Главная страница

Класс Учебник под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. Тема урока "Права человека". Цель: обобщение знаний учащихся о правах человека. Задачи


Скачать 100.3 Kb.
Название Класс Учебник под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. Тема урока "Права человека". Цель: обобщение знаний учащихся о правах человека. Задачи
Л.Н.Боголюбова
Дата 10.03.2016
Размер 100.3 Kb.
Тип Учебник

Урок-обобщение с применением ИКТ

Тема: "Права человека",


«Право касается свободы, самого достойного и священного в человеке, и он сам, поскольку оно для него обязательно, должен знать его»
Гегель, немецкий философ


Класс 7. Учебник под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой.

Тема урока "Права человека".

Цель: обобщение знаний учащихся о правах человека.

Задачи:

  1. Повышение уровня правовой культуры учащихся;

  2. Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, уметь их отстаивать, работать по тексту учебника, излагать "сквозные" вопросы темы урока

  3. Способствовать воспитанию у учащихся умения отстаивать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.

Тип урока: урок обобщение с применением ИКТ.

Оборудование: проектор, компьютер, иллюстрации по теме, выставка книг по данной теме

Предварительная подготовка:  класс разделить на 4 группы, столы сгруппировать как для проведения круглого стола, на столах раздаточный материал для проведения игры; (приложение 1).

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель не сообщает ребятам тему урока и зачитывает стихотворение, по которому учащиеся сами определяют тему урока.

Слайд 1.Учитель. Я – человек, я — гражданин, я должен иметь права.

На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею право на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею право на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею право, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею право, чтобы в небе большом всегда была тишина.
Сформулируйте тему урока.
Слайд 2. Учитель (после учащихся): Тема урока: «Права человека».

Эпиграф. «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» ст. 2 Конституции РФ
Учитель. Мы живем в обществе, и поэтому наша жизнь связана с действующими в нем законами. Что бы человек ни делал, он вступает с другими людьми и даже с государством в определенные отношения, и эти отношения регулируются правом. А что же такое право? Какие права есть у человека? Какими документами они гарантированы? Вот об этом мы с вами сегодня и поговорим.

Учитель. Вторую неделю декабря мы смело можем назвать неделей прав человека. Почему?

Ответы учащихся

10 декабря – 65 лет со дня принятия Всеобщей Декларации прав человека (принята 10.12.1948г. Генеральной Ассамблеей ООН)

12 декабря – 20 лет со дня принятия действующей Конституции РФ (принята 12 декабря 1993г. на всеобщем референдуме)

II. Обобщение знаний.

Презентация.

Теоретическая часть - показ презентации - слайды 3-14 - повторение основных вопросов. (8- 10 минут)

Слайд 3.

Учитель. Что такое право? Права человека? Международное право? (Ответы учащихся с опорой на материал слайда).

Учитель. Какие документы легли в основу современного понимания прав человека?

Слайд 4. Ученик. Павлова А.

Документы о правах человека.

Путь человечества к нынешнему пониманию прав человека был тернист и длителен. Первой акцией в ряду событий, приближающих торжество прав человека, было принятие английской «Великой хартии вольностей» (1215г., 13 век). В ней, в частности, сказано: «Ни единственный человек не будет арестован и заключен в тюрьму, или лишен имущества, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан… иначе как по законному приговору равных ему и по закону страны…»

В 1789г. – принята «Декларация прав человека и гражданина» во Франции

1791г. – «Билль о правах» в США

10 декабря 1948г. – Генеральной Ассамблеей ООН принята Всеобщая декларация прав человека.

В 1966 г. под эгидой ООН приняты «Международный пакт о гражданских и политических правах» и «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах».

Основным законом РФ является Конституция, принятая 12 декабря 1993 г. на всеобщем референдуме.

Учитель. Один из основных международных документов – Всеобщая декларация прав человека.

Слайд 5. Ученик. Андриян В.

Во второй четверти 20 века мир охватила страшная катастрофа – 2-я Мировая война (1939- 1945). Погибли, были замучены в концлагерях миллионы людей. После войны государства приняли решение объединить свои усилия для того, чтобы предотвратить даже саму возможность преступлений против человечества.

Они начали договариваться о тех правилах и принципах жизни, которые помогут защитить человеческую жизнь. Первый шаг на этом пути был сделан 10 декабря 1948г., когда Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека в качестве «задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства».

