Главная страница

Самостоятельная работа Тамбов 2011г. План Психолого-педагогические аспекты создания развивающей среды


Скачать 133.58 Kb.
Название Самостоятельная работа Тамбов 2011г. План Психолого-педагогические аспекты создания развивающей среды
Дата 14.03.2016
Размер 133.58 Kb.
Тип Самостоятельная работа


Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ

Балашова Светлана Евгеньевна

МДОУ д/с №4 г. Рассказово
Самостоятельная работа


Тамбов 2011г.

План

  1. Психолого-педагогические аспекты создания развивающей среды….3

  2. Принципы построения развивающей среды…………………………….4

  3. Эстетическое оформление помещения ДОУ……………………………..5

  4. Предметно-развивающая среда в средней группе………………………9

Литература……………………………………………………………………...13


  1. Психолого-педагогические аспекты создания развивающей среды.

Развитие ребенка совершается в процессе воспитания и обучения – в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом и разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Вокруг ребенка создается специальная педагогическая среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует, сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания.

Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. При этом показателем развития ребенка являются не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность самостоятельно: поставить цель, оборудовать (и убрать) свое рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиться задуманного результата, проявляя при этом положительные культурно-этические качества в общении со взрослыми и сверстниками.

Психология дошкольника такова, что все должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности. Внимательно наблюдая за каждым воспитанником, педагог вдумчиво и рационально организует развивающее пространство.

Построение предметной среды - это внешнее условие педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого.

Итак, среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.


  1. Основные направления создания предметной среды.

Основные направления создания предметной среды отражены в «Концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования», разработанной по заказу МО России коллективом авторов под руководством В.А.Петровского. В концепции заданы основные принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях.

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии, ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», которое способствует установлению оптимального контакта с детьми.

2. Принцип активности, возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем их участия в создании своего предметного окружения.

3. Принцип стабильности – динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.

6. Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов.

7. Принцип открытости – закрытости, т.е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию.

8. Принцип «половых и возрастных различий» как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.


  1. Предметно-развивающая среда.

Предметно-развивающая среда включает в себя эстетику оформления групповых помещений, которая обеспечивает эмоциональный комфорт и эстетическое воспитание детей. Важный показатель эмоционального комфорта – свободное пространство, «воздух» в помещении.

Стены помещения должны быть гладкими и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию. Их окрашивают красками или используют иные отделочные материалы, имеющие санитарно-эпиидемиологическое заключение. При выборе цветовой палитры следует отдавать предпочтение светло-зеленому, светло-желтому, светло-голубому тонам. Отдельные элементы допускается окрашивать в более яркие цвета, но не более 25% всей площади помещения. Для отделки потолков в групповых помещениях с обычным режимом эксплуатации используют меловую или известковую побелку. Допускается применение водоэмульсионной краски.

Полы групповых помещений должны быть гладкими, нескользкими, плотно пригнанными, без щелей и дефектов. Плинтусы – плотно прилегать к стенам и полу. В групповых, размещаемых на первом этаже, полы следует делать утепленными и отапливаемыми. В качестве материалов для пола используют дерево (дощатые полы, которые покрывают масляной краской, или паркетные). Допускается покрытие полов синтетическими полимерными материалами, допускающими обработку влажным способом и дезинфекцию.

В групповом помещении необходимо естественное освещение. Кроме того также необходимо использовать дополнительное искусственное освещение. Каждый уголок (книжный, игровой и т.д.) должен быть освещен. Свет должен быть приближен к естественному, который обеспечивают лампы накаливания с матовым или полуматовым стеклом.

