|
Классный час, посвященный Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей. … этот маленький ад
МКОУ «Заманилкинская ООШ»
Классный час, посвященный Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей.
… этот маленький ад,
обнесённый колючей проволокой…
(Узникам фашистских лагерей посвящается)
Учитель: Рейбандт Галина Николаевна
Учитель немецкого языка
МКОУ «Заманилкинская оош»
2015 год
Цель : - информировать учащихся о направленности фашистских концлагерей, о трагической доли узников концлагерей;
- пробудить уважительное отношение к исторической памяти своего народа.
Задачи:
- формировать у подрастающего поколения активную жизненную позицию, патриотическое сознание;
- повышать интерес обучающихся к историческому прошлому страны;
-познакомить обучающихся с идеологией и проявлением фашизма в годы Великой Отечественной войны;
- формировать умение вести исследовательскую работу с историческими документами и художественными произведениями;
Оборудование: презентация, видеофильмы.
Учитель:
(на фоне Звучит Реквием Лакримоза Моцарта).
Вспомним всех поименно
Горем вспомним своим….
Это нужно – не мертвым,
Это надо – живым.
Вот уже 70 лет отделяют нас от окончания Великой Отечественной войны. Однако из памяти человечества не изгладились и никогда не изгладятся чудовищные преступления немецко-фашистских захватчиков. Нельзя без боли вспоминать о зверствах фашистов, которые замучили, расстреляли, задушили в газовых камерах миллионы людей.
Каждый год накануне праздника Победы мы чтим память тех, кто не пожалел своей жизни ради будущего своего народа, т.е. ради нас. Когда мы вспоминаем о ВОВ, на сердце возникает ощущение горечи и страдания.
Каждому выпала своя ноша в той войне, кто-то защищал Родину и погибал в бою, кто-то подрывал дух врага из тыла, а кому-то было суждено пройти через нечеловеческие испытания в лагерях смерти.
И сегодня будем говорить о концлагерях, в которых погибали Советские люди… . Вспомним о тех, кто был замучен в тюремных застенках фашистских концлагерей….Узникам фашистких лагерей посвящается.
1-й ведущий. Даже сейчас, спустя десятки лет, не удалось залечить всех ран, причинённых войной. Трудно осознать, что творили фашисты в лагерях смерти.
11 апреля ежегодно отмечается Международный День освобождения узников фашистских концлагерей. (слайд 1).
Учитель: (слайд 2) Начиная с 1933 года в нацистской Германии появляются концентрационные лагеря, "лагеря смерти", "фабрики смерти". Во время 2-й мировой войны лагеря были созданы и на территории Восточной Европы, в основном в Польше, а также на территории стран Балтии, Белоруссии, на других оккупированных территориях. Лагеря создавались для массового уничтожения европейских евреев, а в дальнейшем и других, как считал Гитлер, "неполноценных" народов. Дискриминационная политика по отношению к евреям началась с 1 апреля 1933 года – их начали увольнять из государственных учреждений, а с 15 сентября 1935 года новый закон положил конец равноправию евреев в Германии.
3 слайд – кадр из видеофильм «Пианист».
Учитель: Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек. У каждого немецкого офицера была при себе книжечка, содержащая "12 заповедей в обращении с русскими", в которой, в частности, говорилось: "Вы должны осознавать, что являетесь представителем великой Германии. В интересах немецкого народа вы должны применять самые жестокие и самые безжалостные меры. Убивай всякого русского. Не останавливайся, если перед тобой старый человек, женщина, мальчик или девочка"
2 ведущий: События и факты истории концлагерей являются лишь фоном для понимания того, где, когда и в каких условиях в силу трагических обстоятельств оказались советские люди. Их имена и судьбы большей частью неизвестны. Но все они были солдатами и участниками той страшной войны и заслуживают свою толику памяти. (слайд 4)
Концлагеря - это жутко… Надежная система охраны не оставила ни единого шанса заключенным. Сбежать было практически невозможно. (слайд 5-7)
(Музыка «Бухенвальдский набат).
