№
|
Содержание
|
К-во часов
|
Характеристика деятельности учащихся
|
Техника/
материалы
|
1. Образ родной земли в изобразительном искусстве (9 часов)
|
Блок 1. Гимн плодородию земли в искусстве (5 часов)
|
1-2
|
Дары осени в натюрморте. Колорит и образный строй натюрморта. Схемы композиций натюрморта
|
2
|
Рассматривать произведения мастеров натюрморта, отражающих красоту предметного мира, даров земли в пору осени.
Различать средства худ. выразительности в натюрмортах живописцев и графиков
Сопоставлять изображения плодов в композициях натюрмортов художников разных стран
Находить общее и объяснять, в чём различия (наборе предметов, композиции, колорите, передаче освещённости)
Анализировать колорит
Понимать и объяснять смысл понятия колорит
Участвовать в обсуждении средств худ. выразительности для передачи формы, фактуры и цвета плодов земли
Определять местоположение главного предмета в композиции
Изображать осенние плоды, используя приёмы перспективы и знания о композиции
Применять выразительные живописные и графические средства в работе
-
Участвовать в подведении итогов работы
|
карандаш, гуашь, акварель (по выбору)
|
3
|
Богатый урожай
|
1
|
Рассматривать натюрморт из фруктов и овощей
Анализировать колорит
Определять местоположение главного предмета в композиции
Изображать осенние плоды, используя приёмы перспективы и знания о композиции
Применять выразительные живописные и графические средства в работе
Участвовать в подведении итогов работы
|
Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей без подготовительного рисунка гуашью
|
4-5
|
Осень в твоём натюрморте. Специфика изображения предметов в живописно-прикладном натюрморте, в народном и д-п искусстве
|
1
|
Рассматривать живописно-декоративные натюрморты художников разных стран
-
Определять, какими изобразительными средствами выражают художники своё отношение к плодам земли в произведениях разных видов искусства, и какие приёмы они используют для усиления декоративности
Анализировать цвет как основное выразительное средство декоративной живописи, его возможности в передачи своеобразия плодов и цветов, роль линии в декоративной живописи
Различать реальность и условность в изображении фруктов, овощей, цветов и других предметов в декоративной композиции
Выполнять декоративный натюрморт в цвете и технике коллажа, передавая характерные особенности в изображении фруктов, овощей, цветов и других предметов в декоративной композиции
Участвовать в подведении итогов работы
|
Поделка из природных материалов
|
6
|
Чудо-дерево
|
|
Рассматривать декоративные рельефы композиции «дерево жизни» в архитектурных сооружениях и произведениях разных видов искусства
Называть главные СХВ
Выполнять композицию «Дерево жизни»
Участвовать в подведении итогов работы
|
Тушь, черная гелевая ручка
|
Блок 2. Поэтический образ русской природы в искусстве (3 часа)
|
7
|
Красота осеннего пейзажа в живописи и графике
|
1
|
Рассматривать лирические пейзажи русских художников, пейзажные композиции в технике монотипии
Сопоставлять отражение лирического настроения в творчестве пейзажистов и русской поэзии
Выделять особенности «пейзажей настроения»
Рассказывать о главных выразительных средствах в осенних пейзажах и живописи
Объяснять значение слова монотипия
Отличать особенности техники монотипии
Выполнять эскизы живописного фона в технике монотипии
Представлять мотив этого пейзажа и близкий для его настроения колорит
Определять какие цвета лучше подойдут для передачи состояния природы
Прорисовывать по монотипии детали кистью, пером, гелевой ручкой
Участвовать в подведении итогов работы
|
Карандаш, акварель
|
8-9
|
«Осенних дней очарованье» в книжной графике
|
2
|
Рассматривать примеры оформления книги выдающихся мастеров отечественной книжной графики
Сопоставлять техники, манеры и приёмы выполнения иллюстраций разных художников-иллюстраторов
Рассказывать об основных компонентах книги
Объяснять смысл понятий графика, гравюра
Участвовать в обсуждении истории книгопечатания и особенностях оформления первых печатных книг в Западной Европе и России
Рассказывать о разнообразии приёмов и манер иллюстрирования в русской книжной графике
Определять особенности национального русского стиля и единства изобразительного образа и литературного текста в творчестве художника-иллюстратора Билибина
Выполнять творческое задание согласно условиям
Определять главную идею внешнего оформления, композиция на странице текста, иллюстрации, элементов оформления
Участвовать в подведении итогов работы
|
акварель
|
2. Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве (8 часов)
|
Блок 3. Народные праздники и обряды в жизни и искусстве. Традиции и современность (2 часа)
|
10
|
