|
Конкурс методических разработок по патриотическому воспитанию учащихся Номинация открытый урок
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных техников»
г. Чебоксары
Конкурс методических разработок
по патриотическому воспитанию учащихся
Номинация - открытый урок
Автор:
Педагог дополнительного образования
Высшей квалификационной категории
ЧОПИК МАРИНА СТЕПАНОВНА
Чебоксары 2014
Аннотация
Методическая разработка посвящена культурно историческому направлению патриотического воспитания, а именно - воспитанию у учащихся любви к своей «малой» Родине, Родному краю, формированию чувства национальной гордости, национального самосознания.
Патриотизм как нравственное чувство – это и любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножать богатства Родины. И развивать эти чувства необходимо в школьном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения личности к миру, которые формируются в ребёнке постепенно, в процессе воспитания любви к своим ближним, родным местам, своей стране. При местном значении, таким направлением является знакомство школьников с историей и структурой Чувашской Республики.
Разработка представляет собой конспект открытого урока для учащихся 7-8 классов на тему: «Создание интерактивной карты Чувашии средствами программы PowerPoint»
Содержание.
Аннотация……………………………………………………. 2
Введение……………………………………………………….4
Конспект урока…………………………………………...…...6
Заключение……………………………………………………11
Список использованных источников………………………..12
Список приложений…………………………………………..12
Введение.
Актуальность проблем, связанных с воспитанием подрастающего поколения, привитие любви к малой Родине, бесспорна. Воспитание детей носит исторический характер и его содержание меняется от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста школьников считают Бондарь Н.И., Буре Р.С., Година Г.Н. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения. Патриотическое воспитание – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социальной культурной среды. Таким образом, формирование у школьников любви к Родине следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Чувашия – благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа.
Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы. Дом или детский сад, родной край и деревня имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить школьников к истории своего родного края – чувашская культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.
Воспитания нравственных чувств, воспитание любви к Родине оказывают влияние и исторический этап, и особенности объекта воспитания, и конкретные условия жизни. Любовь к родине, родному краю формируются и развиваются в деятельности, особенно совместной, во взаимоотношениях друг с другом, со взрослыми. Свои первые нравственные чувства ребёнок приобретает в узком социуме: в семье, в школе. Первые чувства гражданственности формируются в процессе целенаправленного воспитания. Ребенок приобретает понятия: «дом», «улица», «город», «Родина» на той территория, где он проживает. Исходя из этого, актуальным является этнический подход к воспитанию нравственных чувств, у детей, живущих в Чувашии.
Используя в работе с детьми краеведческий материал, педагог воспитывает нравственно-патриотические чувства, чувства гражданственности, которые будут сохраняться всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение - социально значимое и необходимое направление в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, педагог формирует глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой и бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, и значит стать созидателем своей малой Родины.
ПЛАН – Конспект
открытого занятия творческого объединения
«Информационные технологии»
Тема: «Создание интерактивной карты Чувашии средствами программы POWERPOINT»
Раздел программы: Создание и обработка мультимедийной информации в программе PowerPoint
Тема занятия: «Создание интерактивной карты Чувашии средствами программы POWERPOINT»
Тип занятия: урок изучения нового материала и совершенствования знаний, умений и навыков
Форма занятия: комбинированная
Формы работы: фронтальная, индивидуально-групповая
Время занятия: 45 минут
Участники занятия: учащиеся 7 - 8 классов общеобразовательных школ 2-го года обучения
Цель: создание готового объекта – Интерактивной карты Чувашии
Задачи:
Образовательные:
сформировать понятие об интерактивных средствах анимации - триггерах
Освоить технологию создания мультимедийных эффектов в презентациях PowerPoint, используя переключатели
Развивающие:
развить познавательные психические и эмоционально-волевые процессы: внимание, память, воображение, логическое мышление;
-
развить творческую активность воспитанников, самостоятельность в образовательной деятельности.
