Главная страница

Классный час «Шагаа Новый год»


Скачать 89.45 Kb.
Название Классный час «Шагаа Новый год»
Дата 25.02.2016
Размер 89.45 Kb.
Тип Классный час

Классный час «Шагаа - Новый год»

Цели:

- познакомить с традициями и обычаями празднования Шагаа в Туве

- формирование уважения к обычаям и традициям своего народа

- воспитание культуры общения

Оборудование классного часа: тувинские национальные блюда, тувинская национальная одежда, белый кадак, кажык, можжевельник, пиала.

Ход классного часа

  1. Организационный момент.

Учитель: в старой Туве наиболее древним было счисление времени фазы Луны. В середине зимы ламы называли день Шагаа, пользуясь специальными книгами «счетчиками» - санакчы.

Шагаа – традиционный, самый значительный календарный праздник тувинцев, праздник в честь благополучного исхода зимы, это встреча весны, Нового года и проводы старого года.

Шагаа – самый популярный и широко отмечаемый в республике праздник. В Туве этот древний праздник был возрожден в начале 90-х гг. XX века.

Шагаа – это время очищения, символ чистоты, честности, добра и счастья. Готовились к празднику с осени. Каждая семья готовила мясные продукты: үүже, хырбача, тырткан; молочные продукты: ааржы, чөкпек, курут, быштак, саржаг.

Перед наступлением праздника в домах (юртах) наводят чистоту (скидают старые вещи) и готовят новогодние угощения, состоящие из традиционных блюд белого цвета (молочные продукты) и из мяса. В эти дни принято нести людям добро, теплые пожелания, а главное – просить прощения за те неблаговидные поступки, которые человек совершал в течение года.

Шагаа – это всеобщее, всенародное, желанное торжество. Люди всегда в это время духовно обновлялись.

Освобожденный от всякой работы, человек весь уходил в ласковые речи, в радушное гостеприимство и угощение.

Праздник начинается с жертвенного костра (саң салыр). Костер зажигает старейшина аала (юрты). После приходили в юрты и угощали друг друга, дарили подарки. Ходили в гости, играли в разные игры, проводили соревнования. Для спортивных состязаний готовили лук, стрелы, бараньи кости (кажык) и музыкальные инструменты. Особой популярностью пользовались подвижные, спортивные, проходившие на открытом воздухе игры – состязания – адаан – мөөрей.

Почетными становились сказители. В день праздника особым уважением пользуется пастух, клали в его сумку самое вкусное. Человеческие сердца расцветали и наполнялись взаимной дружбой и благоволением.

Хоть молодых спроси,

Хоть старика

Нет радостнее праздника Шагаа

Никто не спит предпраздничною ночью.

Не сыщешь тихой юрты

Все хлопочут,

Светильники и свечи зажигают

О прошлом и будущем гадают.

Выступления подготовившихся учащихся:

1 ученик

Белый месяц – Шагаа.

Шагаа – один из самых жизнерадостных праздников тувинцев. Подготовка к нему начинается с осени. Надои молока обильные, в это время года запасают впрок молочные продукты – ааржы, курут, ээжегей (сушеный творог), саржаг (топленое масло), чөкпек (пакла, остаток после топленого масла), в него добавляют для заготовки мясных продуктов.

В праздничные дни приветствовали друг друга по особенному, обряд называется «чолукшуур», «здороваться» с хорошими пожеланиями.

Есть два вари анта толкования слова «Шагаа» у монголов и бурятов этот праздник называется «Цагаан Саар» - белый месяц, Ак ай по-тувински.

Если выйти в степь зимней ночью, в полнолуние, то увидишь, как всю землю заливает ровный, белый свет, степь бела, как молоко. Может от того появилось это название – Белый месяц.

2 ученик. «Саң» - жертвенный костер.

Одним из наиболее торжественно – таинственных моментов праздника является зажжение жертвенного костра. Древний ритуал «Саң салыры» является освящением всего праздника, своего рода напутствием, благопожеланием. Костер складывается накануне – обычно на горе, расположенной вблизи от зимней стоянки. Жители аала рано утром отправляются к горе, обряд «Саң салыры» обычно совершает старейшина аала. Он кладет в костер разные продукты. Пока горит костер, старейшина говорит благопожелания – (йөрээл) просьбы к Матери – природе о том, чтобы в Новом году все было хорошо – обильны дожди, выдался урожай, не было болезней и у людей был достаток.

3 ученик. Подношение духам.

Земля, Небо, Вселенная – весь мир, окружающий человека, населен духами. Они охраняют, оберегают людей, кочевья, наши родные места.

Поэтому мы поклоняемся духам, делаем им подношения. Обязательны подношения в праздничные дни, а в Шагаа – на смене старого новым – им придается особенный смысл. Этот обычай соблюдают и в наше время.

Викторина «Шагаа»

  1. Что означает обряд «Саң салыры», проведение которого считается обязательным в дни Шагаа?

