|
Журавлёва Ирина Владимировна, учитель биологии, зам директора по воспитательной работе моу сош №16 г. Клин Московской области Главная задача
«Экологическое воспитание школьников в системе воспитательной работы школы»
(из опыта работы)
Журавлёва Ирина Владимировна,
учитель биологии,
зам. директора по воспитательной работе
МОУ – СОШ №16 г. Клин Московской области
Главная задача экологической работы со школьниками – воспитание экологически культурной личности. Общение с природой воспитывает в человеке лучшие нравственные качества.
Формирование нравственного отношения к природе связано в первую очередь с воспитанием у подрастающего поколения любви к своей «малой родине» – дому, в котором родился и сделал первые шаги, городу, школе. А Родина начинается и с дерева, посаженного собственными руками под окнами, отчего дома, и с песни птицы, поселившейся в сделанном самостоятельно скворечнике.
В конкретных действиях и поступках ребенка проявляется мера гражданской ответственности, любовь к природе, понимание ее роли в жизни общества и человека. Во время практической деятельности формируются представления, которыми затем человек руководствуется всю жизнь. Этого результата можно достичь только в единой системе экологического воспитания и образования.
Экологическое воспитание и экологическое образование – два процесса формирования экологически грамотной личности. Экологическое образование даёт знания, умения и навыки, необходимые для охраны окружающей среды, экологическое воспитание формирует гражданское сознание, побуждает бережно относиться к природе.
В результате многолетней учебной и воспитательной работы в нашей школе сложилась система путей достижения этой цели, которая охватывает разные стороны школьной жизни: это и воспитательная работа внутри классов, и учебная работа на уроках биологии и экологии, и внеклассная кружковая работа с учащимися, и дополнительные занятия с учащимися по проектной деятельности.
Наша школа на протяжении нескольких лет является экспериментальной площадкой по теме «Реализация системы непрерывного экологического образования»,
что позволило включить экологическое воспитание в общешкольную программу воспитательной работы.
Построение данной работы основывается на индивидуальных, групповых и массовых внеклассных занятиях.
В школе проходят ежегодные мероприятия, приуроченные к Всемирному дню защиты животных (4 октября), Международному Дню борьбы с курением (18 ноября), Всемирному дню борьбы со СПИДом (1 декабря), к Всемирному дню водных ресурсов (22 марта), Международному дню птиц (1 апреля)., Дню экологических знаний (15 апреля), Международному дню Земли (22 апреля), Всемирному дню без табака (31 мая), Всемирному дню окружающей среды (5 июня). В эти дни в школе проводятся общешкольные тематические праздники, викторины, экологические игры. Участие в мероприятиях принимают школьники 1-11 классов.
Огромную помощь оказывает созданный 5 лет назад экологический клуб «Зелёный парус». В составе клуба учащиеся 5-11 классов, заинтересованные экологической работой.
В школе проходят экологические акции «Сделаем мир чище», фотовыставка «Город глазами детей», выставки детского рисунка «Времена года», «Природа и человек», «Лес – наше богатство», выставки осеннего букета «Этот чарующий мир цветов», выставки зимнего букета и конкурсы поделок из бытового мусора и бросового материала.
В школе разработан и успешно работает курс «Экология нашего дома», в рамках которого осуществляется стимулирование учащихся к пополнению знаний об окружающей среде, вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, пропаганде экологических знаний.
Таким образом, формирование экологической культуры осуществляется по следующим направлениям:
Организация работы школьного экологического клуба;
Эколого-просветительская деятельность;
Научно-исследовательская деятельность;
Организация работы по формированию здорового образа жизни.
Особое внимание в работе школы уделяется исследовательской деятельности учащихся. В 2001 году написав первую в школе исследовательскую работу по экологии, наша ученица Соловьёва Анна стала победителем экологической конференции. С тех пор учащиеся нашей школы под руководством педагогов ежегодно становятся победителями различных конкурсов:
РЕЗУЛЬТАТЫ УЧАСТИЯ УЧАЩИХСЯ
В МУНИЦИПАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ
Учебный год
|
Название мероприятия
|
Участники
|
Результат
|
Руководитель
|
2000-2001
|
Районная олимпиада по экологии
|
Поляков Василий
Сайкова Светлана
|
III место
II место
|
Журавлёва И.В.
|
2001-2002
|
Районная олимпиада по экологии
|
Устинов Артём
Клюева Наталья
|
II место
поощрение
|
Журавлёва И.В.
|
Экологическая конференция «Природная основа жизни города и района»
|
Соловьёва Анна
|
победитель
|
Журавлёва И.В.
