|
Дифференциация звуков з-ж
Тема: Дифференциация звуков З-Ж.
Цель: Закрепить навык различения звуков З-Ж.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: обобщить и закрепить навык различения звуков в словах; умение выделять слова на заданный звук, характеризовать звуки; умение находить слова в начале, середине, конце слова; закрепить умение составлять звуковые схемы слов, делить слова на слоги, составлять предложения с заданным звуком, составлять схемы предложений, составлять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, составлять рассказ по картинке.
Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, внимание, память, артикуляционную, общую и мелкую моторику.
Воспитательные: воспитывать навык сотрудничества, инициативность, активность.
Методы и приемы:
Словесный: рассказ, беседа, загадывание загадок
Наглядный: картинки на звуки З-Ж, картинка для составления рассказа, схемы звуков.
Оборудование: стол, стулья, зеркала, картинки предметные, магнитная доска.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Сядет тот, кто правильно, чётко произнесёт слова: жить, железо, желтизна, залежи, зажечь, забежать, задолжать, заслужить, задержать, заржать, заряжать.
О каких звуках сегодня пойдёт речь?
2.Артикуляционная гимнастика: прежде чем мы начнём, давайте выполним гимнастику для язычка, так как ему придется сегодня много трудиться.
Я буду вам рассказывать историю язычка, а вы внимательно слушайте и выполняйте вместе со мной:
1.«Улыбочка». Язычок знаком вам дети мы улыбкой его встретим.
2.«Почистить верхние и нижние зубки». Очень любит чистоту в домике своём, вверху, внизу.
3.«Хоботочек». Нас встречает добрый слон. Длинный хобот тянет он.
4.«Часики». Кто же тут, кто же там? Он глядит по сторонам.
5.«Лопаточка». Язычок чуть-чуть устал. Он спокойно полежал.
6.«Лошадка». Любит он покушать сладко. После скачет как лошадка».
7.«Грибочек». Язычок остановился. В гриб на ножке превратился.
8.«Гармошка». Язычок гармошкой стал, поиграл и не устал.
9.«Маляр».
10.«Чашечка». Говорит он: «До свиданья!» и вам машет на прощанье.
3. А теперь давайте вспомним, как располагаются наши губы, язычок, когда мы произносим звук Ж?
-Гласный или согласный?
-Звук З?
-Что значит согласный?
-Чем похожи звуки?
-Чем они отличаются?
4. Дыхательная гимнастика.
Ребята, посмотрите, какой цветочек я принесла вам на занятие. Но вот беда. Он спит. Его нужно разбудить.
Спит без просыпа всю зиму,
Но зима промчалась мимо-
Март, апрель. Капель, весна
Просыпайся ото сна!
Просыпайся соня-сонюшка1
Под весенним ярким солнышком!
-Вот сонюшка какой, не просыпается.
-Ребята, помогите разбудить цветочек.
- Для этого давайте ручками изобразим цветочки: стебелёк и бутон.
-Вот цветок просыпается. Каждый листок открывается.
А хотите понюхать, как пахнет цветочек? Не забывайте, что вдох нужно делать через нос, а выдох через рот.
-А теперь воспроизведём дыхание со звуками ЗИ.
А теперь со звуками ЖУ.
5. Отгадайте загадки:
Она не бурёнка,
Но всё же пока
Даёт ежедневно кувшин молока.
Ей дай только волю-
Семь дней не пройдёт-
Повсюду с деревьев кору обдерёт. (Коза)
-Он ходит голову задрав,
Не потому, что гордый нрав,
Не потому, что важный граф,
А потому, что он …(жираф).
Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу.
Не жужжу, когда тружусь, а жужжу, когда кружусь. (Жук)
А чтобы отгадать следующую загадку, покажите мне свои пальчики. Большие пальчики соедините, а остальные раздвиньте, как лучики солнца, затем скрестите их.
-Кто же у вас получился?
Послушайте загадку:
Сердитый недотрога живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток не одной. (Ёж)
Вы слышите. Кто-то фыркает? Да это же ёжик. Ой! Да здесь ещё и коза! Животные просят вас назвать картинки и определить, кому какую подарить. Ежу со звуком Ж. А козочке со звуком З.
6. Определение места звука в слове.
Выберите из картинок, лежащих на столе те, в которых есть звук Ж? Выделите голосом этот звук и скажите, где он находится: в начале, середине или на конце слова?
7. Составьте звуковую схему слов коза и жираф.
Каждый у себя на столе, а Алёша у доски, бери фломастеры.
8. А теперь давайте разделим слово на слоги и начертим слоговую схему!
9. Составьте предложение с этими словами. Сколько слов в предложении? Назовите первое? Второе? Третье?
10. Итог. О каких звуках мы сегодня с вами говорили? Чем они отличаются? А чем похожи?
|
|
|