Человек и земля-кормилица. Праздник урожая как завершение трудового и природного цикла
|
3
|
Рассматривать произведения изобразительного, ПДИ и народного искусства, в которых нашли отражения осенние праздники и ярмарки, красота окружающего мира и образ земли-кормилицы
Различать СХВ в произведениях народного и ДПИ и в произведениях живописцев и графиков
Объяснять смысл понятий бытовой жанр, пропорции фигуры человека
Определять смысловой центр многофигурных композиций в произведениях живописцев и народных мастеров, статичный и динамичный строй композиции
Различать изображение взрослого человека в движении, пропорции взрослого и ребёнка
Выполнять подготовительный рисунок фигуры человека в движении для многофигурной композиции
Применять выразительные графические средства в работе
Выполнять творческое задание согласно условиям
Участвовать в подведении итогов работы
|
карандаш
|
11
|
Ярмарка
|
1
|
-
Рассматривать живописные произведения бытового жанра, созданные художниками Западной Европы и России в XVI-XXвв
Высказывать своё суждение о том, как композиционные живописные приёмы влияют на передачу замысла произведения
Объяснять смысл понятий сюжет, тема, содержание, форма
Сравнивать произведения западноевропейских мастеров с произведениями отечественной живописи
Определять тему, сюжет бытовой картины пропорции фигуры человека, смысловой(композиционный) центр
Называть СХВ, участвующие в создании худ образа
Выполнять многофигурную композицию «праздник урожая» или «Ярмарка»
Участвовать в подведении итогов работы
|
карандаш, акварель, гуашь
|
Блок 4. Образ времени года в искусстве (2 часа)
|
12-13
|
Зимняя пора в живописи и графике
|
2
|
Рассматривать произведения пейзажного жанра в творчестве отечественных и западноевропейских художников разных эпох, отразивших состояние и настроение природы в зимнем пейзаже
Участвовать в обсуждении художественных особенностей передачи состояния зимней природы, разнообразия СХВ (пространство, линия, цвет, силуэт, пятно) в создании худ образа зимнего пейзажа
Выполнять композицию зимнего пейзажа в графике на основе зарисовок зимней природы по памяти и представлению, сделанных на предыдущем уроке, согласно условиям
Участвовать в подведении итогов работы
|
Воск. мелки, пастель, уголь, акварель, гуашь
|
Блок 5. Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль ДПИ в повседневной жизни человека и общества(2 часа)
|
14-15
|
Делу - время, потехе – час. Рукодельницы и мастера
|
2
|
Рассматривать произведения живописи, изображающие молодёжь в сценах совместного труда и отдыха, изделия ДПИ
Объяснять какова роль искусства в формировании материального окружения человека, каков вклад творчества народных мастеров в украшение предметной среды
Участвовать в обсуждении СХВ, используемых художниками при изображении сцен трудовой и праздничной жизни молодёжи, а также худ материалов (мягких и твёрдых) и худ техник(плетение поясов, изготовление дымников)
Работать в паре
Выполнять графический эскиз пояса или дымника с флюгером
Конструировать изделия из мягких или твёрдых материалов согласно эскизам
Участвовать в подведении итогов работы
|
Шерстяные нитки, тонкая цветная тесьма, булавка; черный картон, линейка, тонированная бумага, фольга
|
Блок 6. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев(2 часа)
|
16-17
|
Герои сказок и былин в творчестве мастеров искусства
|
2
|
-
Рассматривать произведения разных видов искусства, запечатлевшие фольклорных героев
Сравнивать особенности изображения добрых и злых героев
Различать СХВ в творчестве мастеров народного, ДПИ, театрально-декорационного искусства и книжной графики
Понимать условность и субъективность худ образа
Участвовать в обсуждении изображения добрых и злых героев в произведениях разных видов изобразительного искусства, роли цвета в характеристике фольклорного героя, СХВ для передачи сказочности происходящих событий и действий
Изображать персонажа сказки или былины по представлению
Применять выразительные живописные и графические средства в работе
Участвовать в подведении итогов работы
|
Акварель, гуашь
|
3.Мудрость народной жизни в искусстве(8 часов)
|
Блок 7. Русское народное деревянное зодчество. Польза и красота (4часа)
|
18/1
|
Памятники древнерусской архитектуры под открытым небом
|
1
|
Рассматривать культовые и гражданские постройки из дерева мастеров Древней Руси на фотографиях и в произведениях живописи и графики
Сравнивать конструктивные и худ особенности крестьянских домов, храмов и других построек
Различать их типы, индивидуальные черты, назначение
Называть ведущие худ музеи деревянного зодчества России
Выполнять графические зарисовки (с натуры, по памяти) деревянных построек
