Главная страница

Подвиг трех калмыцких полков в Отечественной войне 1812 года


Скачать 51.98 Kb.
Название Подвиг трех калмыцких полков в Отечественной войне 1812 года
Дата 10.02.2016
Размер 51.98 Kb.
Тип Документы

Подвиг трех калмыцких полков в Отечественной войне 1812 года

Около двести лет отделяют нас от героических событий 1812 года. В героической борьбе за независимость России немалые жертвы принес и калмыцкий народ. Он вместе с другими народами нашей Родины, разделил “…святой подвиг брани народной…” и смирил “… дерзость просвещенных французов”. Подвиг трех калмыцких полков в Отечественной войне 1812 года – славная страница в истории калмыцкого народа. Калмыцкие воины вместе с русскими с достоинством и славой пронесли победоносные знамена от Москвы до Парижа. Это им посвятил поэт Глинка замечательные строки:

“Я видел, как коня степного

На Сену пить водил калмык,

И в Тюльери у часового

Сиял, как дома, русский штык!”.

Из жителей калмыцких улусов Астраханской губернии согласно указу императора Александра I от 7 апреля 1811 года были сформированы два полка, известные историкам войны 1812 – 1814 гг. как 1 и 2-й Калмыцкие полки.

1-й Калмыцкий полк

1-й Калмыцкий полк комплектовался калмыками Большого и Малого Дербетовских улусов. Возглавил его брат владельца Малодербетовского улуса Джамба-тайша Тундутов. В составе полка числилось 17 офицеров (командир, квартирмейстер, по 5 есаулов, сотников и хорунжиев), 10 урядников, 500 рядовых, сверх штата 3 гелюнга и 4 волонтёра. Кроме того, в часть “для показания порядка по службе” были направлены майор Дублянский, переводчик, 5 урядников и 10 казаков Астраханского казачьего полка.

http://festival.1september.ru/articles/609652/img1.jpg

Высокий боевой дух и уверенность в победе ощущаются в песне «Маштык боро» («Низкорослый серый конь»), которую сложили воины в первые же дни сражений.

"Французы в четверть носа (с носом в четверть — авт.)

Не трудно их побить.

Наши лошади крепки.

Наш владелец Джюджа храбрый.

Летим с ним в Москву.

Там побьем 50 тысяч французов.

Они Москву столицу разорили...

(Перевод И. В. Добровольского, 1816 г.)"

2-й Калмыцкий полк
http://festival.1september.ru/articles/609652/img2.jpg

На желтом знамени 2-го Калмыцкого полка был изображен небесный всадник, покровитель воинов Дайчин-тенгри. Над ним три птицы, внизу пять животных, символизирующих его власть на небе и земле
2-й Калмыцкий полк комплектовался калмыками Хошеутовского и торгутских улусов. Возглавил его ветеран кавказских кампаний капитан русской армии владелец Хошеутовского улуса Сербеджаб Тюмень (Тюменев). В составе полка числилось 17 офицеров (командир, квартирмейстер, по 5 есаулов, сотников и хорунжиев), 10 урядников, 500 рядовых, сверх штата 3 гелюнга, 28 волонтёров. Кроме того, в часть “для показания порядка по службе” были направлены майор Плеханов, переводчик, 5 урядников и 10 казаков Астраханского казачьего полка.

Первоначально эти части носили имена своих командиров. Однако 13 ноября 1811 г. военный министр М.Б. Барклай-де-Толли по предложению киевского генерал-губернатора М.А. Милорадовича, которому тогда подчинялись калмыцкие полки, присвоил полку Тундутова наименование 1-го Калмыцкого, а полку Тюменя – 2-го Калмыцкого. Через несколько дней новые звания получили и оба нойона: капитан Тюмень был произведен в майоры, а Тундутов, воинского звания не имевший, стал капитаном.

Ставропольский Калмыцкий полк
http://festival.1september.ru/articles/609652/img3.jpg

Знамя 3-го Донского калмыцкого конного полка. Начало XX в.