Ученик 9 класса:
Свидетельство очевидца:"...примерно в середине октября нас, более 2000 человек, погрузили в железнодорожные вагоны и повезли в неизвестном направлении. Мы не получали никакой пищи. В вагонах было тесно и душно. Многие товарищи умерли от недостатка воздуха, тесноты и голода. ... Нас выгрузили в Веймаре, и оттуда эсэсовцы погнали нас по дороге в лес, на гору. По пути нас поносили и били дубинками. На нас натравливали собак. Товарищей, которые отставали, немедленно расстреливали. Обочины дороги были устланы трупами. ... К вечеру мы подошли к концлагерю Бухенвальд. ... нас разместили в деревянных бараках, которые были отделены от остальной территории лагеря изгородью из колючей проволоки. Но в бараках не было ни стульев, ни кроватей; нам не дали ни матрацев, ни одеял".
1 ведущий: (слайд 8-12) Особой жестокостью к узникам отмечался лагерь "Бухенвальд", его называли лагерем смерти.
Бухенвальд (пауза). Немецко-фашисткий лагерь. Создан в 1937 году в окрестностях города Веймара. За 8 лет около 239 тысяч человек были узниками этого лагеря. Всего в Бухенвальде было замучено 56 тысяч человек. Цель лагерной системы было наибольшее уничтожение количества заключенных путем доведения их до смерти.
В лагере человек терял свое имя и фамилию. Он получал порядковый номер, арестантскую полосатую одежду.
Одним из способов уничтожения узников была система так называемого лагерного питания. Узники не всегда получали даже мизерную порцию пищи. Их постоянно обкрадывали.
Узники работали по 16 часов в сутки. Запрещались любые перерывы.
Смерть витала повсюду, о ней напоминало буквально всё: удушливый дым крематория, выстрелы, пытки и издевательства.
Крематорий – был самым страшным местом в лагере, обычно туда приглашали заключенных, под предлогом осмотра у врача, когда человек раздевался, ему стреляли в спину. Таким образом, в Бухенвальде были убиты многие тысячи узников.
2 ведущий: В Бухенвальде проводились медицинские опыты. В основном занимались разработкой противотифозной вакцины, при этом использовали людей в качестве подопытных кроликов. Людей оперировали без наркоза, удаляли им половые органы. Заключенные проверялись на способность выдерживать низкое атмосферное давление и низкие температуры организма. Некоторые убивали заключенных посредством инъекций фенола в сердце. Также проводились и другие эксперименты: опыты по заражению лихорадкой, оспой, паратифом, дифтеритом. Экспериментировали и отравляющими веществами. Карл Кох был комендантом лагеря, но особой извращенность выделялась его жена – Ильза Кох. В лагере её боялись больше самого коменданта. Она постоянно наносила удары плетью заключенным, травила на них овчарку, но особенно она интересовалась татуировками на коже заключенных. Из которой потом делали разнообразную домашнюю утварь. Был только один надежный способ не попасть ведьме на абажур – изуродовать себе кожу или умереть в газовой камере.
Для неё было удовольствием переписываться с жёнами заключенных и давать им советы, как превратить человеческую кожу в экзотические переплеты книг, абажуры, перчатки или скатерти для стола.
1 ведущий. Лагерные ворота с надписью «Каждому свое» и колючая проволока сохранились до сих пор. Теперь это вход в Музей памяти Бухенвальда. (Слайд 9). На сотнях квадратных метров всего несколько построек. Санчасть, где нацисты проводили эксперименты над заключенными, сторожевые вышки, оружейная мастерская и крематорий - вот все, что осталось от лагеря смерти. На месте бараков, где жили тысячи узников, теперь поле и камни с номерами: блок 3, блок 5, блок 17.
