|
Управление исследовательской деятельностью и роль ноу в становлении личности школьника
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»
УПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И РОЛЬ НОУ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Сахарова Н.К.- заместитель директора
по учебной работе
г. Вязники
18 февраля 2011 г.
УПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И РОЛЬ НОУ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Слайд 1 ( титульный)
Исследовательская деятельность учащихся – это одна из инновационных образовательных технологий. Педагогический коллектив нашей школы рассматривает эту технологию как средство решения задач воспитания, образования, развития личности в социуме.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. И именно исследовательская деятельность является наиболее доступной для решения вопросов мотивации школьников к учению.
Слайд 2 ( методика исслед. деятельности)
В нашей школе сформирована своя система организации научно- исследовательской деятельности школьников, которая помогает нам реализовать творческий потенциал как педагогов, так и воспитанников. Система включает в себя создание и деятельность НОУ «РИТМ» ( «Развитие интеллекта и творческого мышления») и научно- исследовательская деятельность педагогов.
Слайд 3 ( цели и задачи)
Цель и задачи организации исследовательской деятельности учащихся в современном образовании заключается в конечном итоге в подготовке адаптированных учащихся к вузовской системе. В условиях школьного обучения эта цель достигается через создание условий для развития учащихся, повышения их образовательного и общекультурного уровня.
Важную роль в развитии и реализации творческих способностей школьников играет научно- исследовательская деятельность. Наиболее удачной формой ее организации, на мой взгляд, является научное общество учащихся. Это своего рода деловая игра для старшеклассников, которая направлена не только на формирование у них навыков и приемов научной деятельности, но и на приобретение ими огромного социального опыта. Главная задача НОУ- дать ученику возможность развивать свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности с
учетом индивидуальных способностей и склонностей, реализуя при этом главное правило- в работе с учащимися никакого принуждения.
Слайд 4 ( нормативно- правовая база)
С чего начинать исследовательскую работу? Во- первых, с создания нормативно- правовой базы.
В целях обеспечения целостности и теоретической обоснованности формирования и развития творческих способностей учащихся создана система внутришкольных нормативных, методических, управленческих документов. В данную систему входят образовательная программа школы, положение о научном обществе, положение о конференции проектных и исследовательских работ учащихся, учебные и методические пособия. Разработаны требования к оформлению работ учащихся, критерии оценки исследовательских и проектных работ.
Слайд 5 ( изменения в организации)
Характерной особенностью преобразования в системе управления исследовательской деятельностью в СОШ №5 является систематизация работы научно- методического совета, совета НОУ и организации постоянно действующего методических семинаров по данному направлению.
Слайд 6 ( условия)
Для занятий исследовательской и проектной деятельностью в школе должны быть созданы определенные условия : педагогические, методические, психологические, информационные, организационные, финансовые.
Я более подробно остановлюсь на методических и психологических условиях, созданных в нашей школе.
Слайд 7,8 ( методич. Условия)
Не маловажным фактором в нашей школе считают обучение педагогов, мотивация их на на организацию исследовательской деятельностью. Для этого в школе проводятся методические семинары, конференции, круглые столы и другие формы работы с педагогами. Хорошим подспорьем в обучении педагогического коллектива является серия семинаров, проводимых в рамках работы областной опытно- экспериментальной площадки. С 2007 года школа работает над темой «Формирование продуктивного мышления учащихся профильных физико- математических классов», которая сама является благодатной для организации исследовательской деятельности школьников и педагогов.
Овладению методами исследовательской деятельности способствуют постоянно действующие методические семинары.
Только в этом учебном году проводились методические семинары по темам:
Исследовательская деятельность учащихся – октябрь 2010 г.
Проектная деятельность учащихся – декабрь 2010 г.
