|
Классный час «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»
Классный час
«Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».
Цель: усвоение учащимися правил вежливости в общении со взрослыми, с товарищами.
Задачи:
1. Формировать основы культуры общения, поведения и построения межличностных отношений.
2. Развивать коммуникативные навыки.
3. Воспитывать у учащихся бережное отношение к окружающим людям.
Оборудование: проектор, ноутбук, экран, оформленная доска, аудиозаписи
Ход классного часа:
Звучит песня «Доброта» из мультфильма «Приключения поросёнка Фунтика»
Учитель. Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.
Вы хотите иметь верных друзей, быть всегда вежливым и желанным гостем и всеобщим любимцем? Нет ничего проще. Для этого надо пользоваться словами, от которых у всех становится теплее, радостнее на душе.
Ведущий: Вы спросите: а как же тогда делать замечания своим друзьям и знакомым, которые вас чем-то обидели? На этот вопрос я отвечу так: даже замечания надо делать вежливо. Вежливое и доброе слово, произнесённое от души – это не пустой звук. Оно может рассеять мрачные мысли, погасить зарождающуюся ссору, поднять настроение. Доброе слово, как весенний ветерок, разгоняет серые тучки. И не только наши слова, но и поступки должны быть добрыми.
Дорогие ребята! Постараемся сегодня постичь истину: «добру откроется сердце». Тема сегодняшней встречи: «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть». Хочу представить еще одну гостью – ее Величество Вежливость. Она хочет с вами пообщаться.
Вежливость:
Ребята, у меня к вам вопрос.
-Как вы думаете, для чего человеку нужны руки? (ответы детей – разные).
- А можно с помощью рук общаться?
- Да
- Какими бывают наши руки? (ответы ребят).
- А злыми бывают руки?
- (ответы детей)
Задание:
Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать?
- Они теплые, нежные, ласковые, добрые, мирные.
- Что еще можно сказать?
- Может ли человек обидеть другого, если у него такие добрые руки?
- А какие руки бывают, когда они злые?
- Холодные, колючие, вредные, плохие.
- Могут ли руки помочь подружиться?
- Да.
Пусть тепло ваших рук передается друг другу, согревает сердца и души, делает их добрее.
А теперь мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. Мы посетим АЛЛЕЯ ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ, поплывем по МОРЮ ДОБРЫХ ДЕЛ, доберемся до удивительного ОСТРОВА СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ и даже побываем в ЗАЛИВЕ ВРЕДНЫХ СОВЕТОВ.
- Ну что, ребята в путь?!
( открывается доска, там прикреплены сердцевинки цветов).
- Итак, ребята, мы с вами на аллее. Здесь много цветов, у них свои названия (читают). Но почему-то на их стеблях отсутствуют лепесточки. Видимо, неожиданно поднялся ураган, который в одну секунду сорвал лепестки. Эта аллея необыкновенная, цветы необычные, а значит и лепестки тоже. Лепестки – это вежливые слова, они все здесь (собраны на подносе). Из них надо выбрать для каждого цветка свои лепестки.
- Мне нужны помощники, ведь мы не оставим их в беде, правда?
(5 человек по очереди) выходят и выбирают лепесточки и прикрепляют его на подходящий цветок.
(Нарисованы сердцевины цветов, лепестки – вежливые слова, прикрепляются с помощью английских булавок или скотча). Ребята читают стихи о вежливых слова
Ведущий:
Мы погуляли по аллее, помогли цветам обрести их красивый наряд благодаря вежливым словам, а знаете вы их очень много, молодцы! Посмотрите на свой труд, какими красивыми стали наши цветы. Спасибо вам! (можно еще раз хором прочитать все слова)
Вежливость:
Ребята, вы убедились, что с помощью вежливых слов вы можете многое. Сейчас и я хочу воспользоваться волшебной силой вежливого слова – слова «пожалуйста». А заодно проверим вашу внимательность. Хорошо?
Правило такое: я буду давать вам команды, а вы их будете выполнять лишь в том случае, если услышите это слово – пожалуйста.
- Поднимите, пожалуйста, обе руки вверх!
- Помашите, пожалуйста, правой рукой!
- А теперь левой. (А разве я сказала «пожалуйста»).
- Опустите, пожалуйста, руки.
- Широко откройте ротики.
- Закройте, пожалуйста, глаза.
- Откройте, пожалуйста, глаза.
- Пожалуйста, помашите левой рукой.
