|
«коммуникативная компетентность педагога доу как залог успешной работы с родителями воспитанников из социально-неблагополучных семей»
«КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОУ КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ИЗ СОЦИАЛЬНО-НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ»
Александрова Э. К., педагог-психолог
МАДОУ детский сад «Умка» с. Бижбуляк
Бижбулякского района РБ
Семья – это социальная организация. Семья как социальный институт представляет собой сложное социальное явление. Ее структура многогранна, как многоаспектны и исполняемые ею функции. В последнее время увеличилось число социально-неблагополучных семей. Произошло разрушение статуса семьи, как воспитательного института. Даже во внешне вполне благополучных семьях часто отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями. Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах воспитания собственного ребенка. Причинами семейных проблем становится не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения. Не всегда родители справляются со своими обязанностями. Это происходит по разным причинам. Сложнее всего, конечно, родителям, которые воспитывают ребенка одни, без мамы или папы. Опекуны также сталкиваются с множеством проблем. Даже тогда, когда в семье есть и мама, и папа, но нет старшего поколения (бабушек и дедушек), тогда тоже очень непросто. Если все эти факторы еще осложняются и социальными неблагополучиями (пьянством, наркоманией, безработицей), то дела обстоят совсем плохо. Педагоги, работающие с детьми из таких семей, должны уметь налаживать контакт с их родителями. Но как показывает практика, в большинстве случаев установить контакт с родителями детей из социально-неблагополучный семей очень сложно. Такие родители не интересуются своими детьми, их воспитанием, их успехами и неудачами. И очень агрессивно ведут себя при взаимодействии с воспитателями и узкими специалистами. Работая с такими семьями, педагогам важно знать какие семьи следует относить к числу проблемных и как строить работу с ними. К числу таких семей можно отнести следующие семьи:
семьи, в которых один или оба родителя выросли вне родительской семьи – в детском доме или в семье опекунов и попечителей;
семьи после распада, развода, разведенные матери и отцы с детьми;
семьи, в которых для одного (обоих) из родителей этот брак повторный с мачехой или отчимом;
семьи, в которых применяется насилие над детьми;
-
семьи с агрессивными подростками;
семьи безработных;
бедные семьи;
семьи с детьми с ограниченными возможностями;
И нужно помнить, что в таких семьях сильнее всех страдают дети. Поэтому современное общество предъявляет высокое требование к педагогу, работающему с такими семьями.
К великому сожалению, общение педагога с родителями воспитанников из социально-неблагополучных семей продолжает оставаться одним из наиболее сложных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Соответственно возрастают требования к коммуникативной сфере личности педагога, и возникает необходимость целенаправленного формирования коммуникативной компетентности в образовательном процессе. В современных условиях эффективное функционирование дошкольного учреждения не возможно без взаимодействия с семьями воспитанников. Согласно статье 18 Закона РФ «Об образовании» приоритетная роль в воспитании ребенка принадлежит родителям, при этом акцентируется внимание на том, что педагоги дошкольных образовательных учреждений призваны оказывать родителям помощь. Вопросы развития профессиональной и коммуникативной компетентности педагога рассматриваются в психолого-педагогической литературе.
Исследования целого ряда авторов (Е.П. Арнаутова, Е.М. Вроно, А.И. Захаров, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, Т.А. Маркова и др.) убедительно доказывают необходимость оказания родителям грамотной педагогической помощи.
Необходимым условием оказания педагогической помощи родителям является установление контактов и педагогическое просвещение родителей через общение. Общение педагога с родителями в дошкольном учреждении предполагает возможность индивидуального подхода, постоянство контактов, непосредственность, наличие «обратной связи». Анализ психолого-педагогической литературы (Д.Н. Исаев, Э. Берн, П.Н. Виноградов, К.Г. Юнг, К. Маэр) показал, что на протяжении многих лет идет поиск разнообразного содержания, форм и методов общения педагогов с родителями.
В то же время, в литературе отмечается, что процесс организации общения педагогов с родителями воспитанников характеризуется рядом недостатков: формализмом, отсутствием согласованности, построением общения педагогов и родителей на уровне взаимных претензий.
Исследователями выделен ряд причин, вызывающих сложности во взаимодействии детского сада и семьи, среди которых:
• низкий социальный статус профессии воспитателя (О.Л. Зверева);
• недооценка педагогами роли родителей в воспитании детей (Н.П. Корниенко);
• отсутствие установки на сотрудничество со стороны педагогов и родителей (Т. А. Данилина);
• различие ценностных ориентаций и взаимных ожиданий (Е.К. Эльяшевич);
• стихийность построения общения с родителями, неумение педагогов планировать и выстраивать процесс общения с родителями (В.П. Дуброва).