с привлечением преподавателя ВИПКРО Фуфыкина В.Н. при активном участии всех педагогов школы. 10 февраля 2011 года проведен методический семинар по теме «Оценка исследовательских и проектных работ учащихся». На этом семинаре совместно с преподавателем ВИПКРО Фуфыкиным В.Н. педагоги школы разработали новую систему оценивания работ учащихся. ( есть листы оценивания)
Слайд 9 ( психологич. Условия)
Психологические условия в школе создаются под руководством опытного психолога школы Смирновой Ирины Александровны, которая также является ведущим работником психологического центра «Апельсин». Ирина Александровна проводит диагностику с учениками и преподавателями, оказывает психологическую помощь.
Слайд 10 (исслед. Работа в школе)
Почвой для участия школьников в исследовательской работе служат введенные в учебный план школы, в ее вариативную часть, факультативные и элективные курсы. Учебный план сформирован так, чтобы курсы и факультативы, введенные в него , способствовали активизации исследовательской работы учащимися. Сквозной курс РТМ ( Развитие творческого мышления по авторской программе учителя математики Шубы М.Ю. ) способствует мотивации школьников к исследовательской деятельности. В 7, 8 классах уже традиционно вводится по 1
часу в неделю на факультативный курс «Физика в самостоятельных исследованиях» и это дает в дальнейшем положительные результаты. Исследовательская работа продолжается и в летний период. Плодотворно ей занимаются в загородном оздоровительном лагере «Сосновый бор» через систему дополнительного образования.
Слайд 11 ( формы работы НОУ)
Вовлечению учащихся в школьное научное общество способствует участие в различных конкурсах, соревнованиях.
Формы организации работы НОУ:
- научные кружки, факультативы, практикумы и др.
- олимпиады по различным областям знаний, интеллектуальные конкурсы, марафоны, игры
- индивидуальная и групповая научно- исследовательская работа
- научно- практические конференции
- семинары по обучению навыкам интеллектуально- творческой, научно- исследовательской деятельности
- презентация материалов исследовательских работ
На научно- практических конференциях ученики получают возможность публичного выступления перед большой, серьезной аудиторией, учатся вести диалог с оппонентами. Начиная с неуверенности, волнения на первых шагах на школьном уровне и набираясь опыта, ученики становятся более уверенными, убедительными, выступая на районных территориальных собраниях, телевидении, на Всероссийских конкурсах.
При защите работ на научно- исследовательских конференциях ученики довольно активно стали представлять презентации, использование которых позволяют делать работу более эффектной, понятной, логичной. Опыт показывает эффективность использования такой практики. При подготовке презентации у учащихся повышается требовательность и ответственность к уровню выполняемой работы учащимися.
Слайд 12 ( наши достижения)
Школьные научно- практические конференции- первая ступенька в развитии исследовательских, научно- практических компетенций учащихся. Обучающиеся школы ежегодно успешно участвуют в районных, российских научно- практических конференциях.Например, за последние годы : 2008, 2009 год дважды становились призерами районной научно- практической конференции «Юность будущему» ( учитель Фонова Н.Л.) 2009-2010 учебный год
- Победители районного конкурса социальных проектов ( учитель Лапшина Л.Н.)
-Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество» в рамках программы «Интеллектуально- творческий потенциал России»- ученик 8 класса стал лауреатом этого конкурса на секции физики
- Соревнование молодых исследователей программы «Шаг в будущее» в Центральном Федеральном округе» ученик 8 класса Шкурин Михаил занял 3 место ( учитель Киселев А.В.)
_ Всероссийское соревнование молодых исследователей программы «Шаг в будущее» 3 место ( учитель Киселев А.В.)
2010-2011 учебный год
- районный конкурс исследовательских работ по экологии – 3 место( учитель Спрыгина И.В.)
- Соревнование молодых исследователей программы «Шаг в будущее» - региональный этап , который состоялся в октябре, в МФТИ им. Баумана, ученик 9 класса занял 2 место ( учитель Киселев А.В)
Замечу также, что молодые специалисты также стали проявлять себя в исследовательской работе с учащимися.