  2. Почему загнуты носки тувинской национальной обуви идик?

  3. Почему нельзя дарить свой пояс – кур – другим людям?

  4. Как называется мягкая детская обувь из шкур, которую обычно носят самые маленькие дети, ещё не умеющие ходить?

  5. Сколько пуговиц должно быть на традиционном тувинском тоне?

  6. Что такое «узел счастья»?

  7. Назовите имена девушек – борцов – героинь тувинских народных сказок?

  8. Что такое «Великий шёлковый путь»?

  9. По какому курсу уйгуры приобретали шёлк у китайцев в XVIII веке?

  10. Кому скифы приносили в жертву лошадей и почему?

Ответы викторины «Шагаа»

Ответ на вопрос № 1. «Саң» - жертвенный костер.

Одним из наиболее торжественно – таинственных моментов праздника является зажжение жертвенного костра. Древний ритуал «Саң салыры» является освящением всего праздника, своего рода напутствием, благопожеланием. Костер складывается накануне – обычно на горе, расположенной вблизи от зимней стоянки. Жители аала рано утром отправляются к горе, обряд «Саң салыры» обычно совершает старейшина аала. Он кладет в костер грудинку и лопатку барана, чөкпек и топлёное масло, зажигает артыш. Пока горит костер, старейшина говорит благопожелания – (йөрээл) просьбы к Матери – природе о том, чтобы в Новом году все было хорошо – обильны дожди, выдался урожай, не было болезней и у людей был достаток. Между двумя жердями протягивают верёвку и каждый из участников обряда повязывает на неё белую ленточку – чалама, нашёптывая сокровенные желания.

Ответ на вопрос № 2. Идики «смотрят» вверх – навстречу солнцу

Бабушка рассказывала мне, что носки тувинской обуви «смотрят» вверх навстречу Солнцу – матери, согревающей землю и все живые существа. Загнуты они ещё и потому, что тувинцы бережно относились к Природе – нельзя убить, случайно наступив, даже муравья. Загнутые носки обуви показывали и уважение нашего народа к Земле, которой, считалось, нельзя причинять боль. Помню, бабушка моя напевала: «Нежную травинку не сомнут мои вышитые идики. Навстречу Солнца смотрят мягкие тёплые идики». Ещё помню, что на бабушкинском нарядном негей – тоне – самом тёплом тувинском тоне из шкур взрослых баранов, не крытом тканью – было девять (9) серебряных пуговиц.

Ответы на вопросы 3, 10. Душа человека – в поясе.

По традиционным представлениям тувинцев в поясе у каждого человека находятся его жизненная энергия или душа – сүнезин. Поэтому его нельзя дарить другим людям. Кроме того, запрещается перешагивать через пояс, класть его куда попало. Пояс был достаточно длинным, его несколько раз оборачивали вокруг талии. Причём концы пояса не должны свободно болтаться или завязываться в бант. Обязательно затыкали концы пояса, чтобы он образовал собой «круг без начала и конца», поэтому запрещалось и подшивать края. Пояс и шапка особо почитались не только тувинцами, но и другими кочевыми народами Центральной Азии. Если хотели лишить человека покровительства богов, то снимали с него шапку и пояс.

Скифы приносили лошадей в жертву солнцу. Ещё «отец истории» Геродот сообщал об одном из скифских племён: «Из богов они чтут только Солнце, которому приносят в жертву лошадей. Смысл жертвы этой тот, что быстрейшему из всех богов подобает быстрейшее животное».

Ответ на вопрос № 4. Бопук шили малышам.

Первую обувь – «бопук» - шили ребёнку, когда он начинал ползать. Бопук имеет вид чулка, сшитого из одного или двух кусков войлока. Различий для мальчиков и девочек нет, бопук надевали малышам вместе с распашенкой «чучак» или первым тоном без пояса.

Ответ на вопрос № 5, 6 Превращение «дошка»

«Узел счастья» переводится как «өлчей удазыны». Это очень красивый и популярный тувинский орнамент. «Узел счастья» состоит из двенадцати линий, которые имеют обобщающие название «хорлуу», каждая в отдельности называется в честь животного из восточного календаря. Первая линия – «мышь», вторая – «корова» и т.д. «Узел счастья» также украшает верхнюю часть национальных шапок, в этом случае называется «дошка» и имеет объёмную форму. Если снять «дошка» с шапки и, ослабив узлы, разгладить, то она превратится в «өлчей удазыны».

На тувинском тоне должны быть четыре пуговицы. Одна на воротнике, две пуговицы нашивают у ворота, а четвёртую – под проймой правого рукава.

«Узел счастья» на серёжках.

В Туве «узел счастья» появился с распространением буддизма, и является символом бесконечного счастья. Есть поверье что «өлчей удазыны» приносит счастье, удачу, поэтому этот орнамент часто используют. Его можно увидеть на одежде, им украшают ювелирные изделия, особенно – серьги.

Ответ на вопрос № 7. Сказочные девушки – борцы.