|
2002-2003
|
Районный конкурс «Эколог Клинского района»
|
Гальянова Анна
Гальянова Виктория
Потанина Юлия
|
Лауреаты
|
Сафронова О.В.
|
Районная олимпиада по экологии
|
Литвинова Наталья
|
III место
|
Журавлёва И.В.
|
Областная олимпиада по экологии
|
Литвинова Наталья
|
Диплом II степени
|
Журавлёва И.В.
|
Областная экологическая конференция министерства образования МО
|
Литвинова Наталья
|
победитель
|
Журавлёва И.В.
|
2003-2004
|
Районная олимпиада по экологии
|
Виноградов Павел
|
I место
|
Сафронова О.В.
|
Потанина Юлия
|
II место
|
Сафронова О.В.
|
Витушкин Евгений
|
I место
|
Журавлёва И.В.
|
Любушкин Кирилл
|
II место
|
Журавлёва И.В.
|
Районная научно-практическая конференция «Люблю тебя, мой Клинский край»
|
Виноградов Павел
|
Диплом II
степени
|
Сафронова О.В.
|
Областная олимпиада по экологии
|
Виноградов Павел
|
Диплом III
степени,
именная
стипендия
губернатора
Громова Б.В.
|
Сафронова О.В.
|
Витушкин Евгений
|
Диплом III
степени,
именная
стипендия
губернатора
Громова Б.В.
|
Журавлёва И.В.
|
2004-2005
|
Районная олимпиада по экологии
|
Виноградов Павел
|
III место
|
Сафронова О.В.
|
Районная научно-практическая конференция «Люблю тебя, мой Клинский край»
|
Тоненкова Елена
|
Лауреат
|
Сафронова О.В.
|
Дятлова Анна
|
лауреат
|
Журавлёва И.В.
|
2005-2006
|
Районная олимпиада по экологии
|
Бучко Алёна
|
поощрение
|
Сафронова О.В.
|
Районный конкурс видеороликов, посвященный Всемирному Дню борьбы со СПИДом.
|
Пахомова Екатерина
Гальянова Виктория
Дятлова Анна
Рачков Кирилл
Михеева Дарья
Павлова Дарья
|
Приз
зрительский
симпатий
|
Сафронова О.В.
|
Научно-практическая конференция «День науки»
|
Тоненкова Елена
Пахомова Екатерина
|
Лауреат
Лауреат
|
Сафронова О.В.
|
Царапкина Татьяна
|
победитель
|
Журавлёва И.В.
|
2006-2007
|
Районная олимпиада по экологии
|
Аллахвердиева Сабина
|
поощрение
|
Сафронова О.В.
|
Районный конкурс социальных проектов, посвященный Всемирному Дню борьбы со СПИДом.
Конкурс плакатов
|
Тоненкова Елена
Перцева Елена
Клокова Анастасия
|
Специальный
приз жюри
I место
|
Сафронова О.В.
|
Районная научно-практическая конференция «День науки» (секция экология)
|
Марков Игорь
Мадзаева Марина
|
I место
Лауреат
|
Сафронова О.В.
|
XIII Международная экологическая конференция школьников и студентов «Эко-2007»
|
Марков Игорь
|
Участник
|
Сафронова О.В.
|
Областная экологическая конференция «Природа встречает друзей»
|
Мадзаева Марина
|
Лауреат
|
Сафронова О.В.
|
2007-2008
|
Районный конкурс «Эколог Клинского района – 2007»
|
Бучко Алена
Большакова Ирина
Родоман Валерия
|
Лауреаты,
I место –
«Знатоки
Красной
книги»
|
Сафронова О.В.
|
Районный конкурс Брейн-ринг, посвященный Всемирному Дню борьбы со СПИДом
|
Бучко Алена
Баринова Анна
Петухова Алена
Петруша Мария
Родоман Валерия
|
I место
|
Сафронова О.В.
|
Всероссийский конкурс учебно-исследовательских проектов школьников «Человек на Земле»
|
Журавлёва Евгения
|
Диплом VI ступени
|
Журавлёва И.В.
|
Районная научно-практическая конференция «День науки»
|
Бабёнышев Юрий
|
Победитель
Лауреат
|
Сафронова О.В.
|
XIV Международная экологическая конференция школьников и студентов «Эко-2008»
|
Бабёнышев Юрий
Коробова Алла
|
Дипломант
Участник
|
Сафронова О.В.
|
Бучко Алёна
|
дипломант
|
Журавлёва И.В.
|
Районная акция, посвященная Дню птиц
|
Деловой Александр
Голышева Дарья
|
Активные
участники
|
Сафронова О.В.
|
2008-2009
|
Областной конкурс «Юный исследователь»
|
Аллахвердиева Сабина
Петухова Алена
Голышева Дарья
|
Лауреат
Участник
Участник
|
Сафронова О.В.
|
Московская городская научно-практическая конференция школьников Москвы и России «Мы и биосфера»
|
Петухова Алена
Журавлёва Евгения
Аллахвердиева Сабина
|
Активные
участники
|
Сафронова О.В.
