|
Конкурс «Учитель года России»
Всероссийский конкурс «Учитель года России»
Муниципальный этап
Конкурсное задание
Эссе
«Я учу новое поколение детей»
Кальментьева Марина Джихатовна, учитель английского языка,
МКОУ Верхнехавская СОШ №1.
К профессии учителя многие приходят, в первую очередь, через любовь к детям, через интерес к какому-либо предмету в школе, благодаря учителю-предметнику и, конечно, через желание учить и быть полезным кому-либо. Я бы еще добавила, что учителями иногда рождаются. Для этой профессии должно быть настоящее призвание, хотя при этом я ни, в коем случае, не исключаю профессиональную компетентность. Однако труд учителя, я уверена, это - особая миссия, которую отдельные люди должны выполнить в своей жизни.
Вам, наверное, будет интересно узнать, как я пришла к этой профессии. Не поверите, но желание стать учителем у меня впервые появилось, когда я училась еще в 1 классе. Помню, тогда я помогала своему однокласснику, у которого было плохо с каллиграфией. До сих пор перед глазами строчки с фразами, которые мы с ним писали: «Снег пушистый, снег пушистый …..», и так целую страницу. Шли годы, я взрослела, появлялись новые мечты, планы, менялся взгляд на жизнь, но желание быть учителем, работать в школе и учить детей оставалось неизменным. Первая учительница Кондрашова Полина Максимовна, любимый школьный предмет английский язык сыграли тоже большую роль в выборе моей будущей профессии. Вообще, мне всегда нравилось учиться и учить. Окончив школу, я приняла твердое решение, что буду учить детей английскому языку. Моя заветная мечта исполнилась. Я поступила и окончила пединститут, и вот уже почти 25 лет занимаюсь любимым делом, тем, о чем мечтала в детстве и в ранней юности. За эти годы через меня прошло целое поколение детей непростых 90-х годов, а сегодняшние мои ученики - это те, кто родился в 21 веке. По сути, это - дети нового поколения. Многое изменилось за последние годы в нашей стране и, конечно, в школе. Но когда некоторые вокруг говорят, в адрес нынешнего поколения детей, что оно совсем другое, что дети сегодня сложные, неуправляемые, у них «клиповое мышление» и т.п., я не спешу со всем этим согласиться. Во-первых, зачем сравнивать разные поколения, выросшие в разных экономических условиях? Во-вторых, я считаю, что дети всегда будут такими, какими они должны быть в их возрасте. Я имею ввиду то, что они сегодня, как и их сверстники из 90-х, почти все такие же подвижные, шумные, по-детски непосредственные, любознательные, открытые и такие же порой «ершистые» и непослушные. Да, они изменились, но совсем в другую и, я бы сказала, даже в лучшую сторону. Сегодня они более самостоятельны, уверены, патриотичны, спортивны, толерантны, хотя в старших классах становятся более прагматичнее. А главное их отличие от школьников конца прошлого века в совсем недетской компетентности в области информационно-коммуникационных технологий. Иногда они бывают более продвинуты в этой области, чем некоторые взрослые. И это не удивительно, они – дети «информационного века». На уроках им гораздо интереснее учиться, используя компьютеры, планшеты и электронные приложения, чем обыкновенные учебники. Я, как любой современный учитель, вижу большие возможности использования ИКТ в учебном процессе для развития мотивации и интереса к учебе, поэтому стремлюсь не только постоянно работать над повышением профессиональной компетентности, но и совершенствовать свои знания в области ИКТ, чтобы применять их на уроках английского языка. Компьютерные презентации, программы, мультимедийные электронные приложения и полезные интернет-сайты помогают мне делать урок более ярким, интересным, интерактивным, динамичным и эффективным. Я также поощряю использование моими учениками различных компьютерных программ для самостоятельного изучения английского языка, создание ими их собственных компьютерных презентаций творческих и исследовательских проектов на английском языке, и поиск нужной и полезной информации в сетях Интернета. Это помогает развитию умений самостоятельно учиться, добывать знания и обеспечивает деятельностный подход к обучению. Моя цель - донести до учащихся мысль о том, что знания английского языка открывают большие возможности во многих областях знаний и, в том числе, в сфере ИКТ, а владение компьютерными технологиями, в свою очередь, может помочь в изучении любого иностранного языка и в самостоятельном совершенствовании, полученных в школе знаний в дальнейшем.
Дети нового поколения…. Как много они сегодня могут познать и открыть для себя! Я им иногда просто завидую. Ведь у них такой широкий доступ к информации. Но как порой, наверное, им бывает не просто сориентироваться в этом огромном информационном потоке, овладеть знаниями, накопленными человечеством за прошлые столетия, чтобы применить их в жизни, выйдя за порог школы, для развития своей компетентности в различных сферах деятельности. Современный учитель как раз и должен стать здесь для учащихся консультантом и компетентным помощником. Его роль – стоять не «над учеником», а рядом. Отсюда и начинается сотрудничество учителя и ученика, и индивидуальный подход в обучении в сочетании с принципами самостоятельности, сознательности и активности. Я, как учитель иностранного языка, пониманию свою ответственность за развитие у учащихся иноязычной коммуникативной компетентности и потребности изучения английского языка как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации в нашем поликультурном мире, где сегодня, как никогда ранее, нужен диалог культур. Меня радует, что у многих учеников есть интерес к изучению моего предмета, что они участвуют и побеждают в различных конкурсах и олимпиадах по английскому языку. У них уже есть понимание значимости владения английским языком в наши дни, стремление к самостоятельности, к самопознанию, сильное ощущение своего «Я» в мире, и поэтому считаю, что для развития познавательной активности необходимо задействовать в полной мере весь их потенциал.
В заключении хочу сказать, что современные школьники, в целом, ни в чем не уступают своим сверстникам 90-х годов прошлого века и во многом даже превосходят их. А другие они потому что, они просто дети своего времени, дети 21 века, века информационного «взрыва». Задача современной школы - создать такую комфортную образовательную среду, чтобы они, имеющие доступ к небывало широкому объему информации, проявляющие интерес и прекрасно ориентирующиеся в новых информационно-коммуникационных технологиях, активнее привлекались и участвовали в учебной и внеурочной деятельности, касающейся в том числе, и изучения английского языка, где требуется использование знаний компьютерных технологий. Это повысит их интерес и мотивацию к учению, самостоятельность и поможет развитию универсальных учебных действий и специальных учебных умений. Сегодня начало этому уже положено с появлением во многих школах страны электронных учебников. Надеюсь, что это дойдет и до наших сельских школ, и сделает учебный процесс в них современным и более эффективным. Современному учителю необходимо стать учителем новой формации, обладающим как профессиональной, так и ИКТ компетентностью. Для того чтобы учить новое поколение детей нам многому предстоит еще самим постоянно учиться. И я уверена в том, что и так называемое «клиповое» мышление современных школьников, и юношеский прагматизм мы, учителя, научимся использовать во благо: первое позволит давать определенный учебный материал в очень динамичной и дозированной форме, что улучшит его усвоение, а второе поможет учащимся в результате учебной деятельности получать конкретные результаты. В начале своего эссе я сказала, что труд учителя это - особая миссия. Сегодня она состоит в том, чтобы быть для учащихся проводником в пути к «открытию» ими новых знаний и к становлению их как гармонично-развитых личностей с активной жизненной позицией. Считаю эту миссию почетной, нелегкой, но выполнимой. И, вообще, не знаю как вы, но я с оптимизмом смотрю на будущее современных школьников и считаю: мне повезло, что я работаю с детьми нового поколения.
|
|
|