Светопроемы оборудуют регулируемыми защитными устройствами - это жалюзи внутренние, межстекольные и наружные только вертикально направленные. Материал, используемый для жалюзи должен быть стойким к воде, моющим и дезинфецирующим средством. В качестве солнцезащитного устройства используют тканевые шторы из хлопчато-бумажных тканей (поплин, штапельное полотно, репс), обладающих достаточной степенью светопропускания и хорошими светорассеивающими свойствами. Шторы на окнах не должны снижать уровень естественного освещения. Мебель, оборудование, пособия, используемые в группе, должны соответствовать требованиям гигиены, правилам охраны жизни здоровья детей. Стационарные подули (мебель) прочно крепятся к стенам о между собой. Острые углы и кромки закругляются, что обеспечивает их гигиеническое содержание и предупреждает травматизм.
4. предметно-развивающая среда в средней группе. Детям исполнилось четыре года. Они пришли в среднюю группу. Предметно-пространственная среда для детей этого возраста имеет своеобразие, связанное с особенностями развития дошкольников этого возраста. И одной из таких особенностей является яркое проявление разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют черты младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляет, другие, наоборот, взрослеют быстрее и уже со второй половины среднего дошкольного возраста все отчетливее начинают проявлять черты более старшей возрастной ступени. Вследствие этого развивающая среда в средней группе должна сохранять некоторые особенности среды для маленьких детей, но в то же, время носить черты обстановки, характерной для группы старших дошкольников. Остановимся на основных характеристиках предметно-пространственной среды для детей пятого года жизни.

Выросли физические возможности детей: движения их стали более координированными, уверенными, разнообразными. Дети испытывают острую потребность в движении. В случае недостаточного ее удовлетворения они быстро перевозбуждаются, становятся не послушными, капризными. Чтобы избежать таких проявлений, необходимо предусмотреть в группе возможности для разнообразной двигательной деятельности. Вследствие этого предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств – чтобы избежать скученности детей и способствовать играм по 2-4 человека. Игры, игрушки, пособия размещаются таким образом, чтобы не мешать свободному перемещению детей, не создавать «перекрещивания» путей передвижения.

Желательно иметь в группе компактный спортивный мини-комплекс. Разместить его можно в углу групповой комнаты, дополнив большим поролоновым матом. В разных местах групповой можно повесить мишени на ковролиновой основе. Дети с удовольствием будут метать в них теннисные мячи, обтянутые «липучкой». Проследите только, чтобы эти действия не мешали другим играющим детям.

Можно создать в группе «дорожку движения», или «физкультурную тропу», - трассу, где с помощью моделей, знаков, картинок, фотографий будут указаны двигательные задания для выполнения их ребенком. Например: пропрыгать из круга в круг, 5 раз присесть, пройти два метра на четвереньках, покружиться на месте, пропрыгать на двух ногах с продвижением вперед до воротников (обруча, стула), подлезть под них, выпрямиться и дотянуться до колокольчика сначала одной рукой, потом другой, потом двумя руками.

Задания надо периодически менять, подбирая не совсем обычные упражнения для стимулирования интереса и желания выполнить их, «тропы» прокладывать там, где дети не помешают другим играющим.

Нужно помнить, что именно на пятом году жизни заявляют о себе первые нарушения осанки. В тех местах, где дети много времени проводят в одной позе (например долго сидят), необходимо повесить различные «мобили» или нарисовать на стене ладошки на разной высоте и ввести правило: поиграл – встань, подними руки, подпрыгни, дотянись до подвески и можешь играть дальше.

На пятом году жизни проявляется высокий интерес к сюжетно-ролевой игре, это время ее расцвета. Замечено, что дети среднего дошкольного возраста, играя, любят как то обозначить свою игровую территорию. В связи с этим часто возникают конфликты - когда не участвующие в игре дети пытаются либо игнорировать установленные играющими границы игрового пространства, либо просто занять часть игровой территории. Чтобы избежать этого, можно использовать легкие раскладные ширмы (1-2 на группу), цветные шнуры, заборчики из брусков и кирпичиков, игровые коврики. Обозначив таким образом игровые границы, играющие чувствуют себя более уверенно, игровая группа быстрее сплачивается, появляются новые замыслы.