В тувинских сказках часто встречаются героини – богатыри, которые могут поднять и тяжёлые сумы, и осилить в схватке мужчин – борцов. Сказочные девушки-борцы: Бора-Шээлей из сказки «Бокту-Кириш и Бора-Шээлей», Аваа-Чечен из сказки «АлдынЧаагай», Алдын-Сарала, Эге-Дугураан Тойлу-Будук из сказки «Конгар-Бодай», Уран-дангына из сказки «Далай-Байбын-Хаан», Торгу-Чүзүн из «Хөөкүй-Кара», Куу-Ногаан героиня сказки «Бораадай-Мерген».

Ответ навопрос № 8. Путь для шёлковых караванов

Великий шёлковый путь – караванная дорога из Китая в страны Средней и Передней Азии. Великий торговый путь шёл из Ланьчжоу в Дуньхуан, где раздваивался: северная дорога шла в Ферганскую долину, а южная, пересекая горные хребты Памира, вела в Индию и на Ближний Восток. Главным предметом торговли был китайский шёлк, высоко ценившийся на Западе. На рубеже I и II веков в Китай и из Китая ежегодно отправлялось несколько посольств, сопровождавшихся большими торговыми караванами. В VII-X веках международное значение Великого шёлкового пути усилились – установились связи с Византией и арабами. В XIII-XIV веках шёлковый путь играл большую роль, соединяя воедино отдалённые районы огромной Монгольской империи. С XV века в связи с развитием морского сообщения Шёлковый путь начал терять своё занчение и постепенно пришёл в упадок.

Ответ на вопрос № 9. О наглых уйгурах и хитрых китайцах.

Из книги «История Тувы» (ч.1). Уйгурцы активно торговали с Китаем. Они поставляли в Китай лошадей, меха, а обратно везли предметы роскоши и шёлк. Китайские источники говорят, что «уйгурцы сделались очень наглы». В 758 году за каждую лошадь требовали 40 кусков шёлка, а лошадей приводили всё больше слабых, негодных к использованию. Наконец, привели 10000 лошадей. Китайский император смог купить лишь 6000 лошадей из них, отдав в уплату 240 тысяч кусков шёлка. В сатирическом стихотворении китайского поэта Бо Цзюя описана меновая торговля с хитрыми уйгурами, которые получали за лошадь 50 кусков шёлка, а не менее хитрые китайцы стали сбывать им шёлк всё более худшего качества, а ширина ткани становилось всё уже и уже.

Выступление учащихся

Шагаавысты байырлаалы!

+гбелерниё сагып чораан

+=р\шк\л\г байырлалы,

Чаа чылдыё каастакчызы

Шагаавысты байырлаалы.

Чаа чыл-биле! Курай! Курай!

Шагаавысты байырлаалы!

Удур-дедир чолукшужуп,

Улуг-бичии м==рейлешсин!

Хартыга дег караёнадыр

Кадыр дагдан эстедиили!

Чаа чыл-биле! Курай! Курай!

Шагаа дойну байырлаалы!

Тевектен теп, кажыктаалы,

Дегийт д\рген багдан кагаал!

Пашта д\лген ужа-т=ш чип,

Бардамнажып маргыжаалы!

Чаа чыл-биле! Курай! Курай!

Шагаа дойну байырлаалы!

Кедергей-ле солун оюн

Хендирбени шанчааалыёар!

Чодаларны чара долгап

Чонувусту кайгадыылы!

Шагаавыстыё чаёчылдарын

Чалыыларга дамчыдаалы! (Кара-Кат Ооржак)

/легер домактар

Кижини багай дивес

Кидисти чуга дивес

Ыштыг-даа бол == херек

Ырак-даа бол эжи херек

Сеткилдиё чаражы – эптии,

Чечек чаражы – шеёне

Д=ёг\р =г дээш ойба

Т=релиё-биле таныш.

Ада т==г\з\ - алдын

Ие т==г\з\ - м=ёг\н.

Оюн-тоглаа м==рейи.

Алдан ала т=нген болза

Алаак сыёмас туру деп бе?

Хала-дуёма т=нген болза

Аал сыёмас олур деп бе?

Ууртайларга баар болза

Ужа салыр, т=ш-ле салыр

Чоодурларга баар болза

Чода салыр, кыры салыр

/ст\\-Д=рг\н чуртумайда

/ем-даа бар, чергем-даа бар

/нген-кирген чонга сунар

/\ргене, ч=кпээм-даа бар

Д=ртен ала т=нген болза

Д=рг\н сыёмас туру деп бе

Д=рг\-т=рел т=нген болза

Д=р-ле сыёмас олур деп бе?

+рг\н чонга =рг\п сунар

+ремелиг шайлыг сен бе?

+рг\н-чонну киириптер

+регелиг =гл\г сен бе?

Улуг –Д=рг\н чуртумайда

Угбам-даа бар,честем-даа бар

Улус чонга =ргуп сунар

Уургайда тарам-даа бар.