Воспитательные:
воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине, Родному краю
развить внимательность, аккуратность, интерес к предмету;
развить самостоятельность на уроке;
выработка у воспитанников стремления к правильному и рациональному использованию возможностей программных средств компьютера, использование здоровье сберегающих технологий как средство безопасной работы за компьютером;
продолжить формировать эстетическую и художественную культуру учащихся средствами компьютера.
Вырабатываемые умения и навыки:
Умение использовать интерактивные средства анимации в презентации
навыки создания триггеров для создания интерактивных презентаций
Материально-техническое обеспечение занятия:
компьютеры с ОС MS Windows;
ПО: PowerPoint;
Методическое обеспечение занятия:
Презентация «Алгоритм создания триггера»;
Презентация «Создание гиперссылок в презентации»;
Презентация «Интерактивная карта Чувашии»
Необходимый материал:
электронная карта Чувашии
электронные изображения районов Чувашии
статистические данные административных районах Чувашии
раздаточный материал (Опорный конспект, карточка «Рефлексия»)
План занятия
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ БЛОК
|
1 этап
|
Организационный
|
Задача: подготовка воспитанников к работе на занятии
Содержание: Организация начала занятия, создание психо-эмоционального настроя группы на учебную деятельность и активация внимания
|
II. ОСНОВНОЙ БЛОК
|
2 - 3 этап
|
Подготовительный (подготовка к новому содержанию)
Мотивация
|
Задача: Обеспечение мотивации и принятия детьми цели учебно-познавательной деятельности
Содержание: Приветствие педагога, сообщение темы, цели, этапов учебного занятия, мотивация учебной деятельности
|
Актуализация знаний
|
Задача: Обеспечение актуализации знаний воспитанников
Содержание: Краткое повторение пройденного на предыдущем уроке
|
4 этап
|
Усвоение новых знаний и способов действий
|
Задача: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучений
Содержание: Изложение нового материала
|
5 этап
|
Практическая работа
|
Задача: Применение полученных знаний на практике
Содержание: Применение полученных приемов и навыков, для самостоятельного выполнения заданий
|
III. Итоговый блок
|
6 этап
|
Подведение итогов урока
|
Задача: Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы
Содержание: Педагог совместно с детьми подводит итоги занятия
|
7 этап
|
Рефлексия
|
Задача: Мобилизация воспитанников на самооценку
Содержание: Самооценка воспитанников своей работоспособности, психологического настроения, причин неудачной работы, полезность учебной работы. Оценка детьми работы педагога.
Оценка педагогом своей работы.
|
Ход занятия
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ БЛОК
|
1 этап
|
Организационный
1 мин.
|
Содержание: Организация начала занятия, создание психо-эмоционального настроя группы на учебную деятельность и активация внимания
|
II. ОСНОВНОЙ БЛОК
|
2 этап
|
Подготовительный
Мотивация
1 мин
|
Содержание: Приветствие педагога, сообщение темы, цели, этапов учебного занятия, мотивация учебной деятельности
Вводное слово учителя.
Тема нашего занятия «Создание интерактивной карты Чувашии средствами программы PowerPoint»
Цель урока: создать интерактивную карту Чувашии, а для этого нам нужно научиться добавлять триггеры в презентацию
|
3 этап
|
Подготовительный Актуализация знаний
3 мин
|
Содержание: Чтобы успешно работать с новой темой, давайте вспомним, как используются и создаются кнопки и гиперссылки в презентации
Демонстрация презентации «Организация гиперссылок в презентации» (приложение 2)
(Учитель задает вопросы, дети отвечают на них и.
