Главная страница

Конспект учебного занятия по черчению для обучающихся 13- 15 лет


Скачать 63.67 Kb.
Название Конспект учебного занятия по черчению для обучающихся 13- 15 лет
Дата 15.02.2016
Размер 63.67 Kb.
Тип Конспект

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр развития творчества детей и юношества

города Миньяр Ашинского муниципального района Челябинской области

Конспект учебного занятия по черчению для обучающихся 13- 15 лет
«Взаимное пересечение поверхностей геометрических тел:

трехгранной и шестигранной призм»

подготовила

педагог дополнительного образования

Боброва Светлана Геннадиевна


Миньяр 2012

Цель занятия: Развитие пространственного мышления, пространственного

видения.

Задача:

  • Научить выполнению линий пересечения поверхностей геометрических тел;

  • Развивать пространственное мышление;

  • Воспитывать усидчивость при выполнении задания.

Оборудование для педагога:

  • Чертеж: «Линии пересечения граней одного многогранника с гранями другого»;

  • Чертеж: «3 вида взаимно пересеченных поверхностей геометрических тел. Аксонометрическая проекция»;

  • Развивающее задание «Друдл»- схема;

  • Макет.

Оборудование для обучающегося:

  • Формат с заготовкой трех видов с проставленными точками пересечения;

  • Чертежные инструменты.


Ход занятия:

  1. Организационный момент

Здравствуйте ребята.

Проверка готовности к занятию. Включение обучающихся в осознанную деятельность.

  1. Повторение.

Викторина «Вспомни геометрические тела»

        1. как называется это геометрическое тело? (Демонстрируется куб);

        2. назовите это геометрическое тело (шестиугольная призма);

        3. какое название имеет это геометрическое тело? (четырехугольная пирамида);

        4. я демонстрирую модель образования поверхности вращения. Какое геометрическое тело образуется? (демонстрируется модель, показывается образование цилиндрической поверхности);

        5. теперь какое геометрическое тело (показ модели цилиндрической формы);

        6. форму какого геометрического тела имеет вал? (показ модели цилиндрической формы);

        7. форму какого геометрического тела имеет это основание? (модель шестиугольной призмы);

        8. что такое вид? (это изображение всего предмета, а не одной его стороны);

        9. отчего зависит количество видов на чертеже?

        10. вспомните, какие элементы предмета называются: вершинами, ребрами, гранями продемонстрируйте;

        11. для какой цели используются линии проекционной связи.

Молодцы, все помните и знаете!

А сейчас вам предстоит разгадать тему сегодняшнего занятия: «Зазеркалье» перед вами дана тема занятия, но буквы в ней, то есть в словах стоят не совсем так, как нужно. Для того чтобы узнать тему, нужно подставить к строке зеркало и посмотреть на него, прочесть название (можно мысленно представить зеркало):

«Взаимное пересечение поверхностей геометрических тел: трехгранной и шестигранной призм».

III. Основная часть.

На чертежах деталей машин линия пересечения различных поверхностей встречаются очень часто. Иногда эти линии являются сложными лекальными кривыми. Для построения проекций, которых необходимо найти большее количество точек.

Построение линий пересечения требует значительной точности, например, при выполнении чертежей трубопроводов, вентиляционных устройств, резервуаров, кожухов машин, станков и другого оборудования.

Пример, где требуется подобное построение, показан на рисунке. На котором изображен бункер, ограниченный цилиндрической поверхностью А, пересекающиеся с конической поверхностью Б и поверхность пирамиды В.



Для построения линии пересечения двух многогранников определяют точки пересечения ребер первого многогранника с гранями второго и ребер второго с гранями первого. Найденные точки соединяют и получают ломаную линию, отрезки которой представляют собой линии пересечения граней одного многогранника с гранями другого.



Рассматриваем чертеж, находим грани, ребра, вершины, линии пересечения.

А сейчас, потренируем ваше зрение, т.е. взгляд на предметы с необычных сторон для просмотра. Друдл – угадайте, что здесь изображено (в приложении к конспекту).

Друдлы - рисунки, в которых один человек видит одно, а другой другое.



  1. Инструктаж:

У каждого из вас уже есть заготовка, т.е. форма с изображением трех видов шестигранной призмы с размерами:

d = 55

h = 64

Приступим к построению трехгранной призмы пересекающей шестигранную по заданным размерам:

k = 74 - длина 3-гранной призмы;

h = 38 - высота 3-гранной призмы;

a = 44 - ширина грани 3-гранной призмы;

e = 56 - длина от основания шестигранной до расположения высоты

3-гранной призмы;

m = 5 - размер от ребра 6-гранной до высоты 3-гранной призмы

V. Практическая работа.

  1. Построим 3 вида 3-гранной призмы на заготовке.

С какого вида лучше начать, как вы считаете? (с вида слева).

На виде слева по заданным размерам m, e, h, a находим расположение

3-гранной призмы

  1. Затем строим линии проекционной связи с главным видом, отмечаем размер к – 74

Главный вид 3-гранной призмы готов.

  1. Остался вид сверху. Опускаем линии проекционной связи с главного и с вида слева на вид сверху. Достраиваем вид. Готово.

А, сейчас, начнется самое интересное.

Смотрим на вид сверху и находим точки пересечения призм.

точка 1 и 2 на пересечении ребра 3-гранной призмы с гранью шестигранной призмы;

точка 3 и 4 на ребрах 6-гранной и гранях 3-гранной призм;

точка 5 и 6 на пересечении граней 6-гранной и ребре 3-гранной призм.

Отметили все точки на виде сверху. Теперь спроецируем их на главный вид и на вид слева.

Для этого:

От точек 1 и 2 проводим линии связи на главный вид, при пересечении образуются точки 1 и 2 , затем линии связи на вид слева точка 1 и 2 .

Точка 3 на виде слева, линия связи на главный вид, при пересечении ребер и граней образуются точки 3 и 4 .

Почему нет точки 4 (невидима)

Точки 5 и 6 проводим линии связи на главный вид, при пересечении, ребер и граней образуются точки 5 и 6 .

На виде слева образовались еще 2 точки 7 и 8 проводим линии связи на главный вид, получились точки 7 и 8 .

Теперь имея все точки на главном виде, мы можем увидеть линию пересечения поверхностей призм.

Соединяем точки 1 и 3 ; 3 и 4; 4 и 2 ; - это линии видимые.

Соединяем точки 1 и 7 ; 7 и 5 ; 2 и 8 ; 8 и 6 – это линии невидимые

Имея данный чертеж, мы можем построить аксонометрическую проекцию данной фигуры.

После проекции - развертку, и только тогда собрать изделие или же макет.

VI. Закрепление.

Как определяют точки пересечения на главном виде?

Как определяют точки пересечения на виде сверху?

Как определяют точки пересечения на виде слева?

Показать линию пересечения призм.

VII. Итог занятия

Строя чертеж, надо четко представлять, как изобразится на нем каждая вершина, ребро и грань предмета.

Читая чертеж, надо представить, изображение какой части предмета скрыто за каждой точкой, линией или фигурой.


Список использованной литературы:

  1. Боголюбов С.К., Воинов А. В. Черчение. - М.: Машиностроение, 1981

  2. Виноградов В. Н. Начертательная геометрия. - М.: Просвещение, 1989

  3. Программа по черчению для средних школ "Черчение. 8-9 класс" под редакцией А. Д. Ботвинникова 1995, 1997 годов издания