Ставропольский Калмыцкий полк был сформирован согласно указу императора Александра I от 7 апреля 1811 года в составе Ставропольского калмыцкого войска, созданного на средней Волге вокруг города Ставрополь-на-Волге (ныне г. Тольятти) из переселенных сюда крещеных калмыков. В марте 1812 г. полк был направлен из Московской губернии в состав 1-й Западной армии М.Б. Барклая-де-Толли, где поступил в состав летучего казачьего корпуса М.И. Платова. Легендарный “вихорь-атаман” включил калмыков в состав бригады другого известного казачьего генерала – И.К. Краснова 1-го.

Начало войны Ставропольский калмыцкий полк встретил на правом берегу Немана. В составе летучего корпуса “ставропольцы” прикрывали отход 2-й Западной армии П.И. Багратиона, приняли участие в ряде арьергардных сражений жаркого лета 1812 года.

http://festival.1september.ru/articles/609652/img4.jpg

После крупного сражения под Пружанами командир корпуса генерал Ламберг докладывал командованию “…в сем деле казаки отличились, но особенно калмыки…”.

Подводя итоги боевому пути трех калмыцких полков, нельзя не отметить, что эти части отличались повышенной мобильностью, прекрасно вписались в “скифскую” стратегию, избранную командованием Русской армии на начальном этапе, особенно в рамках партизанской войны. В ходе войны 1812 – 1814 гг. калмыцкие иррегулярные полки использовали не только партизанскую тактику, но часто действовали как регулярные части, нанося поражения кавалерии противника (вплоть до кирасирских эскадронов), пехотным колоннам, брали штурмом батареи.

Появление столь необычных полков, выделявшихся подчас необычным внешним видом, впечатлило европейские народы, послужило почвой для появления разного рода легенд и мифов. Следует подчеркнуть, что под влиянием этих мифов многие европейские художники с большими ошибками отобразили внешний вид калмыков, а наш калмыцкий художник Г.Рокчинский создал своё произведение “Герой отечественной войны 1812 года Цо-Манджи”.

http://festival.1september.ru/articles/609652/img5.jpg

Художник изучил народные предания о рядовом второго калмыцкого полка армии Багратиона Цо-Манджи Буратове, богатыре, олицетворяющем силу и мужество всего народа. Оставаясь верным правде исторической, Рокчинский стремится к правде поэтической, создавая образ, созвучный героям народных легенд и преданий.

Средняя полоса России. Резкий, порывистый ветер гонит по небу низко висящие свинцовые тучи, клонит к земле нескошенные травы, треплет гривы боевых коней. Калмыцкий полк на привале.На первом плане крупная фигура Цо-Манджи. Лаконичный, строгий профиль с ярко выраженными чертами выдает в герое характер мужественный и сдержанный, и в то же время некоторую погруженность героя в свои мысли. Правая рука героя крепко и решительно сжимает копье. Вертикаль копья как бы подсказывает “прочтение” фигуры Цо-Манджи сверху вниз, усиливая впечатление монументальности, подчеркивая героическую тему картины. Развитие композиции по горизонтали, выявляемое линией горизонта, движением туч в глубину холста к светлой полосе неба у самой земли, раскрывает еще одну тему исторической картины – разлуки с родиной. Остро воспринимается непривычное соседство: войлочная кибитка под суровым северным небом и вьючный верблюд рядом с белоствольной березой.

Тема Отечественной войны 1812 года, образ Цо-Манджи позволили художнику многое сказать из того, что переполняло его душу, просилось на холст.

http://festival.1september.ru/articles/609652/img6.jpg

Ким Ольдаев также посвятил этой теме свою картину «Битва народов под Лейпцигом»
Князь Серебджап Тюмень Хошеутовский (1989-1991)

http://festival.1september.ru/articles/609652/img7.jpg

Джамба Тундутов

http://festival.1september.ru/articles/609652/img8.jpg

Майора Тюменя, отличившегося в сражении за Городечно наградили Золотой саблей с надписью “За храбрость” (позже ее стали называть Георгиевским оружием)

http://festival.1september.ru/articles/609652/img9.jpg

За Хошеутовским хурулом (с. Речное Харабалинского района) укрепилось неофициальное наименование – храм Победы. Этот памятник сооружен в честь торжества российского оружия в Отечественной войне 1812 года и участию калмыков в войне с Наполеоном.

Подвиг трех калмыцких полков в Отечественной войне 1812 года – славная страница в истории калмыцкого народа. Калмыцкие воины вместе с русскими с достоинством и славой пронесли победоносные знамена от Москвы до Парижа.