В 1950 году Генеральная Ассамблея предложила всем государствам отмечать 10 декабря в качестве Дня прав человека.

Слайд 6. Учитель. Какие вы знаете группы прав и свобод человека и гражданина? (личные, гражданские, политические, экономические, социальные, культурные)

Приведите примеры. Слайд 7.

Учитель. Существуют документы, оговаривающие права детей. Дети – это граждане страны в возрасте до 18 лет. Один из самых известных - Конвенция о правах ребенка.

Слайд 8. Ученик. Лычак В.

Конвенцию о правах ребенка называют Великой хартией вольностей для детей. Она состоит из пятидесяти четырех статей.

Была принята Организацией Объединенных Наций 20 ноября 1989 г. К настоящему моменту 139 стран либо подписали этот документ, либо стали участниками Конвенции в результате присоединения к ней.

Слайд 9. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые: на семью, на заботу и защиту, посещать школу и учиться, свободно выражать свои мысли, на имя и гражданство, на медицинское обслуживание и другие.

Учитель. Уже сейчас вы имеете право Слайд 10

Новые возможности после исполнения 14 лет Слайд 11

В то же время 14-летний подросток подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.) и имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причинение имущественного вреда.

Учитель. Слайд 12, 13. Обладая правами, каждый человек должен выполнять обязанности. Какие обязанности должен исполнять гражданин РФ?

Слайд 14. Учитель. Итак, " право касается свободы, самого достойного и священного в человеке, и он сам, поскольку оно для него обязательно, должен знать его"

Знание законов помогает людям в их повседневной жизни, уберегает их от многих неприятностей. Помните, что " незнание законов не освобождает от ответственности"
Давайте посмотрим, как хорошо вы усвоили эту тему.

Слайд 15. Практическая часть - игра "Имею право" (25 минут) - слайды 15-20

1. Разминка. Слайд 16. - необходимо установить соответствие между термином и определением.

(команды выполняют работу на заранее приготовленных учителем листочках) - учитываются скорость и правильность ответов. Каждое правильное соответствие - 1 балл. Максимум – 6 баллов

1

нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый высшим представительным органом государства

А

права человека

2

гарантированные государством возможности человека в экономической, социальной, политической и культурной сферах

Б

Конституция

3

элемент правовой нормы, в котором изложены неблагоприятные последствия неправомерного поведения

В

закон

4

способность лица иметь права и обязанности

Г

преступление

5

основной закон государства

Д

санкция

6

предусмотренное уголовным законом виновно совершенное общественно опасное деяние физического лица

Ж

правоспособность

2. Слайд 17 -Нормативные документы - перечислите документы, защищающие права ребёнка - российские и международные (принцип - установите соответствие) - отвечают устно - оцениваются скорость и правильность ответов. За правильный ответ – 1 балл.

1. Международные

2. Российские

А) Всеобщая декларация прав человека

Б) Конституция РФ.

В) Декларация прав ребёнка

Г) Семейный кодекс

Д) Конвенция о правах ребёнка

Е) Гражданский кодекс

Ж) Уголовный кодекс

3. Слайд 18Заморочки. (ответы устно - за каждый правильный ответ команда получает 2 балла)

1. Нецензурная брань учащихся в школе - это издержки культуры или противоправное деяние? (мелкое хулиганство)

2. Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у одноклассников? (УКРФ ст. 20,163, ДА)

3. Можно ли расценивать как шалость заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве в школе учащимся, нежелающим писать контрольную работу? (УКРФ ст. 20,207, преступление)

4. Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей - отец или мать? (СКРФст. 61, равенство прав родителей)

5. С какого возраста ребенок приобретает право на уважение его человеческого достоинства? (Конституция РФ ст. 17,с рождения)

6. В любом ли возрасте лицо может быть привлечено к уголовной ответственности? (Нет. УК РФ ст. 20 - с 16лет, а по отдельным случаям - с 14лет)

7.Может ли 12-летний подросток разрешить своим друзьям поиграть на компьютере, подаренном ему на день рождения? (с разрешения родителей)

8. На ком, по закону, должен лежать основной груз выполнения обязанностей в отношении детей — на отце или на матери? (СК РФ ст. 61, равенство прав и обязанностей)

4. Слайд 19. Сказка - ложь, да в ней намек:

Внимательно посмотрите на рисунок и ответьте на вопрос. За каждый правильный ответ – 2 балла.

