Главная страница

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме: "Птицы средней полосы России"


Скачать 61.95 Kb.
Название Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме: "Птицы средней полосы России"
Дата 17.03.2016
Размер 61.95 Kb.
Тип Конспект


Конспект непосредственной образовательной деятельности

в старшей группе по теме: "Птицы средней полосы России"

с использованием ИКТ.

Интеграция образовательных областей: "Чтение художественной литературы", "Познание", «Коммуникация".

"Чтение художественной литературы"

Задачи:

  • Учить эмоционально воспринимать содержание стихотворения.

  • Развивать у детей поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте средства художественной выразительности.

  • Воспитывать любовь к художественному слову.

"Коммуникация"

Задачи:

  • Закрепить умение называть обобщающие слова для группы предметов.

  • Развивать навыки правильного грамматического строя речи.

  • Помочь детям запомнить некоторые названия птиц.

"Познание"

Задачи:

  • Расширить представление детей о птицах, проживающих в средней полосе России.

  • Учить различать птиц насекомоядных и хищных.

  • Закрепить знания о среде обитания птиц, проживающих в средней полосе России.

  • Развивать умение дифференцировать слова различной лексической направленности.

Материалы и оборудование:

Экран, ноутбук, проектор, презентация к занятию: слайды с изображением хищных птиц (совы, ястреба, цапли), насекомоядных (синица, дятел, грач, сорока, воробей и т. д.); письмо с загадкам.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, нам сегодня пришло письмо от старика - лесовика. Давайте посмотрим, что же в нем находится? Да тут загадки! Садитесь на свои места, а я сейчас загадаю вам загадки, и посмотрим, сумеете ли вы их отгадать правильно. (Воспитатель загадывает загадки и на экране последовательно появляются фотографии птиц, названия которых дети отгадали).

2. Отгадываем загадки:

* Непоседа птица эта, одного с березой цвета:

Верещунья, белобока, а зовут ее… (Сорока) Слайд № 1

* Плотник острым долотом строит дом с одним окном.

«Я по дереву стучу, червяка добыть хочу!» (Дятел) Слайд № 2

* Чик – чирик! За зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей) Слайд № 3

* Всю ночь летает –мышей добывает. А станет светло –

спать летит в дупло. (Сова) Слайд №4

* Ты его узнаешь сразу: черноклювый, черноглазый.

* Он за плугом важно ходит, червяков, жуков находит. (Грач) Слайд № 5

* Птица сверху налетает, и цыплят внизу хватает. (Ястреб, сокол) Слайд № 6

* Синяя косынка, темненькая спинка.

* Маленькая птичка. Звать ее ... (Синичка) Слайд № 7

* Так важно она по болоту шагает!

И живность болотная прочь убегает.

Ведь если лягушка укрыться не сможет,

То этой лягушке никто не поможет! (Цапля, журавль) Слайд № 8

3.Хищники или насекомоядные?

На экране отображены фотографии птиц, из отгаданных детьми загадок. Воспитатель предлагает детям рассмотреть птиц.

Воспитатель: - Молодцы ребята! Все загадки старика - лесовика отгадали! А как можно назвать одним словом все наши отгадки?

Дети: Птицы.

Воспитатель: Старик - лесовик хочет узнать, что вы знаете о птицах?

Присмотритесь внимательно. Все ли птицы на экране одинаковые?

Дети: Нет, они все разные.

Воспитатель: Чем же похожи птицы?

Дети: Они умеют летать, их тело покрыто перьями.

Воспитатель: А чем они отличаются?

Дети: Окраской, питанием, в разных местах живут.

Воспитатель: Где же живут эти птицы?

Дети: В лесу, на лугу, на болоте, в городе.

Воспитатель: Ребята, от образа жизни птиц зависит их внешний вид. Вот, например, у птиц, которые живут на болоте, очень длинные ноги, шея и клюв. Как вы думаете, для чего?

Дети: Длинные ноги чтобы ходить по воде и не намочить своих перьев.

Воспитатель: У них очень длинный клюв. Для чего?

Дети: Чтобы ловить рыбу, лягушек.

Воспитатель: Подумайте и ответьте, для чего сове нужны большие глаза?

Дети: Чтобы хорошо видеть ночью, ведь она охотится по ночам.

Воспитатель: А для чего сове нужен острый загнутый клюв и цепкие когти?

Дети: Ловить и съедать свою добычу. (Если дети самостоятельно затрудняются ответить на вопросы, воспитатель задает наводящие вопросы).

Воспитатель: Сова – хищная птица. Она питается другими животными (мышами, кротами, землеройками). А еще, какую хищную птицу мы сегодня называли в отгадке?