Участвовать в подведении итогов работы
|
зарисовки
|
19-20
|
Изба - произведение русских мастеров-древоделов
|
1
|
Рассматривать постройки деревянного русского зодчества, плотницкие инструменты, учебные работы, представленные на фотографиях
Понимать конструктивно-техническую основу избы
Сравнивать конструктивные и худ особенности крестьянских домов и других дворовых построек
Различать их типы, назначение
Участвовать в обсуждении конструкции избу, конструктивных элементов самцовой (безгвоздевой) крыши
-
Выполнять макет избы или других дворовых построек из бумаги
Использовать известные приёмы обработки бумаги для конструирования и декорирования макета избы
Участвовать в подведении итогов работы
|
Карандаш, фломастер, конструирование
|
21
|
Изба- модель мироздания
|
1
|
Рассматривать примеры декоративного убранства в облике деревянных домов
Понимать смысл поэтического отражения образа вселенной в знаках-символах домовой резьбы; условность худ образа
Сравнивать худ особенности декоративного убранства крестьянских домов различных регионов
Различать типы и назначения домовой резьбы
Выполнять графические зарисовки знаков-символов
В резном убранстве фасада крестьянского дома
Участвовать в комплексной работе над проектом макета «Деревенская улица»
Участвовать в подведении итогов работы
|
Зарисовки, графика, конструирование
|
22
|
Лад народной жизни и его образы в искусстве
|
1
|
Рассматривать сцены семейной жизни далёкого прошлого, настоящего в произведениях живописи, графики, лаковой миниатюре, а также декоративное убранство деревянных построек
Сопоставлять произведения художников, посвящённые теме согласия в семье, взаимоотношениям между людьми разных поколении
Участвовать в обсуждении традиционного и современного уклада семейной жизни, отражённого в идейно-худ содержании произведений разных видов искусства, худ приёмов передачи красоты и гармонии фасада избы в декоративном убранстве деревянных крестьянских построек
Выполнять элементы декора крестьянской избы из бумаги в постройке крестьянского подворья
Участвовать в комплексной работе над проектом макета «Деревенская улица»
Участвовать в подведении итогов работы
|
конструирование
|
Блок 8. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка» (3 часа)
|
23
|
Художник и театр. Декорации к опере-сказке "Снегурочка"
|
1
|
Рассматривать эскизы декораций и костюмов Васнецова, Коровина, Билибина к опере-сказке "Снегурочка"
Создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы, сказочных героев
-
Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние персонажей оперы-сказки; характерные черты внешнего облика, одежды, украшений персонажей спектакля
Выполнять эскизы декораций, костюмов к театральной постановке на заданную тему
Передавать в серии рисунков развитие действия
Участвовать в подведении итогов работы
|
По выбору уч-ся
|
24-25
|
Художник и театр. Образы персонажей. Народные традиции в сценическом костюме к опере-сказке "Снегурочка"
|
2
|
Рассматривать эскизы костюма к операм-сказкам "Снегурочка" и «Золотой петушок»
Понимать художественные особенности изображения в театрально-декоративном искусстве
Участвовать в обсуждении особенностей работы художника по созданию эскизов театральных костюмов, синтетического характера театрального искусства(художник-оформитель, драматург, композитор), выбор худ материалов и средств выразительных образов театрально-декорационного искусства
Создавать графическими средствами эмоционально-выразительные эскизы костюмов сказочных героев
Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние персонажей оперы-сказки; характерные черты внешнего облика, одежды, украшений персонажей спектакля
Выполнять эскизы декораций, костюмов к театральной постановке на заданную тему
Участвовать в коллективной работе над панно «Театральное представление сказки «Снегурочка» в технике коллажа»
Участвовать в подведении итогов работы
|
Цветные карандаши, мелки, тушь
|
Блок 9. Календарный праздник широкой Масленицы как часть народной художественной культуры (3 )
|
26
|
Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве
|
1
|
Рассматривать живописные произведения на тему масленичных гуляний
Понимать особенности передачи праздничного ощущения мира в творчестве художников-живописцев
Участвовать в обсуждении картин, отображающих народный праздник Масленицы, роли природных условий в передаче характера традиционных праздников, образа человека в традиционной культуре, худ материалов и средств для создания выразительных образов
Создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы, людей в момент масленичных гуляний
Выполнять зарисовки с натуры или по памяти и представлению фигуры человека в народном костюме в движении на заданную тему