- Давайте дружно похлопаем в ладоши
- Потрогайте, пожалуйста, кончик носа своего соседа.
- Пожалуйста, встаньте.
- Сядьте, пожалуйста.
- Ну а теперь, пожалуйста, дружно скажем, друг другу «спасибо».
Благодарю вас!
Вежливость:
Посмотрите, ребята, гуляя по аллее вежливых слов, пока я проводила с вами игру на внимательность, мы незаметно вышли на берег моря. А что это за море? Как оно называется? Это море Добрых Дел. (Заставка на компьютере).
- А вы любите делать добрые дела?
Ведущий:
- А какие добрые дела вы можете сделать …для своей мамы, для друга, для одноклассника, для учителя?
- Быть добрым человеком просто, если добро делать от души от души, искренне и нужно помнить: (слова на экране), читаем.
Чтобы ты не делал, ты всегда должен помнить, что живешь на свете не один.
Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи.
Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой.
Будучи вежливым, не забывай о такте.
Но ситуации бывают разные. Давайте посмотрим.
Ситуация 1. (инсценировка).
Нарядная женщина входит в автобус, увидев её, рядом поднимается мальчик.
- Садитесь, пожалуйста!
- Ну что ты, спасибо, не надо.
- Садитесь, пожалуйста, садитесь. Я всегда пожилым людям уступаю.
В чём не прав мальчик? (Ответы детей: указывать, подчёркивать на возраст женщины нетактично).
Ситуация 2.(инсценировка)
Две девочки, проходя мимо мальчика, рассыпали яблоки из пакета. Наклонились, собирают. Мальчик, внимательно наблюдая, говорит: «Вон там поднимите, пожалуйста, за стул закатилось одно».
В чем в этой ситуации заключается ошибка мальчика? А как бы вы поступили?
(Ответы детей).
Ведущий:
Ребята, за делами мы не заметили, как на морском горизонте появилось что-то. Земля! Это остров сказочных героев.
- Что это? Куда это мы попали?
- В театр. Да-да, это театр папы Карло!
- Наверное, именно здесь мы сможем встретиться со сказочными героями., а чтобы это сделать, необходимо закончить стихи, которые прочтёт нам наша одноклассница.
Дядя Саша огорчён, рассказал он вот о чём:
- Видел Настю я на улице сейчас,
Настя – славная девчонка,
Настя ходит в первый класс.
Но давно уже от Насти,
Я не слышал слово…
Дети хором – ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Слово-то какое, очень дорогое.
Встретил Витю я, соседа,
Встреча грустная была,
На меня он «как торпеда»
Налетел из-за угла.
Но представьте – зря от Вити
Ждал я слова…
Дети хором – ИЗВИНИТЕ!
Слово-то какое, очень дорогое.
Он про внучку говорил. Экая досада,
Я портфель ей подарил, вижу очень рада.
Но нельзя ж молчать как рыба,
Ну, сказала бы…
Дети хором – СПАСИБО!
Слово-то какое, очень дорогое.
Ведущий:
Молодцы!
Спасибо, ребята, я думаю, вы вправе войти в театр и встретиться со сказочными героями.
Сценка «Мальвина – Буратино»
Мальвина:
Здравствуйте, ребята!
Буратино (бурчит себе под нос, стоя вполоборота к классу).
Здравствуйте!
М: Что ты такой невеселый, Буратино?
Б: Невеселый, и все. А тебе что от меня надо?
М: (обидчиво). Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь?
Б: А что я тебе такого сказал?
М: Ничего особенного ты мне не сказал, но ты так со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.
Б: Вот еще, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!
М: Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже с папой Карло!
Б: Подумаешь - тон! Может быть, я иногда говорю немного громко или капризно. Зато я хороший товарищ, веселый, помогаю всем, люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу, Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю! Я, конечно, засмеялся и спросил его: «Ну, как посадка прошла?»
А он обиделся и ушел. И что плохого я ему сказал? А разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят. Вон как они сами говорят. Есть такие, которые даже обзывают друг друга грубыми словами, дразнятся. Давайте не будем думать, кто хуже себя ведет, а просто станем все лучше. Хорошо я придумал, Мальвина?
М: Очень хорошо, Буратино. Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на сердце, от злого - дружба может разрушиться. Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит».
Беседа по сценке.
Вежливость:
- Попробуйте объяснить, почему обиделся Пьеро?