Дети: Ястреба или сокола, цаплю или журавля.

Воспитатель: А чем же питаются воробьи, дятлы, грачи, синицы сороки?

Дети: Мошками, червячками, личинками.

Воспитатель: Птиц, которые питаются насекомыми, называют насекомоядными, а птиц, которые питаются другими животными и ловят их, как добычу, называют хищными. (Дети повторяют слова насекомоядные и хищники).

Воспитатель: А теперь, ребята, приглашаю вас на прогулку в лес. Автобус уже ждет вас, занимайте свои места! (под фонограмму детской песенки импровизированный автобус с детьми отправляется в лес).

Воспитатель: Вот мы и в лесу. Садитесь на травку, закройте глаза и послушайте пение птиц.

Звучит фонограмма голосов птиц.

Воспитатель: Ребята, какие чувства вызвало у вас пение птиц, что вы представили, в каком времени года очутились?

Ответы детей (кажется, будто сейчас лето, светит солнышко и весело поют птички).

4. Игра малой подвижности «Летает, не летает».

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Летает, не летает». Я буду называть разные слова: например: сова, автобус, мячик, синичка, воробей и т.д. Если это название птиц – вы встаете со стульчиков и машете руками, если это другие слова – садитесь на стульчики.

5. Беседа по содержанию стихотворения.

Воспитатель: А теперь, ребята, послушайте стихотворение В. Берестова «Сова и синица» и расскажите, как можно назвать синицу и сову. Какая из них насекомоядная, а какая – хищная птица?

У совы у старой не глаза, а фары –

Круглые, большие, страшные такие.

А у птички у синички, у синички – невелички

Глазки, словно бусинки, малюсенькие.

И синички глазки смотрят без опаски

И на облака вдали, и на зернышко в пыли.

Днем сова не видит, значит, не обидит.

Ночь вошла в свои права, в путь пускается сова.

Ее глаза огромные видят ночью темною.

А синица не боится, потому что спит синица.

Крепко спит она в гнезде, не видать ее нигде.

Воспитатель: Про каких птиц В. Берестов написал свое стихотворение?

Дети: Про сову и синичку.

Воспитатель: С чем автор стихотворения сравнивает глаза совы и почему?

Дети: С фарами, потому что они большие, круглые, желтые.

Воспитатель: А глаза синички с чем сравнил автор?

Дети: С бусинками.

Воспитатель: Почему днем сова плохо видит?

Дети: Потому что она хищная птица и охотится ночью.

Воспитатель: А когда себе пищу добывает синичка?

Дети: Днем.

6.Пальчиковая гимнастика.

Шла кукушка

(Дети сидят на ковре «идём» пальчиками по ковру на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)

Шла кукушка мимо рынка, (ладони соединяются "ковшом")

У неё была корзинка, (ударяем сомкнутыми ладонями по ковру, разъединяем руки)

А корзинка на пол - бух! (разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи)

Полетело много мух!

7. Подведение итогов занятия.

Воспитатель: Ребята, с какими птицами мы сегодня познакомились на занятии?

Дети: С воробьем, сорокой, совой, синицей, грачом, ястребом, цаплей, дятлом.

Воспитатель: Что нового узнали об этих птицах?

Дети: Птицы бывают хищные и насекомоядные.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Пора нам возвращаться в группу. Садитесь в наш автобус. Поехали! (под фонограмму детской песенки импровизированный автобус с детьми возвращается в группу).

8. Изобразительная деятельность детей.

Воспитатель: Вот мы и вернулись в нашу группу. Ребята, вы сегодня очень хорошо работали: ответили на все вопросы старика - лесовика правильно, совершили автобусное путешествие в волшебный лес. А теперь я вам предлагаю нарисовать птиц и отправить свои рисунки старик - лесовику.

Дети берут свои стулья и садятся за столы, на которых уже приготовлены листы для рисования, гуашь и кисти. Под музыкальное сопровождение дети начинают рисовать.

В конце занятия воспитатель рассматривает вместе с детьми рисунки. Вы сегодня, хорошо занимались, и получаете от старика - лесовика угощение.

Список использованной литературы:

1. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.

Москва: Гуманитарный издательский центр «Владос» 2008 г.

Использованные материалы из Интернет-ресурсов:

1. Берестов В. «Сова и синицах»: http://neznayka.ucoz.ru

2. Загадки о птицах: http://www.vsezagadki.ru

3. Аудиозапись детской песенки «Мы едем, едем, едем…»: http://www.pesni.net/text

4. Аудиозапись голосов птиц: http://www.zooclub.ru/voice/index4.shtml

5. Фотографии птиц для создания презентации: http://images.yandex.ru