Конспект
совместной деятельности педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по развитию социально-коммуникативных способностей
«Поговорим о любви».
Цель: Пробудить у детей чувство любви и уважительного, заботливого отношения к миру и людям; подвести к умению выражать свои чувства словами и поступками; развивать социально – коммуникативные способности.
Задачи: обеспечить развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; умение применять их в жизни. Формировать уважительное отношение и чувство любви к своей семье и к сообществу детей и взрослых.
Технологии: музыкотерапия, песочная терапия, арома – терапия.
Поддержка детской инициативы:
Беседа, пример взрослого и детей, игра, рисование на песке, рефлексия, словесный метод, метод подражания, повторения.
Планируемые результаты: дети умеют выражать свои чувства словами и поступками, уважительным, заботливым отношением к миру и людям; дети усвоили основы норм и ценностей, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативно-речевая, изобразительная, двигательная.
Формы организации: подгрупповая деятельность.
Формы непосредственной образовательной деятельности: совместная деятельность педагога-психолога с детьми.
Возраст детей: дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет
Продолжительность: 20 мин
Оборудование: ковёр, зеркальный шар, арома – лампа, арома – масло «Пихта сибирская», бассейн с шарами, установка «Цветной дождь», цветной песок, стол для рисования песком, комнатные растения, элементы сенсорной тропы, магнитофон, аудио запись музыкальных композиций Вивальди «Дождь»
(«Классика для малышей»), Франса Шуберта «Аве Мария», «Звуки леса».
Части СД педагога с детьми
|
Деятельность педагога-психолога
|
Деятельность детей
|
Вводная часть
|
Педагог-психолог встречает детей:
«Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас в нашей волшебной комнате! Проходите, пожалуйста.
Предлагаю вам сесть в круг.
Ребята, поговорим сегодня о любви. Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Любовь мы можем выразить словами, любовь мы можем выразить добрыми поступками. Я люблю свою семью, своих детей – я забочусь о них;
я люблю свой дом, свой город. Я люблю свою работу, потому что здесь я каждый день вижу вас, а я вас очень люблю.
Расскажите, ребята, кого любите вы».
При необходимости педагог-психолог напоминает детям, как надо выражать любовь словами – выразительно, нежно, ласково.
«Ребята, а что вы любите?»
«Ребята, а когда нас любят, когда мы любим, то какое у нас настроение?»
«А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку. Называть будем с любовью, то есть с улыбкой и радостью на лице. Вы чувствуете тепло своих рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Это потому, что мы любимы и любим сами.
Ребята, сегодня мы с вами попробуем выразить любовь друг другу и к окружающему миру с помощью предметов, которые вокруг нас».
|
Дети входят в сенсорную комнату, здороваются с педагогом.
Дети садятся полукругом на ковер.
Дети называют, кого они любят.
Дети называют предметы или вещи, которые они любят.
Дети рассказываю о своем настроении.
Дети выстраивают пирамиду из рук, при этом называют сначала кого они любят, затем – что они любят.
Отвечают на вопросы педагога.
|
Основная часть
|
«Ребята, вы любите купаться? Давайте искупаемся в нашем волшебном озере. Кто будет купаться первым? Вы все хотите искупаться первыми. А вот подумайте, как в этом случае вы можете проявить любовь и уважение друг к другу? Давайте вместе решим, кто за кем будет купаться.
Молодцы, ребята! Волшебное озеро любит, когда в нем купаются любящие дети и дарит всем чувство радости, такое же, как и чувство любви. А еще волшебное озеро дарит свои сюрпризы. Ныряйте по – очереди в озеро и доставайте один сюрприз. Что это? Это цветной шарик. Капелька из волшебного озера. Держите его в руках.
Вам приятно было искупаться в озере и получить подарок? Это озеро выразило вам свою любовь.
Ребята, а, если капельки воды падают с неба, это что? Возможно такое?
В нашей волшебной комнате полил разноцветный дождь. Подставляйте ладоши! А теперь подкинем вверх наши разноцветные капельки. Молодцы!».
Педагог-психолог протягивает руки к «зеркальному шару», привлекая внимание детей: «Ребята, а на небе засияло волшебное солнышко! Посмотрите, какое оно лучистое, яркое. Почувствуйте, какое оно теплое, ласковое. Давайте погладим солнышко, подарим ему нашу любовь.
Ребята, а солнышко и дождик дарят вам свою любовь. В чём она проявляется? Что после дождя появляется на небе, когда выглядывает солнышко?
Радуга наполняет цветом природу, небо, жизнь, так же, как любовь украшает нас. (Звучит музыкальная композиция Антонио Вивальди «Дождь»).