- Почему ему не приятна шутка Буратино?
- Как стать внимательным и вежливым в общении?
- Мальвина заслуживает уважения? Почему? (Она учит детей).
- А вы помните какую пословицу сказала Мальвина? ( Слово лечит, слово и ранит).
- А вы знаете пословицы и поговорки о вежливости, а значит о доброте?
Дети рассказывают (возможные варианты):
Возле людей живи и ума набирайся.
Всегда и всюду будь лицом к люду.
Держи с народом связь – не ударишь лицом в гряз.
На добрый привет – добрый ответ.
Доброе творить – себя веселить.
Доброе дело два века живет.
Без добрых дел нет доброго имени.
Баба-Яга:
А-а-а, играете, развлекаетесь. А меня забыли пригласить? Или не захотели? Я что, не подхожу для вашей компании? А ведь я тоже много знаю и многое могу рассказать о правилах поведения, дать вам советы.
Вежливость:
Ребята, судя по нашей гостье, мы с вами оказались в Заливе вредных советов.
Ну что ж, ребята, дадим Бабе-Яге слово, пусть она поделится своими советами, может они нам пригодятся?
Дети хором: ДА-А-А!
Баба-Яга:
Если ты пришёл к знакомым,
Не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», « спасибо»
Никому не говори!
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
Вежливость:
Какой кошмар! Прекратите немедленно!
Ведущая:
Погодите, Ваше Величество! Ведь мы с Вами воспитанные люди, дадим ей высказаться, а ребята сами решат, воспользоваться советами Бабы-Яги или нет.
Баба-Яга:
Если твой сосед по парте
Стал источником заразы,
Обними его – и в школу
Две недели не придешь.
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Ведущий:
- Ну, всё, хватит. Даже нашему терпению пришёл конец. От таких советов один только вред. Воспользуемся мы советами Бабы – Яги?
Вежливость:
- Вы, ребята, когда-нибудь пробовали так себя вести?
- Как вы думаете, окружающим вас людям может понравиться такое поведение?
Ответы детей: Конечно, нет.
- И это радует, молодцы…
- Вот видишь, уважаемая бабушка, какие у нас одноклассники. Я думаю, что вам не место среди нас , если не исправитесь.
Баба-Яга:
- Я готова, но как? Ведь я всегда так себя вела, вот уже как триста лет.
Вежливость:
- Ну что ж, ребята, примем её к себе на перевоспитание, хотя это очень запущенный случай?
(Отвечают дети)
- Ну да ладно.
Ведущий:
- А чтобы ты быстрее научилась вежливости, мы сейчас вместе составим правила, т.е. кодекс вежливого человека. (на экране)
Вежливый человек:
Внешне приятен, имеет чувство собственного достоинства.
Ценит достоинство другого человека.
Не хвастается своими успехами.
Не обидит слабого.
В разговоре старается меньше говорить о себе, умеет слушать другого.
Не мстителен, не злопамятен.
Стремится к самосовершенствованию.
Высокомерию предпочитает скромность.
- Если выполнять эти советы, тогда всем, кто рядом с нами, будет тепло и радостно. А вам, ребята, понравилось наше занятие?
- Кому не понравилось, потопайте ногами, а кому понравилось, похлопайте в ладоши! Начали.
Учитель: А теперь, как вежливые ребята, что мы скажем нашим друзьям? (Спасибо)
Добрые слова – это цветы человеческой души, и не скупитесь раздавать эти прекрасные цветы окружающим. Возьмите ладошки и напишите на них слова-комплименты для своих друзей. Прикрепим наши ладошки к солнышку, теперь они его лучики. Это солнышко-доброта, и только от нас зависит, будет оно светить ярко, согревая окружающих своим теплом, или спрячется за тучку грубости, зла, обиды. Каждый раз смотря на солнышко, помните: Вежливость ничего не стоит, но много приносит.
- Что нового вы узнали сегодня?
- Что вспомнили?
А теперь давайте встанем и дадим друг другу клятву: (на экране появляются слова)
Клянемся вежливыми быть.
Всегда спасибо говорить.
Добрый день и до свидания,
Нет в мире лучше звания.
Клянемся добрыми мы быть,
А лень и грубость позабыть.
Учиться этикету, науку помнить эту.
Клянемся добрыми мы быть !!!
Звучит песня «Если добрый ты» из мультфильма «Кот Леопольд»(поём)
|
|
|