умения (мелкий, теплая, грубая и т.д.).
«Найди ящичек»
Цель: Развивать движения кистей рук, учить выполнять соотносящие практические действия. Развивать зрительно-двигательную координацию, согласованность действий обеих рук, осязательные ощущения. Формировать внимание, усидчивость.
«Бусы для кукол»
Цель: Развивать соотносящие действия, координацию обеих рук. Закреплять название цветов, развивать прослеживающую функцию руки и глаза. Воспитывать положительное отношение к результату своей деятельности.
Оборудование: Куклы, платье у каждой куклы определенного цвета, бусы под цвет платья, леска.
Ход: Педагог обращает внимание на кукол, которые пришли к ним гости, говорит, что они хотят устроить праздник, а для этого им нужны украшения - бусы. Раздает детям бусы, цветную леску и показывает, что одной рукой надо взять бусинку, а другой леску, найти отверстие в бусинке и продеть через него леску. Закрепляет цвета бусинок. Помогает каждому ребенку надеть первую бусинку. Затем дети работают самостоятельно. Концы лески одевает педагог. После этого бусы надеваю на кукол по цвету платья.
Литература:
Воробьева Т.А., О.И. Крупенчук Мяч и речь.- СПБ.:Дельта, 2001.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых детей. Москва, «Просвещение», 1990.
|
|
|