Концентрационные лагеря - это место, где массовое убийство было поставлено на конвейер. (Слайд 10)
Крематорий был самым страшным местом в лагере. (Слайд 11)
Ученик 9 класса:
Свидетельство очевидца:
1. « Через громкоговоритель даются приказания: всем надо сдать вещи и одежду, даже костыли и очки... Ценные вещи и деньги сдать в окошко с надписью: «Драгоценности». Женщин и девушек направляют к цирюльнику, который двумя взмахами ножниц срезает им волосы, набиваемые в мешки из-под картофеля ...Потом начинается марш... Но большинство уже начинает догадываться, какая судьба им уготована. Ужасная, всепроникающая, вонь обнаруживает истину. Они подымаются по нескольким ступенькам — и уже видят непредотвратимое. Нагие матери, онемев, прижимают младенцев к груди. С ними масса детей всех возрастов — все нагие. Они медленно все продолжают двигаться безмолвно по направлению к камере смерти. «Наполнить до отказа!»—командует комендант лагеря.. Голые люди наступают друг другу на ноги. Семьсот-восемьсот человек... Двери замыкаются. Оставшиеся ждут своей очереди. Ждут голыми зимой.. Включают подачу газа... Но дизель не действует. Проходит 50 минут... 70 минут... А люди в камере стоят. Слышен их плач… Наконец, через 2 часа и 49 минут, дизель начинает работать. Проходит 25 минут. Многие уже мертвы — это видно через глазок... Через 28 минут некоторые еще живы... Дети умирают последними. Спустя 32 минуты мертвы все... С другой стороны рабочие отмыкают двери. Мертвецы стоят, как базальтовые столбы — им некуда упасть. И после смерти еще можно распознать семьи—они стоят, прижавшись друг к другу и держась крепко за руки. С трудом только удается отделить тела, чтобы очистить место для следующей партии…» Таким способом в Бухенвальде были убиты многие тысячи узников.
2 ведущий. Главной целью фашистов в лагере было уничтожение человеческого достоинства, превращение людей в животных. Для этого часто перед строем заключенных фашисты устраивались пытки и издевательства над красноармейцами.
Ученик 9 класса:
Свидетельство очевидца:
«Главный палач под улюлюканье и звериный гогот соучастников преступления вывел на плац красноармейца женщину-майора. Он многократно отдавал женщине по-русски строевые воинские команды: «направо», «кру-гом», «нале-во», требуя их немедленного и четкого выполнения. Ожидая, что женщина будет умалять о пощаде, нас всех заставляли на это смотреть, под страхом смерти нельзя было даже отвести взгляд. Явно насытившись своими издевательствами, он затем обратился к своей жертве с вопросом: «Зачем ты это сделала?». Что именно она совершила мы так и не узнали, но в ответ она громко сказала, что действовала в интересах своей Родины. Услышав такое, взбесившийся эсэсовец наотмашь ударил женщину в лицо, цинично сказав: «Это за твою Родину!» Сохраняя поразительную стойкость, майор приблизилась к палачу, плюнула ему в лицо, заявив при этом: «А это за твою родину!». Палач был в бешенстве. Женщину-майора сожгли заживо».
1 ведущий: В концлагерях совершались различные насилия и истязания над людьми: проводили над ними опыты, например, "эксперименты" по изготовлению мыла из человеческого тела. Известны случаи, когда фашисты, работавшие в лагере, сами душили женщин и детей; мужчин зимой замораживали в бочки с водой; подвешивали заключённых за ноги к столбам и так оставляли их до наступления смерти; плоскогубцами вырывали у женщин ногти, а затем подвешивали их за волосы, раскачивали и стреляли по "движущимся мишеням". Уничтожали фашисты и детей, уничтожали с большим садизмом и жестокостью, чем взрослых. Вот далеко не полный список лагерей и тех зверств, которые совершались за их колючей проволокой …Лагеря смерти: Освенцим, Равенсбрюк, Дахау, Майданек, Бухенвальд, Треблинка, Силаспилс , Лидице, Бабий Яр, Хатынь. (Просмотр фильма1)
Учитель: (слайд 12) Дахау – лагерь на окраине г.Дахау. В Дахау имелись крематорий, газовые камеры, медицинские лаборатории. Осенью 1941 года в лагерь поступили первые эшелоны с советскими военнопленными, большинство из которых были немедленно расстреляны, над другими проводились преступные медицинские опыты. В одном только этом лагере побывало 250 тысяч узников, из них погибло 70 тысяч, в том числе около 12 тысяч советских граждан. Узники работали и днем и ночью, а тех, кто уже не мог работать отправляли в крематорий. У всех пленников отбирались ценные вещи и одежда, даже золотые коронки с зубов. По всем изъятым предметам тщательно велась документация. На таком варварском бизнесе Германия заработала несчетное количество денег. Дети Дахау должно быть, это одно из самых страшных страниц в истории гитлеровских злодеяний. В газовых камерах лагерей уничтожения погибло сотни тысяч детей, некоторые были угнаны фашистами в Германию.