Ребенок средней группы, как и младший дошкольник, любит многократно повторять полюбившиеся игровые действия и сюжеты. Поэтому, если сюжет игры воспроизводится с увлечением, не надо побуждать детей к новой игре, вносить новые игрушки, другие атрибуты. Пусть дети насладятся знакомым сюжетом в полной мере. Сигналом о необходимости существенных изменений в игровой среде будет служить снижение эмоционального фона, речевой активности и быстрое сворачивание игры. Вот тогда следует внести атрибуты для новых сюжетов. Сюжеты игр в этом возрасте просты и связаны с имеющимся у ребенком опытом: семья, магазин (продуктовый, игрушек, одежды), детский сад, праздник, моряки, цирк, путешествие на дачу и др.

Пятилетний ребенок придает большое значение игрушке, она наталкивает его на новые игровые замыслы. Поэтому в игровых наборах для средней группы должны быть куклы разных полов и профессий, мягкие игрушки (котята, лисята, собачки, зайцы, медведи и др.) разных, лучше не очень крупных, размеров; наборы мебели (крупной и для игр на столе), посуды, одежды, разнообразные виды транспорта. В группе необходим запас дополнительного игрового материала: коробок разного размера и разнообразной формы, бечевок, катушек, лоскутков ткани, палочек, трубок и пр. Все это найдет применение в игре и будет способствовать развитию игровых замыслов и творчества. Для развития воображения можно порекомендовать вместо некоторых реальных предметов предложить предметы-заместители, имеющие определенное сходство с оригиналом, например6 геометрические объемные фигуры – «овощи», брусок – «утюг», палочка – «градусник», коробка – «телевизор».

Советуем привлекать к оформлению игровых мест самих детей: оклеить кукольную комнату обоями, сделать «продукты» для игры в магазин, придумать значки для обозначения кабинета доктора и пр.

Средние дошкольники уже неплохо понимают юмор, у них есть некоторый опыт знакомства с окружающим миром, поэтому возможно использование игрушек, не совсем точно передающих реальные объекты: шаржеобразных, неточно передающих цвет и пропорции. Вместе с тем возрастает интерес детей к реалистичным и детализированным игрушкам, приближающимся по внешнему виду к реальным предметам.

Для того чтобы воспитать у детей привычку после игр убирать игрушки на место, целесообразно приобрести пластиковые контейнеры или корнизы. Ребенку легче собирать игровой материал в них, чем укладывать его в коробки с крышками или раскладывать на полку.

Также как и в младшем возрасте, важно отвести место для ряженья, куда добавляются предметы-украшения (разнообразные бусы, короны, банты и т.п.), детали для обозначения профессии, пола, подчеркинвания имиджа (безкозырка, шляпа-цилиндр, темные очки, галстуки, парики из старых капроновых колготок, платки, шарфы, цельные куски материи для драпировок). Сюда же можно внести элементы костюмов сказочных героев, маски животных. Напомним, что в этом месте следует повесить большое зеркало, в которое ребенок, наряжаясь, будет смотреться.

Увеличивается количество крупного модульного материала (поролоновых блоков, коробок, валиков, подушек и пр.): дети очень любят сами выстраивать для себя пространство, видоизменять его. Для этой цели подойдут каркасы с набором полотнищ тканей разного цвета, а также ширмы.

Более разнообразным становится материал для строительных[ и конструктивных игр. Усложняются форма деталей, способы крепления, появляются тематические наборы («Город», «Поезд» и др.).

Среди дидактических игр прежде всего должны быть игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), на группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей (типа «Танграм», пазлы из 6-18 частей), на сериацию по разным свойствам, игры на счет. Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр рекомендуется составлять достаточно разнообразным и постоянно менять его (1 в 2 месяца). Примерно 15% игр должны быть предназначены для детей старшей возрастной группы, что дать возможность детям, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше.