Журавлёва И.В.
|
Районные мероприятия, посвященные Всемирному Дню борьбы со СПИДом
|
Голышева Дарья
Кюльжу Марина
Петухова Алена
|
Активные
участники
|
Сафронова О.В.
Журавлёва И.В.
|
Районный конкурс «День науки»
|
Журавлёва Евгения
Левашов Юрий
Голышева Дарья
|
Победитель
Победитель
Лауреат
|
Журавлёва И.В.
Некрасова Е.Б.
Сафронова О.В.
|
Региональный тур
V Российского конкурса
«Я - исследователь»
|
Сафронов Даниил
|
Лауреат
|
Сафронова О.В.
|
XV Международная экологическая конференция «Эко-2009»
|
Ионкина Карина
Голикова Екатерина
Гезалян Эмма
|
Дипломант
Дипломант
Дипломант
|
Сафронова О.В.
|
2009-2010
|
Экологический турнир «Зелёная планета»
|
Гусейнов Артём
Кутузов Леонид
|
финалисты
|
Кутузова Ю.А.
Гусейнова С.Б.
|
Районная научно-практическая конференция «День науки»
|
Сафронов Даниил
|
лауреат
|
Сафронова О.В.
|
В 2006 году школа признана победителем по градоэкологическому воспитанию и образованию в районе.
Включившись в эксперимент по реализации системы непрерывного экологического образования, пришлось и проектную научно-исследовательскую деятельность существенно перестраивать. Если до этого к работе в данном направлении привлекались старшеклассники, учащиеся 8-11 классов, то несколько лет назад в данную работу включились учащиеся 5-7 классов, а в текущем году к работе были привлечены и учащиеся 2-3 классов. Расскажу только об одном конкретном примере такой работы.
В течение последних трёх лет мои ребята работали над крупным проектом «Мы, школа и природа». Первая работа данного проекта была представлена 2 года назад «Влияние комнатных растений на воздушный режим школьных помещений», в прошлом году была работа «Изучение визуальной среды микрорайона». В текущем году - «Исследование состава лекарственной флоры пришкольного участка». Все эти работы направлены на изучение самого важного объекта, места, где они проводят большую часть времени – их школы. В данных работах очень чётко были распределены обязанности среди всех участников проекта: младшие школьники помогали старшеклассникам в сборе материала, учились ставить простейшие эксперименты и проводить самостоятельные наблюдения. Старшеклассники не только занимались обработкой полученных данных, но и своим примером воспитывали малышей, прививали им такие нужные качества как ответственность за порученное дело, добросовестность, аккуратность и терпение. Ведь как важно маленькому исследователю не разочароваться в своей работе, не бросить на полпути, а дойти до конца, когда можно будет сказать что в проекте, есть и частица его труда.
Для воспитателя и учителя нет ничего важнее, чем видеть, как ребёнок радуется своим успехам, одобрению старших, видеть, как в ходе такой работы воспитывается неравнодушный, внимательный к природе и окружающим человек, как при поддержке товарищей развиваются умения и навыки, формируются коммуникативные способности, чувства товарищества и взаимовыручки.
Для меня как учителя и воспитателя в работе важна ещё и практическая значимость каждого школьного проекта. Например, в ходе выполнения последней работы «Исследование состава лекарственной флоры пришкольного участка» ребятами было проведено исследование произрастающих видов на территории пришкольного участка; составлены картосхемы распределения видов; подсчитана их плотность на территории и что самое главное составлен каталог лекарственных растений на территории участка, который используют в работе не только учителя биологии и экологии, но и что самое важное педагоги начальных классов в курсе природоведения, что ещё раз показывает преемственность работы в данном направлении.
Достижение высокого уровня развития отношений к природе и друг к другу помогает удовлетворению интересов школьников. Оно завершает процесс преобразования предметных и взаимных связей учащихся в воспитательные отношения. Обретая воспитательные функции, ответственное отношение к природе, забота школьников о сбережении ее красоты, внимание друг к другу поднимаются на высокую ступень. Это создает наилучшие условия для решения задач всестороннего гармоничного развития личности в процессе взаимодействия с природной средой.
|
|
|