(Слайд13) Маутхаузен (пауза). Создан в июле 1938 года в 4 км от города Маутхаузен в качестве филиала Дахау. В этом лагере находилось 335 тысяч заключенных человек из многих стран мира. Только по сохранившимся записям в лагере было уничтожено свыше122 тысяч человек. В этом лагере в феврале 1945 года был зверски замучен генерал Карбышев.(слайд 14)
2ведущий: (слайд 15)17 февраля 1945 года в 12 часов дня с очередной тысячей заключенных привезли в Маутхаузен Дмитрия Михайловича Карбышева. Его отобрали в особую группу и подвергли садисткой извращенной казни. Не петлей и не газом, не огнем, а водой.
Узникам велели до гола раздеться. При 12-ти градусном морозе, на лютом ветру их держали несколько часов на площади.
Для многих такая экзекуция была невмоготу. Коченели, падали бездыханными. Остальных затолкали под горячий душ. Оттуда - обратно на площадь, под нацеленные брандспойты - леденящий душ «шарко» на морозе.
И опять уцелевших – в баню. А оттуда опять на площадь. Потом немногие очевидцы рассказывали, как… по ледяному катку, сверкавшему всеми цветами спектра – от красного до фиолетового, - метались голые люди… Метались между стеной бани и каменной стеной, силясь подняться, спастись от острых, как жало, струй ледяной воды, бивших из брандспойтов…
2 ведущий: Гоготали, ржали эсесовцы, напором воды сбивая с ног тех, кто еще пытался встать. Один за другим превращались в ледяные изваяния люди. И среди них один седовласый человек, упиравшийся в чернокаменную стену. Он был прикован к стене ледяной цепью, а острые и холодные клювы терзали его иссушенное мукой тело….
Человек этот кричал! Нет, он не проклинал палачей! Он обращался к оставшимся в живых! В последней несломленной гордости, в последних словах своих он был с теми, кто оставался на земле: -Бодрей, товарищи! Думайте о своей Родине, и мужество не покинет вас…
Кто был этот старик, медленно и неумолимо превращавшийся в ледяной памятник? Карбышев! Дмитрий Карбышев! Советский генерал. И были эти слова, передававшиеся из уст в уста, как знамя, как факел в ночи.
1 ведущий: (слайд 16-18). Освенцим – комплекс немецких концлагерей, располагавшийся на юге Польши, около города Освенцим. Был создан в 1939 году по приказу Гитлера. Комбинат смерти; с газовыми камерами, с крематориями, с 12 печами, с 46 ретортами, в каждую из которых сваливали от трех до пяти трупов, сгоравших за 20-30 минут
В лагерях Освенцима содержалось постоянно от 180 до 250 тысяч заключенных. Все лагеря были обведены глубокими рвами и оцеплены густой сетью колючей проволоки, через которую пропускали ток высокого напряжения.
2 Ведущий. Повсюду в бараках можно было видеть крыс, которые объедали трупы и даже набрасывались на умиравших, у коих не было сил с ними справиться. Больные и раненые не получали никакой медицинской помощи и были обречены на вымирание, особенно от эпидемий тифа, дизентерии.7 марта 1945 года на кожевенном заводе Освенцимского лагеря были обнаружены 293 тюка запакованных женских волос общим весов 7 тысяч килограммов. Экспертная комиссия установила, что волосы срезаны со 140 тысяч женщин.
Человеческие волосы перерабатывались в промышленный войлок и пряжу. Из расчесанных и срезанных женских волос вырабатывались для команд подводных лодок ступни чулок из волосяной пряжи. В 1941 году в лагере Аушвиц, входившем в состав Освенцима, был выстроен для сжигания трупов первый крематорий с тремя печами. При крематории была так называемая «баня особого назначения», то есть газовая камера для удушения людей ядовитым веществом «циклон»
В газовых камерах Освенцима ежедневно погибало до 12 тыс. человек. Труппы подвергались утилизации, из них варилось мыло, делались удобрения. Голодные и беззащитные заключённые содержались хуже скота, на них ставились античеловеческие эксперименты.
Учитель: « Гестаповец вынимает револьвер и отходит к окну. Черная дырочка дула глядит мне в глаза.
- Я пристрелю тебя, как собаку, если ты не перестанешь буйствовать,- кипит он.
- Дурак, - отвечаю я. Мне смешно. Я как раз и хочу того, чем он пытается испугать: умереть. Я начинаю рваться изо всех сил. Мне удается ударом ноги опрокинуть стол. Меня хватают за ноги и привязывают их к ножкам стула. Я устаю, и мне опять хочется пить. Выжидаю, когда они от меня отойдут. Пробую опрокинуться вместе со стулом – не удается, очевидно ножки стула вделаны в пол. Что же еще предпринять, чтобы заставить гестаповца сделать выстрел.