В среднем дошкольном возрасте у детей проявляется высокий интерес к языку, речи. В связи с этим группу оснащают техническими средствами (диапроектором, фильмоскопом, диктофоном, магнитофоном или проигрывателем) и учат пользоваться ими самих детей. При этом внимание следует уделять книгам, среди которых должны быть представлены не только произведения художественной литературы, но также познавательная и справочная литература для детей, обучающие книги и рабочие тетради.

В этом возрасте дети особенно чувствительны к оценке взрослого, они ожидают поддержки и похвалы, хотят услышать и увидеть одобрение своих действий. Поэтому важно найти место, где ребенок мог бы выставить, повесить свою работу, украсить групповую комнату.

Усиливается познавательная активность дошкольников. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: Почему? Зачем? Для чего? Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают у него интерес к окружающему миру. Некоторый опыт познания окружающего у ребенка уже есть, но он требует обобщения, систематизации, углубления, уточнения. С этой целью в группе организуется «сенсорный центр» - место, где подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью различных органов чувств. Например: музыкальные инструменты и шумовые предметы – можно слышать; книги, картинки, калейдоскопы – можно видеть; баночки с ароматизированными веществами, флаконы из-под духов – можно узнать по запаху и т.п.

Игры с песком, водой, глиной, красками, светом, зеркалом, пеной организуются в специальном месте для детского экспериментирования. Требования к его оснащению примерно те же, что и младшего возраста, но набор материалов шире и представлены они постоянно.

В среднем возрасте важно учить ребенка элементарному планированию своей деятельности. В групповом помещении необходимо размещать опорные схемы, которые помогают ребенку самостоятельно выбирать деятельность и следовать этому выбору, например «планы-паутинки: лист, куда крепятся знаки – «визитные карточки» ребенка (фотография, имя, рисунок) – и обозначения выбранной им деятельности.

Средний возраст - начало сензитивного периода развития знаково-символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом и формирования готовности к школьному обучению. В среде группы надо использовать знаковую символику, модели для обозначения предметов, действий и их последовательности. Придумывать такие знаки, модели лучше вместе с детьми, подводя их к пониманию того, что все можно обозначать не только словами, но и графически. Например, вместе с детьми определите последовательность разных видов деятельности в течение дня в детском саду и придумайте, как их обозначить.

Чтобы каждый ребенок лучше запомнил свой адрес, улицу, город, сделайте схему, на которой будут обозначены детский сад, улицы и дома, где живут дети группы. Проложите маршруты, которыми дети идут в детский сад; напишите названия улиц, разместите на схеме другие здания, которые есть в округе; придумайте с детьми, как обозначить детскую поликлинику, канцелярский магазин, «детский мир». Чаще обращайтесь к этой схеме, выясните: для кого из детей путь в детский сад длиннее всех, для кого короче; кто живет выше всех, кто ниже всех; кто из детей живет в одном доме и т.п.

В среднем дошкольном возрасте у ребенка силен интерес к познанию себя, определению своего места в этом мире. В этом может содействовать самостоятельное изготовление и размещение в группе на специально выделенном для этого месте плакатов, подборка иллюстраций, фотографий, например: «Какой я?», «Люди такие разные и одинаковые», «Я плачу и смеюсь».

Одним из непременных условий влияния среды как на одаренного, так и обычного ребенка является участие взрослого. Он может стимулировать познавательную деятельность детей, поддерживая имеющийся у них интерес, обеспечивая материалами для экспериментирования, играми, игрушками, отвечая на многочисленные вопросы или предлагая новые сферы деятельности.

Литература

  1. Кирьянова Р.А. «Принципы построения предметно-развивающей среды в ДОУ»

  2. Марецкая Н.И. «Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника»

  3. Нищева Н.В. «Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду» Санкт-Петербург, 2007.

  4. Полякова М.А. «Особенности организации предметно-пространственной среды». Ж. «Дошкольное воспитание», № 11 2006г.

  5. «Содержание предметно-развивающей среды в группах» «Управление ДОУ», № 2, 2006г.

  6. Смирнова Е. «Детский сад: оценка предметно-развивающей среды» Ж «Дошкольного воспитания», № 4, 2010г.