|
«компетенция» и «компетентность
Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования человека 21 века - личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвующей в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях.
Одним из таких механизмов признан компетентностный подход к оценке достижений учащихся в образовательном процессе.
Важными целями образования должны стать развитие у учащихся способности действовать и быть успешными, формирование таких качеств, как профессиональный универсализм, способность менять сферы деятельности, способы деятельности на достаточно высоком уровне. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми.
Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации.
Сущностным в понимании компетентностного подхода, основные понятия которого - «компетенция» и «компетентность» является создание психолого-педагогических условий для личностных достижений учащихся. При этом под компетенцией понимается совокупность того, чем человек располагает, а под компетентностью - совокупность того, чем он владеет.
Анализ работ по проблеме компетентностного подхода позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует однозначное понимание понятий «компетенция» и «компетентность», часто используемых в одном контексте.
Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения.
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Смещение конечной цели образования со знаний на «компетентность» позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Таким образом, восстанавливается нарушенное равновесие между образованием и жизнью.
Проблема отбора ключевых (базовых, универсальных) компетентностей является одной из центральных для обновления содержания образования.
Перечень ключевых образовательных компетенций определен на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:
1. Ценностно-смысловые компетенции.
2. Общекультурные компетенции.
3. Учебно-познавательные компетенции. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
5. Коммуникативные компетенции.
6. Социально-трудовые компетенции
7. Компетенции личностного самосовершенствования. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Основные принципы реализации компетентностного подхода:
учет интересов учащихся;
учение через обучение мысли и действию;
познание и знание - следствие преодоления трудностей;
свободная творческая работа и сотрудничество.
К основным компетентностным результатам относятся следующие универсальные способности:
- способность к исследованию;
- способность к эффективной коммуникации и организации взаимодействия;
- способность и умение принимать решение;
- способность осуществлять принятое решение;
- способность постоянно осваивать новые типы деятельности.
На основании анализа «перечней» ключевых компетенций и оценки спектра возможностей предметов естественнонаучного цикла, можно предположить, что компетентностный подход в обучении должен быть направлен на то, чтобы научить школьников:
-
Анализировать ситуации практического характера, распознавать в них знакомые природные явления и применять знания для их объяснения;
Решать задачи, распознавать проблемы, которые можно решить при помощи различных методов, уметь разрешать проблему как на основе имеющихся знаний с использованием математического аппарата, так и при недостатке необходимого материала с помощью методов оценки, на качественном уровне или на основе здравого смысла;
-
Навыкам эффективного поиска информации, понимания предметного содержания информации научно-популярного характера в СМИ, умению критически ее оценивать, приемам достоверности информации, использования полученной информации для принятия решений практического характера.
Список используемой литературы
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393//Учительская газета 2002 № 31.
Башев В.В., Сергоманов П.А. Модель организации образования в школах ступеней обучения. Методическое пособие, Красноярск, ИЦ КрасГУ, 2006 год
Бахтиярова Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении //Школьные технологии, 2001, №2.
Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm
Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. С. 8-14.
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.//Школьные технологии.-2004.-№ 5 с.3-12
Маскин В.В. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу. Москва, 2008 год
Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности., Москва,2009 год
Хуторской А.В. Ключевые компетенции: Технология конструирования // Народное образование. № 5 – 2003 год.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". – 2002 год - 23апреля.
Шишов С.Е., Агапов И.И. Компетентностный подход к образованию как необходимость // Мир образования-образование в мире. 2001, № 4.
|
|
|