|
Родительское собрание для родителей будущих первоклассников Что такое
-
-
Что такое
-
психологическая
-
готовность
-
к школе?
Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.
Тест “Готовы ли вы отдавать своего ребенка в школу?”
-
1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
-
2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
-
3. На мой взгляд, четыре урока — непомерная нагрузка для маленького ребенка.
-
4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
-
5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама.
-
6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
-
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
-
8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
-
9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
-
10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
-
11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.
-
12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
-
13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
-
14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.
-
15. Мой ребенок часто говорит: “Мама, мы пойдем в школу вместе!”.
Результаты тестирования:
-
до 4 баллов — это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября — по крайней мере, сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;
-
5-10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
-
10 баллов и больше — было бы неплохо посоветоваться детским психологом.
-
А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах
-
получено 2 или 3 крестика.
-
1 — необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.
-
2 — нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.
-
3 — предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.
-
4 — есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.
-
5 – ваш ребенок недостаточно самостоятелен, вероятно, он излишне привязан к матери.
Как помочь ребенку подготовиться к школе?
-
Особенно внимательно необходимо готовится к школе, если:
-
беременность и роды протекали с осложнениями;
-
-
ребёнок страдает желудочно-кишечными заболеваниями, энурезом, подвержен частым простудам, есть нарушение сна;
-
ребёнок с трудом находит контакт со сверстниками, эмоционально не устойчив;
-
вы замечаете двигательную заторможенность или гиперактивность.
Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:
-
интеллектуальную готовность;
-
мотивационную готовность;
-
волевую готовность;
-
коммуникативную готовность.
Интеллектуальная готовность
-
предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.
-
К 6–7-и годам ребенок должен знать:
-
свой адрес и название города, в котором он живет;
-
-
имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
-
времена года, их последовательность и основные признаки;
-
названия месяцев, дней недели;
-
основные виды деревьев и цветов.
-
ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.
-
Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
Мотивационная готовность
-
подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.
-
С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
-
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
-
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
-
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
Волевая готовность
-
предполагает наличие у ребенка:
-
способностей ставить перед собой цель,
-
принять решение о начале деятельности,
-
наметить план действий,
-
выполнить его, проявив определенные усилия,
-
оценить результат своей деятельности,
-
а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
-
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
Коммуникативная готовность
-
проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.
-
Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
-
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
«Портрет» первоклассника, неготового к школе:
-
чрезмерная игривость;
-
недостаточная самостоятельность;
-
импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
-
неумение общаться со сверстниками;
-
трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;
-
неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
-
низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
-
плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
-
недостаточное развитие произвольной памяти;
-
задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ Как подготовить малыша к школе
-
Научите чадо различать право-лево.
-
Покажите, как правильно укладывать в портфель книжки и тетрадки.
-
Соберите пенал. В нем должны лежать две простые шариковые синие ручки, одна красная, одна зеленая, два заточенных карандаша, набор из пяти цветных карандашей, линейка и ластик.
-
Выучите с малышом ваш домашний адрес и телефон, объясните ему, как звонить, если он потеряется.
-
Научите будущего первоклассника писать мелом (можно даже купить маленькую доску и устроить тренировочный урок).
-
Дети часто боятся или стесняются просить у строгого учителя разрешения выйти во время урока, так что проговорите с чадом этот момент.
-
Если у вашего ребенка есть логопедические проблемы, постарайтесь решить их до начала учебы.
-
Составьте расписание и попробуйте прорепетировать школьный день - 40 - 45 минут за чтением и азбукой, потом перемена 10 минут и следующий урок. Проследите, чтобы ребенок научился выдерживать утомительное сидение за столом.
-
Поддерживайте вашего первоклассника во всем. Хвалите за дело, говорите, как здорово у него получается выводить буквы (считать, рисовать и т. д.). Это придаст ему уверенности в себе.
-
Объясните ребенку, что он сам несет ответственность за свою учебу. Если мама и папа зарабатывают деньги на работе, то его работа - ходить в школу и "зарабатывать" хорошие отметки.
-
Проверьте, умеет ли ваше чадо самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы и молнии, переодеваться без вашей помощи в спортивный костюм, складывать аккуратно свои вещи.
Готов ли ребенок к школе? Тест для родителей.
-
Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?
-
Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что в ней будет интересно учиться, и он многое узнает?
-
Может ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
-
Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
-
Умеет ли Ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из 5 предложений?
-
Умеет ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
-
Умеет ли он изменять существительные по числам?
-
-
Умеет ли Ваш ребенок считать до 10 и обратно?
-
Верно ли, что Ваш ребенок имеет твердую руку?
-
Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
-
Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
-
Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
-
Может ли он собрать разрезанную картинку из 5 частей за 1 минуту?
-
Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
-
Может ли Ваш ребенок понимать и точно выполнять словесные инструкции?
-
Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом “овощи” помидоры, морковь, лук)?
-
Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно рисовать, собирать мозаику и т. д. ?
-
-
Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет
-
15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно много с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимыми;
-
10-14 баллов - Вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили отрицанием, подскажет Вам точки приложения дальнейших усилий;
-
меньше 9 баллов – ребенку нужна ваша помощь, почитайте другую специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет!
Советуем прочитать…
Завтра ты идешь в школу, давай сложим в портфель те предметы, которые тебе понадобятся на уроке:
|
|
|