- Дай воды,- прошу его.Он быстро подходит и отвешивает мне оплеуху. Я презираю его за этот удар. Я плюю, стараясь угодить ему в лицо, и ругаюсь. Гестаповец вытирает платочком подбородок и, зеленый от бешенства, садится на стол.- Приготовьте иглы, - кидает он в сторону.
Сейчас я в третий раз попаду в чудовищный мир, сотканный из одной боли. Что же… Я познакомлюсь с настоящими пытками. Зарезаться мне не удалось. Умереть от зверских побоев не пришлось. Может быть, сердце само догадается разорваться? Сердце, сердце, зачем ты такое сильное? Все говорили, что ты даешь людям счастье. Какое счастье ты даёшь? Что ты дало в мои двадцать лет? Я стискиваю зубы. Я готов на всё… Я чувствую острый удар в мозг и длинную испепеляющую боль. Что - то черное, удушливое наваливается на меня и стирает во мне все ощущения».
(Просмотр - Вести, затем - видеофильм).
1Ведущий: В июне 1942 года был тяжело ранен, попал в плен и заключён в концлагерь Шпандау известный поэт Мусса Джалиль. Здесь он стал активным участником сопротивления. И когда он видел, что у людей нет больше сил бороться, он начинал читать свои стихи. Его произведения узники заучивали наизусть и передавали друг другу. За участие в подпольной организации поэт был казнён на гильотине 25 августа 1944года в военной тюрьме. В 1956 году Мусса Джалиль посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза. (слайд 19-21)
2 ведущий. Самые обездоленные дети войны – маленькие узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу.
(Слайд 22-25) Саласпилс – лагерь близ Риги. В годы войны в нем было истреблено около 100 тыс. человек. Перед входом в лагерь бетонная стена длиной в сто метров и высотой в 12,5 метра символизирует границу жизни и смерти. Через нее в лагерь смерти вошли тысячи, на свободу вышли лишь десятки. «За этими стенами стонет земля»,- гласит надпись на стене.
Да, земля Саласпилса напоена потом, слезами, кровью. За этой стеной существовала целая система устрашений и наказаний, направленная на то, чтобы «использовать заключенных до полного их истощения».
Ученик 9 класса:
Из воспоминания очевидцев:
В Саласпилском лагере военнопленных тысячи людей находились прямо под открытым небом. Когда мороз сковал землю, люди стали прятаться в вырытых в земле ямах , тесно прижимаясь друг к другу. Многие умирали от голода… На территории концлагеря были построены стационарные виселицы, которые находились недалеко от здания комендатуры, из которой можно было смотреть «спектакль», что и делали не только представители «высшей расы» в блестящих кожаных сапогах, но и дамы в шляпах и белых перчатках. Последнее судорожное содрогание тел, раскачивание трупов на ветру – варвары наблюдали за всем этим, словно за выступлением гимнастов в цирке.
За что их вешали? На мемориальном камне, который стоит там, где была виселица, читаем:«Здесь людей казнили за то, что они были невиновны…Здесь людей казнили за то, что каждый из них был человеком и любил Родину…». Так же безжалостно и хладнокровно гитлеровцы уничтожали заключенных в душегубках.
1 ведущий. На территории лагеря осталась стена детского барака, на которой остались рисунки детей: солнышко, человечек…
Сотни тысяч детей в возрасте от грудного ребенка до 16 лет истребили немцы в лагерях. Они напоминали подбитых птенцов. В глазах испуг. Маленькие старички.Их заставляли работать по 15–20 часов – на лямках возить гружённые разным грузом повозки. Часто приходилось возить трупы. А когда они выбивались из сил, их раздевали догола и обливали холодной водой, били палками.
Им делали впрыскивание какой-то жидкости, давали отравленную кашу и кофе, и от этого в день умирало по 150 человек. На детей немцы не считали нужным тратить боеприпасы, они уничтожали их ударом тупым предметом по голове. В Латвии гитлеровцы уничтожили 35476 детей. В концлагерях было уничтожено 2,5 миллиона детей.