Давайте нарисуем радугу волшебными красками и подарим ее друг другу! Вставайте каждый рядом с цветом, который подарило вам волшебное озеро. И посыпайте свою полоску радуги». (Звучит музыкальная композиция Франса Шуберта «Аве Мария»).
«Ребята, вы такие молодцы! А я хочу вас угостить тортом. Сейчас я его испеку. (Психолог предлагает одному ребенку лечь на коврик)
Сейчас мы из тебя будем делать торт».
(Психолог объясняет, что каждый из детей представляет собой одну из составных частей: муку, сахар, молоко, масло, яйца и т. д.)
Психолог: «Я – повар. Сначала надо замесить тесто. Нужна мука.
Теперь нужно молоко.
Необходим сахар.
И немного соли – чуть-чуть».
Психолог – «повар» «замешивает» тесто, хорошенько разминая его.
«А теперь тесто кладется в печь и там поднимается – ровно и спокойно лежит и дышит. Наконец, тесто испеклось. Чтобы торт был красивый, надо его украсить красивыми цветами. Давайте будем прикасаться к «торту», дарить ему свой цветок, описывая его». Торт необыкновенно хорош, потому что мы пекли его с любовью!
Ребята, я вас всех очень люблю и поэтому хочу пожелать всем здоровья. А ведь пожелание здоровья – это тоже проявление любви! Я хочу не только пожелать, но и улучшить ваше здоровье. Предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие в экологическую комнату по нашей тропе здоровья».
Психолог спрашивает детей, нравится ли им здесь, и нуждаются ли растения в любви.
«А как мы проявляем любовь к растениям»
Подытоживает ответы: мы ухаживаем за растениями, поливаем, рыхлим, протираем листья.
Ребята, а могут ли растения выражать свою любовь к людям? Подытоживает: растения радуют нас зеленой листвой, яркими цветами, приятными запахами – таким образом, выражают любовь к людям.
Молодцы, ребята! А сейчас предлагаю вам присесть поудобнее. Закройте глаза.
(Включается запись «Звуки леса», включается арома – лампа).Представьте, что вы сейчас в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Вы чувствуете, как ваше сердце наполняется любовью ко всему окружающему миру. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами всегда, и дарите всегда людям, природе, окружающему миру свою любовь.
|
Дети высказывают мнение, предположения, как выйти из ситуации.
Дети с помощью педагога строят очередь. «Купаются» в сухом бассейне, находят там сюрпризы.
Дети рассказывают о своих ощущениях от полученного сюрприза.
Дети предполагают, что это дождь.
Дети подходят к установке «Цветной дождь», подставляют ладоши под «струйки» дождя, рассматривают блестящие капельки. Дети подкидывают вверх и ловят мячики.
Дети подходят к установке «Зеркальный шар».
Дети имитируют поглаживание солнышка ладошками, вытянув вверх руки.
Дети высказывают мнение, предположения.
Дети подходят к столу для рисования песком, цветным песком рисуют радугу.
Дети выполняют соответствующие движения.
Ребёнок, выполняющий роль муки, руками «посыпает» тело лежащего, слегка массируя и пощипывая его, и ложится рядом.
«Молоко» «разливается» руками по телу, поглаживая его, и ложится рядом.
«Сахар посыпает» тесто и ложится рядом.
Ребенок в роли соли прикасается к голове, рукам, ногам всех составляющих и ложится рядом.
Все дети, изображающие составляющие, тоже дышат, как тесто.
Дети прикасаются к «торту» и называют цветок, которым его украшают.
Дети идут по тропинке здоровья до экологической комнаты.
Дети высказывают свои предположения, мнения.
Дети высказывают свои предположения, мнения.
Рефлексия.
|
Заключи-тельная часть
|
А теперь, ребята, открывайте глаза, и давайте вспомним, как мы выражали чувство любви, как чувствовали любовь?
А сейчас вспомним солнышко: у него много лучиков. Солнышко любит всех: и людей, и животных, и птиц, и растения. Оно показывает нам пример, что любви хватает на всех! Давайте возьмёмся за руки, вытянет их вверх к солнышку и представим себя теплым ласковым, любящим всех, солнечным лучиком! Спасибо, ребята! Я вас очень люблю! Теперь вернёмся в группу и принесём туда радость и любовь ко всем детям и взрослым!
|
Дети высказывают свои мнения: рассказывают, что любовь можно выразить словами, поступками; почувствовать и испытать радость, приятные ощущения и т.д.
Дети берутся за руки, поднимают их вверх.
|
|