Передавать праздничное ощущение в многофигурной композиции
Участвовать в подведении итогов работы
|
По выбору уч-ся
|
27-28
|
Традиции оформления праздничной среды
|
2
|
Рассматривать произведения народных мастеров на тему календарного народного праздника Масленицы
Участвовать в обсуждении произведений лаковой миниатюры, отражающих народный праздник Масленицу, роли природных условий в передаче характера традиционных праздников
Создавать эскиз многофигурной композиции на тему масленичных гуляний
Выполнять сюжетно-декоративную многофигурную композицию в виде коллективного панно, учитывать многообразные действия участников праздника
Объединять отдельные сюжетные панно, выполненные одноклассниками, в единое большое панно
Выполнять декоративное обрамление панно
Участвовать в подведении итогов работы
|
По выбору уч-ся
|
4.Образ единения человека с природой в искусстве(8часов)
|
Блок 10. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа (2 часа)
|
29
|
Животные - братья наши меньшие
|
1
|
Рассматривать изображения животных в скульптуре, монументальном и ДПИ, станковой и книжной графике
Приводить примеры изображения животных в народном и ДПИ
Сопоставлять изображения животных и птиц в графике, скульптуре, ДПИ
Объяснять значение понятий анималистический жанр и художник-анималист
Участвовать в обсуждении роли животных в жизни человека, становления и развития анималистического жанра в пространстве культуры, художественных выразительных средств, используемых художниками для передачи образа животных в разных материалах
-
Выполнять наброски животных с натуры, по памяти и представлению
Участвовать в подведении итогов творческой работы
|
карандаш
|
30
|
Животное и его повадки в творчестве анималистов
|
1
|
Рассматривать произведения отечественных художников-анималистов
Сопоставлять изображения животных, выполненных в разных материалах и техниках
Приводить примеры скульптурного изображения домашних и диких животных в своём городе
Исполнять скульптурный этюд животного по памяти и представлению на основе своих наблюдений
Участвовать в подведении итогов творческой работы
|
Глина/ пластилин
|
Блок 11. Тема защиты природы в искусстве (1 час)
|
31
|
Экологическая тема в плакате
|
1
|
Рассматривать плакаты, посвящённые различным актуальным темам современности
Рассказывать о проблемах сохранения природной среды в своём городе
Приводить примеры плакатов на экологическую тему
Сравнивать плакаты по содержанию, целям воздействия на человека и закономерностям применения схв
Участвовать в обсуждении роли плаката в сбережении памятников культуры и природы, схв, применяемых в плакатах, разных по содержанию
Понимать роль композиционного единства всех элементов изображения плаката в его эмоциональном воздействии на зрителя
Выполнять эскиз плаката, применяя выразительные композиционные и графические средства
Участвовать в подведении итогов творческой работы
|
По выбору уч-ся
|
Блок 12. Народный календарный праздник Троицыной недели и образы его в искусстве(3 часа)
|
32-33/
1-2
|
Троицына неделя и её образы в искусстве
|
2
|
Рассматривать произведения живописи, графики, скульптуры и ДПИ, посвященные народным праздникам и возрождению природы
Сопоставлять поэтические описания весны и лета в народных песнях с произведениями художников
Объяснять роль цветовой гаммы в создании определённого состояния природы, настроения в картине
Участвовать в обсуждении образов весенних праздников и обрядов в искусстве, содержания и композиции картин, выразительных средств, используемых художниками (композиционно-сюжетный центр, пространственные планы, ритм, динамика, колорит)
Называть основные детали праздничного народного костюма
-
Сравнивать пропорции фигуры взрослых и детей
Выполнять сюжетно-тематическую композицию по наброскам, сделанным на предыдущем уроке
Участвовать в подведении итогов творческой работы
|
По выбору уч-ся
|
34/3
|
Обрядовые куклы троицыной недели. Традиции и современность.
|
1
|
Рассматривать традиционные праздничные мужские и женские костюмы
Раскрывать символическую связь конструкции и декора дома с традиционным праздничным женским костюмом
Сравнивать северорусские и южнорусские костюмы
Понимать смысл создания обрядовой куклы в народных культурных традициях
Рассказывать о преемственности народных праздничных традиций в современности
Участвовать в обсуждении народных традиций, связанных со сменой времён года и с/х сезонов, традиций изготовления детских игрушек, кукол в народной культуре, разнообразных видов обрядовой куклы Троицыной недели
Изготовлять куклу в праздничном наряде
Участвовать в подведении итогов творческой работы
|
Мулине, традиц материалы
|
35
|
Обобщающий урок
|
1
|
|
|