Полученные данные свидетельствуют о наличии трудностей между участниками педагогического процесса – родителями и педагогами.
Все мы прекрасно понимаем, что успешность педагогической работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, безусловно, в большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль принадлежит педагогу. Поэтому воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения с разными родителями.
В нашем дошкольном образовательном учреждением было принято решение создать педагогический клуб «Школа молодого специалиста». Целью данного клуба является актуализация развития коммуникативной компетентности педагога ДОУ. И поставлены следующие задачи:
Познакомить педагогов с понятием «коммуникативная компетентность» и ееособенностями.
Повлиять на профессиональное становление педагога.
Развивать у педагогов ДОУ творческий характер общения, способствующий становлению коммуникативной компетентности.
Повышать психологическую культуру педагогического коллектива ДОУ.
Развивать способность педагога к личностно-ориентированному взаимодействию в ходе образовательного процесса.
-
Развивать умение педагога сохранять эмоциональное равновесие, предотвращать и разрешать конфликты конструктивным способом.
Развивать умение выработать стратегию и тактику активного взаимодействия с людьми, организовать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей.
Занятия с воспитателями проводит не только педагог-психолог, но и учитель-логопед, старший воспитатель и старшая медсестра. Занятияпроводим с использованием разных методов и форм работы: семинары-практикумы, коммуникативные тренинги, круглые столы, практикумы, лекции, лекции-беседы, лекции-дискуссии, работа в группах и подгруппах, моделирование ситуаций, игры-релаксации, решение проблемных ситуаций и др.
Во время этих занятий молодые специалисты становятся активными участниками. Активность их проявляется в самостоятельном поиске средств и способов решения поставленной проблемы, в приобретении психолого-педагогических знаний, необходимых для профессиональной деятельности.
Данные методы и формы работы помогают молодым специалистам увидеть собственные проблемы, учат анализировать ситуации общения, понимать другого человека (родителя), прогнозировать и проектировать его поступки, обнаружить «пробелы» в своих знаниях, дефицит умений и навыков. Содержание практических занятий способствует появлению у педагога потребности к самосовершенствованию. Чтобы эти занятия приносили эффективную пользу, всем участникам образовательного процесса необходимо понимать, что такое «коммуникативная компетенция».
Коммуникация — это одно из важнейших условий объединения людей для любой совместной деятельности. Для эффективного взаимодействия педагогу нужны качества, которые представляют собой интегративную связь ценностных ориентации, нравственных позиций и устремлений знаний, умений, профессиональной этики.
Компетенция (от лат. «competo» — добиваюсь, соответствую, подхожу) включает в себя: круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу.
Компетентность - способность человека найти оптимальный вариант решения проблемы минимальными затратами. Другими словами, это результативные позитивные действия в различных ситуациях.
Так как в дошкольных образовательных учреждениях не предусмотрено вакансиисоциального педагога, перед руководством стоит задача дать конкретные знания, умения и навыки работы с социально-неблагополучными семьями. Педагоги должны уметь оказывать таким семьям образовательную, психологическую и посредническую помощь. Поэтому в педагогическом клубе «Школа молодого специалиста» мы очень подробно знакомим с такими распространенными методами как наблюдение, беседа, убеждение, анкетирование и опрос. Также мы проводим мастер-классы по ознакомлению с формами работы с семьей: проведение родительских собраний в нетрадиционной форме, посещение семьи, беседы (индивидуальные и групповые), индивидуальные и тематические консультации, тренинги, выпуск информационных листов и т.д. Ведем тесное сотрудничество с отделом опеки и попечительства по Бижбулякскому району и с ОТ и СЗН Минтруда РБ по Бижбулякскому району.
Результаты анкетирования педагогов ДОУ и родителей показало повышение уровня коммуникативной компетенции. У педагогов и родителей завязался более тесный контакт. Родители чаще стали интересоваться и участвовать в образовательно-воспитательном процессе, что доказало эффективность функционирования клуба «Школа молодого специалиста». В настоящее время наш коллектив продолжает работу по данному направлению.
Список использованной литературы:
1. Практические семинары и тренинги для педагогов. – Вып. 1. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие / авт.-сост. Е.В. Шитова.
2. Практические семинары для педагогов. Вып. 2. Психологическая компетентность воспитателей / авт.-сост. С.В. Терпигорьева.
3. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / ав.-сост. А.В. Ненашева, Г.Н. Осинина, И.Н. Тараканова.
4. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия / И.В. Лапина.
5. Система сопровождения родителей: модель организации клуба «Молодая семья», план-программа, занятия / сост. М.В. Тимофеева.
6. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями / авт.-сост. О.В. Москалюк, Л.В. Погонцева.
7. Психология и педагогика социальной работы с семьей. / Л.В. Карцева
|
|
|