2 ведущий. Что есть у нас, матерей, дороже наших детей? Что есть дороже у любого народа? У любой матери, у любого отца? А кто сосчитает, сколько детей убила война, которая убивает дважды. Убивает тех, кто родился. И убивает тех, кто мог бы, кто должен был прийти в этот мир.
Ученик 9 класса:
Из воспоминаний советских воинов.
Много ужасного пришлось повидать. Только фашисты могли так надругаться над человеком. Война есть война, и гибель воинов неизбежна, но видеть истерзанных стариков, женщин, детей, - страшное зрелище. Сколько погибло от рук фашистов детей, подсчитать невозможно. И невозможно забыть маленькие изуродованные тела… Видеть трупы детей разных возрастов среди расстрелянных стариков и женщин, причем маленькие дети не были расстреляны – они были прижаты к груди матерей и задохнулись уже в могиле.
1ведущий: Невозможно простому человеку, не видевшему войны, представить даже маленькую толику того, что видели дети, оказавшиеся в оккупации. Фашисты рассчитывали, что бесчеловечные условия сломят заключенных не только физически, но и духовно, надеялись превратить узников в покорных рабов гитлеровского режима.
Этого не произошло. Обреченные не склонили головы перед палачами, не пали духом. Они верили, что Советская Армия разорвет цепи неволи и принесет свободу. Эта вера звала в бой. Заключенные – поляки и чехи, немцы и французы, югославы и русские, литовцы и белорусы, эстонцы и латыши – понимали, что их сила в дружбе и солидарности, и как один участвовали в жестокой борьбе не на жизнь, а на смерть.
2ведущий:(Слайд26). Международный женский концлагерь смерти Равенсбрюк, ад, оправдывал свое название: на русский язык его название переводится как "вороний мост". Там, за кирпичной стеной высотой в четыре с половиной метра с проволокой под напряжением шесть тысяч вольт, делали свое грязное дело "медицинские светила" третьего рейха прививали рак, газовую гангрену, рубили ноги, а у детей забирали всю кровь. Никто не мог убежать отсюда, чтобы рассказать, что же творилось за этими стенами. Через Равенсбрюк прошло 132 тыс. женщин и несколько сотен детей из 23 стран Европы. Средняя продолжительность жизни в лагере составляла 9 месяцев. Всего в Равенсбрюке уничтожено 93 тыс. человек, в том числе много детей.
Учитель: Из воспоминаний очевидца немецкого инженера о массовой казни 5 октября 1942 года в Дубно на Украине: “Мы пошли прямо к ямам. Нм никто не мешал. Из-за насыпи доносился треск ружейных выстрелов. Потом подъехали грузовики, в которых находились мужчины, женщины и дети всех возрастов. По команде эсесовца, державшего в руке то ли хлыст, то ли плётку, им пришлось раздеться. Их заставили сложить отдельно обувь, одежду и нижнее бельё. Я собственными глазами видел груду ботинок, в которой было, наверное, восемьсот, а может быть, и тысяча пар, и огромные кучи одежды и нижнего белья.
Люди раздевались без рыданий и криков, а потом собирались семьями, обнимались и прощались в ожидании команды другого эсесовца – тоже с хлыстом, - стоящего на краю ямы. Я пробыл там около пятнадцати минут и за всё это время не слышал ни единой жалобы или мольбы о пощаде. Недалеко от меня стояла большая семья. Мужу и жене было около 50 лет, а детям – год, восемь и десять лет, ещё у них были две взрослые дочери – одной лет 20, а другой, наверное, 24. Пожилая женщина с седыми волосами держала на руках годовалого ребёнка, пела и смешила его. Ребёнок повизгивал от удовольствия. Муж с женой смотрели на них со слезами на глазах. Отец держал за руку десятилетнего ребёнка. Мальчик старался справиться со слезами. Отец показывал на небо, гладил сына по голове и как будто что-то ему объяснял.
В этот момент эсесовец, стоявший возле ямы, что-то крикнул своему напарнику. Тот отсчитал около двадцати человек и приказал им зайти за насыпь. Семья, о которой я только что рассказал, тоже оказалась в этой группе. Я до сих пор помню, как, поравнявшись со мной, стройная тёмноволосая девушка указала на себя и сказала: двадцать три»
1 ведущий: (слайд27) Майданек (пауза). Предместье города Люблин (Польша). Осенью 1941 года здесь был создан один из немецко-фашистских лагерей массового уничтожения людей. В Майданеке было истреблено около 1,5 миллиона человек.