Слайд 13 ( презентация опыта)
Но развитие творческой среды невозможно без развития учительского потенциала, так как только учителя- новаторы, высокопрофессиональные, неравнодушные и креативные в педагогике люди, восприимчивые к инновациям способны осуществить успешное сопровождение выявления и развития одаренности учащихся.
Учебно- методическая поддержка педагогам школы оказывается достаточная, и сами педагоги презентуют свой опыт работы: в этом учебном году на семинарах и курсах повышения квалификации в ВИПКРО, методических районных объединениях, территориальных родительских собраниях. В декабре 2010 года двое педагогов школы принимали активное участие во Всероссийском форуме руководителей, педагогов и школьников инновационных образовательных учреждений общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь» по теме «Исследовательская деятельность как инновационная образовательная технология» и получили благодарности за организацию и проведение исследовательской работы с учащимися. Свой опыт работы учитель математики Шуба М.Ю. представлял в г. Москва на Всероссийском съезде учителей математики ( октябрь 2010 г.) и получил сертификат МГУ им. М.В. Ломоносова.
В настоящий момент в ученической среде прослеживается повышение интереса к исследовательской деятельности. Этому способствует деятельность научного общества и руководство им со стороны педагогов. За активное участие в исследовательской работе учащиеся награждаются грамотами и благодарностями. Также отмечаются на общешкольной конференции всего школьного сообщества. Эту конференцию традиционно ежегодно проводим в Доме искусств в конце учебного года.
Слайд 14 ( полож. И отр. Стороны)
Исследовательская деятельность требует много физических и моральных затрат, но имеет большое значение в учебно- воспитательном процессе. В ходе разработки той или иной темы учащиеся значительно расширяют свой кругозор, совершенствуют такие навыки, как конспектирование материала, выделение главного и второстепенного, анализ отобранных фактов, подготовка самостоятельных аргументированных выводов. Эта работа существенным образом влияет на развитие речи, мышления памяти у ребят. Просто написать исследование- недостаточно, его
нужно представить и защитить. А для этого необходимо хорошее знание материала, свободное владение речью и достаточно высокая скорость мышления.
Исследовательская работа- это деятельность, в ходе которой учащийся занимается не только самообразованием, но и формируется как личность. Воспитательный момент неотрывно сопровождает весь познавательный процесс, начиная с определения темы исследования и заканчивая защитой готовой работы. Учащиеся, систематически занимающиеся исследовательской работой, как правило успешно поступают и обучаются в ВУЗах, в которых также продолжают заниматься исследовательской работой.
Например, выпускник 2007 г. Харитонов Сергей, студент МВТУ им. Баумана занимается научно- исследовательской работой. В этом учебном году он занял 1 место в конкурсе исследовательских работ университета и будет представлять свою работу на Всероссийском уровне.
Занятия исследовательской работой имеют свои положительные и отрицательные стороны.
К положительным моментам можно отнести общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе исследовательской деятельности. Это:
- рефлексивные умения
- поисковые (исследовательские) умения
- навыки оценочной самостоятельности
- умения и навыки работы в сотрудничестве
- коммуникативные умения
- презентационные умения и навыки.
Негативные стороны:
- неравномерность нагрузки учащихся и преподавателей на разных этапах работы
- риск неудачного окончания работы
- повышение эмоциональной нагрузки как на ученика, так и на преподавателя
- невозможность включения значительного числа учеников в исследовательскую работу.
Слайд 15
Занятие исследовательской деятельностью- это хорошая стартовая площадка для тех учащихся, которые планируют в будущем продолжить образование в ВУЗах. Обществу нужны высококвалифицированные специалисты, которые, используя свой потенциал, заложенный еще в образовательном учреждении, смогут развивать научные знания. Таким образом, научно- исследовательская подготовка учащихся СОШ №5- это одно из необходимых условий подготовки такого выпускника.
|
|
|