Главная страница

Конспект урока-исследования «Женские образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»


Скачать 49.51 Kb.
Название Конспект урока-исследования «Женские образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Дата 09.03.2016
Размер 49.51 Kb.
Тип Конспект



Конспект урока-исследования

«Женские образы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (литература, 10 класс)

Цели урока:

  • Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся;

  • Формирование умений собирать, систематизировать материал для характеристики героя и анализировать способы раскрытия авторского отношения к изображаемому, формирование собственной мировоззренческой позиции учащегося на основе темы урока;

  • Освоение учащимися приёмов работы в группах;

  • Развитие речевой культуры учащихся


Подготовительный этап урока-исследования: учащимся заранее (за 2 урока) были предложены вопросы для обсуждения («Просмотрите записи в тетрадях и отберите в романе «Преступление и наказание» эпизоды, анализ которых будет необходим для ответов на вопросы, связанные с характеристикой женских образов романа; сделайте закладки в тексте, выпишите ключевые слова и цитаты на карточки»), рекомендуемая литература (С.В. Белов «Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий»). Двум учащимся было поручено подготовить доклады (см. ниже)

Группой учащихся был подготовлен материалы для оформления стенда по теме урока.


Ход урока:


  1. Вступительное слово учителя. Организационный момент. Сообщение преподавателем темы и определение целей урока.




  1. Беседа с учащимися по вопросам (развёрнутые ответы учащихся):

    • С какой целью М.Е. Салтыков-Щедрин, творчество которого мы только что закончили изучать, знакомит так подробно читателей с историей одной семьи («Господа Головлёвы» и историей одного города (одноимённое произведение)?

(Жизнь семьи и города – своеобразный срез жизни общества, государства).

    • Почему в центре романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» (произведения, с которым Достоевский в романе «Преступление и наказание» проводит определённые параллели) оказывается женщина?

(Н.Г. Чернышевский был убеждён, что положение женщины в обществе наиболее полно характеризует это общество)
Постановка проблем:

    • «Какое общество предстаёт перед читателями романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», исходя из судеб героинь произведения?

    • Какой путь к исправлению общества предлагает автор романа?


3. Выступления учащихся (доклады)

Доклад № 1 – «Характеристика эпохи, о которой идёт речь в романе»

Доклад № 2 – «Женские образы русской литературы как персонажи, характеризующие эпоху»
Учащиеся и преподаватель задают вопросы к докладчикам, оценивают их доклады, могут

выступить оппонентами.

  1. Направление поиска исследования: учащиеся вспоминают примерный план характеристики литературного героя, делаются записи на доске и в тетрадях:




    • описание внешности;

    • «говорящее имя» персонажа;

    • речевая характеристика;

    • социальное положение, образ жизни;

    • характер;

    • поступки, характеризующие героя;

    • авторское и личное отношение к герою;




  1. Работа в группах: «Женские образы в романе. Характеристика».

Главных женских образов в романе шесть: Алёна Ивановна (старуха-процентщица, Лизавета, Катерина Ивановна, Пульхерия Александровна, Дуня, Соня Мармеладова), характеристика одной героини – цель исследовательской работы одной группы, всего 6 групп.

Представителям групп учитель даёт карточки с перечнем характерных признаков героини, по которым они определяют объект исследовательской работы своей группы.
Группа 1

«Вострые и злые глазки», «истрёпанная и пожелтелая меховая кацавейка», «фланелевое тряпьё».
Группа 2

Медный крестик, отданный Соне.
Группа 3

«Чахоточное лицо», «зелёная драдедамовая шаль».
Группа 4

«Это был портрет Дунечкиного лица, только двадцать лет спустя. Оно было прекрасно…» «Всегда была такая черта честности, правил и крайних убеждений, за которую никакие обстоятельства не могли заставить её переступить».
Группа 5

«Лицом она была похожа на брата, но её можно было даже назвать красавицей»
Группа 6

Именно она читала Раскольникову библейскую историю о воскресении Лазаря. В эпилоге романа, вспоминая эту героиню, Родион Раскольников думает: «Разве могут её убеждения не быть теперь моими убеждениями?»
Учащиеся в поисках ответов на вопросы по заданному ранее плану пользуются результатами работы на подготовительном этапе к уроку-исследованию (см. выше), ищут помощи друг у друга, обмениваются точками зрения, вырабатывая общее мнение группы. При этом одним или двумя участниками анализируется раздаточный литературоведческий материал, подготовленный учителем, один участник отбирает материал с информационного стенда (см. подготовительный этап).

Каждая группа по истечении времени, данного на работу, представляет итог своей деятельности. Ответ каждой группы обсуждается остальными учащимися: поощряются вопросы, дополнения, возможна дискуссия при несовпадении точки зрения на какой-либо вопрос. Особо важна здесь роль лидера группы (оценивающего индивидуальный вклад каждого в групповую работу) и преподавателя (направляющего ход обсуждения работ). Сопоставляя суждения, выслушивая аргументы, учащиеся делают записи ключевых положений в тетрадях.

Выступление каждой группы заканчивается выводом, который сводится к единому мнению: все героини, несмотря на различные характеры и судьбы, несчастны. Вспоминается озвученное в начале урока убеждение Н.Г. Чернышевского, который считал, что положение женщины в обществе наиболее полно характеризует состояние этого общества.


  1. Заключительное слово учителя. Подведение итогов работы на уроке. Выставление оценок.

Ответы на поставленные в начале урока проблемные вопросы:


  • Героини романа «Преступление и наказание» очень разные: по возрасту, мировоззрению, социальному положению, характеру и судьбе. И всё же все они несчастливы. Значит, подталкивает нас к выводу Ф.М. Достоевский, корень бед Алёны Ивановны, Лизаветы, Катерины Ивановны, Пульхерии Александровны, Дуни (которая обретает счастье, но после событий, изложенных в романе), Сони Мармеладовой – не в них самих. Их жизненный кризис свидетельствует о кризисе общества, в котором они существуют («Лик мира сего мне самому очень не нравится» (Ф.М. Достоевский)).

  • Путь выхода из этого кризиса – это не революционное, а христианское обновление, путь Сони Мармеладовой, Родиона Раскольникова и самого Ф.М. Достоевского. Возможно, он утопичен. Подумайте над словами английского поэта Уистена Хью Одена, который сказал: «Построить человеческое общество на всём том, о чём рассказал Достоевский, невозможно. Но общество, которое забудет то, о чём он рассказал, недостойно называться человеческим».




  1. Вариативное домашнее задание:

  • эссе на тему «Построить человеческое общество на всём том, о чём рассказал Достоевский, невозможно. Но общество, которое забудет то, о чём он рассказал, недостойно называться человеческим» (У.Х. Оден);

  • тезисный план к сочинению на тему: «Униженные и оскорблённые» героини романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».