« когда с Майданека налетал ветер, жители Люблина запирали окна. Ветер приносил в город трупный запах. Нельзя было дышать, нельзя было, есть, нельзя было жить. Ветер с Майданека приносил в город ужас. Из высокой трубы крематория в лагере круглые сутки валил черный смрадный дым. Дым относило ветром в город. Над Люблинцами нависал тяжкий смрад мертвечины. К этому нельзя было привыкнуть. Печами дьявола звали поляки печи крематория на Майданеке и «фабрикой смерти».
2ведущий. Находясь постоянно среди такого зверства, насилия, убийств, люди старались не терять присутствия духа. Они верили, что выстоят, что фашизм будет разгромлен, что наступит час освобождения, и как могли приближали эти минуты. В лагерях действовали подпольные организации. Узники тайно добывали информацию о положении на фронтах, распространяли ее среди заключенных, занимались вредительством на производстве, вооружались, совершали побеги, поднимали восстания …За все это узники подвергались жестоким наказаниям. Избитые до полусмерти, они по несколько дней не могли выходить на работу. Но и тогда в душе были горды, что хоть как-то смогли навредить фашистам.
Ученик 9 класса:
«Я вместе с группой заключенных пытался бежать, но не удалось - поймали, посадили в карцер. Почему не расстреляли? А карцер был, по сути, тот же смертный приговор. Девять суток в камеру никто не заходил. На десятый день поставили бак с водой. Все, кто смог, бросились пить. До сих пор не могу забыть, как жадно они пили, а затем громко вскрикивали и в муках умирали. Вы бы видели их глаза... В открытую дверь смотрели надзиратели и смеялись, показывая пальцем на заключенных, скрюченных в смертельной агонии. Я понял, что накидываться на воду нельзя – она отравлена, поэтому отрывал клочки пропитанной потом рубахи, мочил их и высасывал влагу».
Учитель: Выжившим в застенках фашистских лагерей трудно и невыносимо вспоминать все это. Каторжный до изнеможения труд, избиения, издевательства, казни … Как они выжили, выстояли, не погибли? Думается, что просто любили Родину, имели человеческое достоинство.
(слайд 28)Почтим память узников концлагерей минутой молчания, прошу всех встать.
На территории концлагерей были созданы мемориалы, где до сих пор встречаются бывшие узники. С каждым годом их становится всё меньше. Многие из них отказываются делиться воспоминаниями, не позволяют нервы и больное сердце. Мы узнали сегодня об ещё одной стороне той жестокой войны - беспощадном истреблении людей. Через все эти испытания прошёл русский народ . День. когда был поднят флаг над рейхстагом, стал победой над смертью. Об этом нельзя забывать!
Подведение итогов (слайд 29).
Лагеря смерти:
КОНЦЕНТРАЦИОННЫЕ ЛАГЕРЯ – ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
ВСЕ ЛАГЕРЯ ФУНКЦИОНИРОВАЛИ КАК МЕСТА СОДЕРЖАНИЯ И УНИЧТОЖЕНИЯ ГРУПП ЛЮДЕЙ, КОТОРЫХ ФАШИСТЫ СЧИТАЛИ СВОИМИ ПРОТИВНИКАМИ.
ЗАКЛЮЧЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЯЛИ СОБОЙ ДЕШЕВУЮ РАБОЧУЮ СИЛУ, КОТОРАЯ ИГРАЛА ВАЖНУЮ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ ГЕРМАНИИ.
УЗНИКИ КОНЦЕНТРАЦИОННЫХ ЛАГЕРЕЙ ВЫСТУПАЛИ КАК ПОДОПЫТНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ НЕМЕЦКИХ ПСЕВДО УЧЕНЫХ.
Учитель:
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришёл хмельной майор и медными глазами
Окинул обречённых… мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землёю,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжёлый.
Детей внезапно охватил испуг, –
Что кровь детей глотают жадно,
По шее лентой красной извиваясь,
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром гряну. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слёз, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребёнок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складки платья
Ещё не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Всё понял, понял всё малютка.
“Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!” –
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
“Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждёшь?”
И хочет вырваться из рук ребёнок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
“Не бойся, мальчик мой.
Сейчас вздохнёшь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно”.
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
Но испытала, ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя.
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…
|
|
|