1.Буратино получил в подарок золотой ключик. Каким правом воспользовался Буратино? (на дарение имущества)

2. Какое право нарушено принцем по отношению к Спящей красавице? (личная неприкосновенность)

3. "Сказка о царе Салтане", где князь Гвидон превращается в комара.

- Каким правом воспользовался князь Гвидон? (Правом уехать из своей страны, а также вернуться на Родину.)

4. Чиполлино вытаскивают из его домика. (Нарушено право на неприкосновенность жилища).

5. Слайд 20. Нарисовать плакат "Имею право" (схематично изобразить основные права человека). Максимум – 5 баллов. (Критерии: основная мысль, воплощение, защита работы).

Пока учащиеся рисуют - учитель проверяет ответы 1 задания - (термин-определение)

Выставка плакатов.

III. Итог урока.

Подведение итогов игры - подсчет жетонов.

Выставление оценок - команда победителей и активно работавшие дети других команд получают оценку 5.

Итог урока. Слайд 21.В 19 веке Ф.М. Достоевский сказал: "Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка". Так давайте научимся уважать себя и других. И помните, что с уважением говорят только о тех людях, которые знают законы и живут в соответствии с ними.

IV. Домашнее задание. Слайд 22. - написать эссе на одну из тем:

  • "Права, которые я имею и хочу сохранить";

  • "Права, которых у меня нет, но хочу иметь";

  • "Права, которые я не хотел бы иметь"

  • "Если бы я был родителем, то дал бы моим детям право на:";

  • "Если бы мои права были нарушены, я бы сделал:"

V. Рефлексия. (можно в устной или письменной форме)


Плюс

Минус

Интересно


записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.


записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.


учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Аудиозапись песни Д. Билана "Невозможное – возможно."

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Конкурс 6. Ситуации.
Итак, мы разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает и попадает в неприятные истории. На конкретных примерах мы постараемся закрепить изученный материал. Каждая группа получит карточку со своим заданием.
Iгруппа: Мальчика Колю воспитывает одна мама, которая часто не пускает его в школу, заставляя выполнять домашнюю работу во время уроков. Коля с ней во всём соглашается. Какое его право нарушено?
(Право на образование и право не подвергаться насилию. Сам Коля нарушил право свободно выражать свои взгляды и обязанность получать образование).
II группа: На урок Маша пришла в неприличном виде – короткая юбка, блузка с глубоким вырезом, колготки в сеточку, сапоги на высоком каблуке, чрезмерное использование косметики. Какие обязанности нарушила девочка?
(Обязанность приходить в школу в форме, чистой и опрятной, со сменной обувью).
IIIгруппа: Группа школьников пришла на прогулку в парк. Побегали, попрыгали, поели, поиграли, всё разбросали, поломали и ушли. Какие обязанности они нарушили?
(Обязанность сохранять окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам).
IVгруппа: Аня завела дневник и записывала в него самые сокровенные мысли. Мальчики-одноклассники вытащили дневник, прочитали и стали её дразнить. Почему были не правы мальчики?
(Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну).

Дополнительные материалы

20 ноября – 24 года со дня принятия Конвенции о правах ребенка (принята ООН 20 ноября 1989г.) 20 ноября – Всемирный день ребенка. В этот день были приняты международные документы по правам ребенка

Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, в ней 10 статей, 10 принципов защиты прав детей)

Конвенция о правах ребенка (ООН в 1989 году, в ней 54 статьи, касающихся не только прав и свобод, но и обязательств государств по защите прав. Интересно, что на утверждение документа ушла 1 минута, но готовился он 10 лет)

Декларация ( с лат. "провозглашение"), Конвенция ( с лат. "соглашение").

Разница между ними состоит в правовых последствиях. Государство, подписавшее Конвенцию, берет на себя ответственность и готовность отвечать за невыполнение. Государство ежегодно представляет отчет в ООН о положении детей в своей стране. 54 статьи определяют природу ответственности правительств и родителей за благосостояние ребенка. Присоединение же к декларации – лишь намерение государства следовать ее положениям.

Вывод: Декларация – образец, призыв, а Конвенция – договор, обязательный для выполнения.