создают гиперссылки в пробной работе)
|
4 этап
|
Усвоение новых знаний и способов действий
15 мин
|
Содержание:
1 этап: Погружение в тему:
Беседа на тему «Административные районы Чувашии»
Демонстрация презентации «Интерактивная карта Чувашии»
Приложение 1, для полного понимания поставленной задачи
2 этап: Изложение нового материала:
Демонстрация презентации «Алгоритм создания триггера»
(приложение 3)
Физкультминутка для глаз
|
6 этап
|
Практическая работа
18 мин
|
Содержание:
Практическая работа. Создание презентации «Интерактивная карта Чувашии» (папка КАРТА с заготовленным фото материалом, статистические материалы на сайте http://ru.wikipedia.org/wiki/Республика_Чувашия )
|
III. Итоговый блок
|
7 этап
|
Подведение итогов урока
5 мин
|
Содержание:
Анализ успешности достижения цели.
Воспитанникам предлагается ответить на вопросы:
Какую тему мы сегодня изучили?
Какому способу создания анимации в презентации вы научились пользоваться?
Демонстрация созданных презентаций, выбор лучшей.
|
8 этап
|
Рефлексия
2 мин
|
Содержание: Самооценка воспитанников своей работоспособности, психологического настроения, причин неудачной работы, полезность учебной работы.
Мы с вами не просто изучили новый материал, мы покорили новую вершину знаний. Получили ли вы информацию, полезную и нужную для вас? Удовлетворены ли вы своей работой на уроке? Каждый из вас проделал большую работу.
Уходя из класса, оценим наш урок по 5-бальной системе.
У вас на столах лежат карточки (Приложение 4):
Я – моя работа на уроке.
МЫ – работа класса.
ДЕЛО – достигнута ли цель?
НАСТРОЕНИЕ – нарисуй смайлик:
- отличное,
- хорошее,
- грустное.
Дайте самооценку своей работе по схеме:
Самооценка
1. Сегодня на уроке я:
узнал ...
научился …
2. Лучше всего на занятиях у меня получалось …
3. Основные трудности у меня были …
Наш урок заканчивается. Спасибо всем за работу.
|
Заключение
Проблема формирования патриотического воспитания у детей, всегда была и остается острой и одной из ведущих проблем формирования личности ребенка. На эту проблему оказывает влияние общественно-политическое устройство человеческого общества, его функционирование и развитие под воздействием различных факторов.
Процесс ознакомления ребенка с родной республикой, с родным городом – сложный процесс. Чтобы он был эффективен, необходимо соблюдать ряд условий. К таковым относятся сотрудничество взрослого и ребенка, когда ребенок активно воспринимает знания, умения и навыки.
Использование современных информационных средств обучения, и интерактивных методов, т. е. методов взаимодействия, «оживляют» процесс патриотического воспитания, повышает заинтересованность учащихся и способствует лучшему пониманию и восприятию темы.
Воспитатель, ориентированный определить педагогические условия воспитания любви к родному городу и республике, признающий патриотическое воспитание обязательным аспектом образования, является партнером ученика, готовым в нужный момент оказать необходимую помощь, становясь посредником между ним и социальной действительностью.
Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии районов республики, их географии, природе, символике, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных школьному возрасту.
Список использованных источников
http://ru.wikipedia.org/wiki/Республика_Чувашия
http://geraldika.ru/i/Чувашия
http://festival.1september.ru/
А.М. Манжала: Создание цикла триггеров "Цепочка"
http://www.it- n.ru/communities.aspx?cat_no=200752&lib_no=259713&t mpl=lib cepochka triggerov.rar
Интерактивные приемы в Power Point
http://www.it-.ru/communities.aspx?cat_no=200752&lib_no=259713&t mpl=lib
Маркова В. А., Данилина Л. М. Прасолова З.Г. «Воспитание у школьников любви к малой Родине». Издательство «Традиция» 2010г.
Приложения.
Приложение 1: Презентация «Интерактивная карта Чувашии»
Приложение 2: Презентация «Создание гиперссылок в презентации»;
Приложение 3: Презентация «Алгоритм создания триггера»;
Папка КАРТА с необходимым фото материалом
Приложение 4: Карточка рефлексия
|
|
|