|
Жизнь на разных материках. Евразия Цель
Жизнь на разных материках. Евразия
Цель: Учащиеся выявляют особенности флоры и фауны Евразии, через организацию виртуальной экскурсии в живой мир материка, формируя начальные представления и ценностное отношение к нему.
Задачи:
Учащиеся должны знать:
особенности географического положения материка Евразия;
исследователей материка;
представителей растительного и животного мира Евразии.
Учащиеся должны уметь:
выявлять особенности, систематизировать и обобщать полученную информацию.
Учащиеся формируют ценностное отношение к окружающему миру, развивают интерес к предмету.
Методы обучения: объяснительно- иллюстративный, репродуктивный.
Тип урока: урок-путешествие.
Оснащённость урока: компьютер, проектор, экран, глобус, географическая карта полушарий, картины с изображением животных и растений, учебник Н.И.Сонина «Природоведение». 5 класс. М.: Дрофа, 2009г.
Раздаточный материал: технологические карты, включающие алгоритм работы ученика.
ИКТ- компетенция:
Всё неизвестно! А пока туманы
Плывут под парусами корабля.
Там позади, - покинутые страны,
Там впереди, - Чудесная Земля.
Эдуард Багрицкий
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы продолжаем наше кругосветное путешествие.
- Какова цель нашего путешествия?
Путешествие – это проникновение в область значительного и прекрасного». (К.П. Паустовский)
Целью нашего путешествия является изучение особенностей растительного и животного мира суши нашей планеты Земля.
- На каких материках мы уже побывали?
-Что нового узнали?
Путешествие наше долгое, и чтобы нам не забыть и рассказать своим близким и друзьям, что мы услышали и увидели, я прошу вас взять маршрутные листы путешественника, во время путешествия вы будете их заполнять, записывая сведения о животном и растительном мире материка, на который мы сегодня приплывем.
- А что это за материк, нам подскажет загадка:
Все океаны омывают
Сей огромный материк.
Его странно называют,
К раздвоенью он привык.
Состоит из двух частей,
Из Европы, Азии.
Интересных ждем вестей
И разнообразных.
Из холодной Арктики,
Где деревья – карлики.
И от шумной детворы
Из тропической жары.
И так, в маршрутных листах записали дату 18.03.2011г. и тему «Жизнь на разных материках. Евразия».
II. Формирование новых знаний.
1. Географическое положение материка.
- Чем этот материк отличается от тех, на которых мы уже были? Нам поможет найти ответ на этот вопрос специалист географ, который путешествует вместе с нами.
Сообщение ученика.
(Евразия - самый большой материк. Он составляет более трети всей суши Земли. Евразия целиком располагается в Северном полушарии. Её омывают все 4 океана: Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий, Индийский. Евразия – самый разнообразный в природном отношении материк. Ему принадлежат многие рекорды:
Самая высокая–гора Джомолунгма (8848м.).
Самая низкая точка земли область Мёртвого моря (-405 м.).
Колебания высот составляют 9243 м, то есть более 9 км.
Евразию условно делят на две части – Европу и Азию. Граница между Европой и Азией проходит по хребту Уральских гор, далее – по реке Урал, впадающей в Каспийское море, и затем – по хребту Кавказских гор.
Наша Родина Россия имеет самую большую среди всех государств мира территорию, занимает более трети территории Евразии. Часть России находится в Европе и часть в Азии).
2. История исследования материка.
- Кто из россиян исследовал Евразию?
Сообщение ученика.
Дежнев С.И. (1605 – 1673), землепроходец, казак. Плавал вокруг Чукотского полуострова. В 1910 году на самой восточной точке материка Евразии (мыс Дежнева) был поставлен памятник (двенадцатиметровый крест с медной табличкой) выдающемуся русскому землепроходцу С.И. Дежневу, который в 1648 году первым открыл пролив между Азией и Америкой (названный позже Беринговым).
Хабаров Е.П. (1610 – 1667), землепроходец, промышленник. Путешествовал по реке Амур и составил описание его берегов и “Чертеж реки Амур”.
Челюскин С.И. (1700 - 1760), русский мореплаватель, участник Великой Северной Экспедиции. Описал берега полуострова Таймыр, достиг крайней северной точки Евразии (п-ов Таймыр).
- Как вы думаете, ученые продолжают изучать особенности материка? Ведь все горы, реки уже описаны и изучены.
Ученые изучают флору и фауну материка. Ведь Евразия – самый разнообразный в природном отношении материк. На севере Евразии растут тундровые растения: карликовые березка, ива, мхи, лишайники, южнее находится тайга- лес с хвойными деревьями. На материке много лесов, степей, пустынь, есть даже экваториальные леса. Люди здесь выращивают чай, рис, мандарины, разные виды орехов. Здесь растет бамбук – самая высокая трава в мире, достигающая 35 м и самое быстрорастущее растение. Некоторые виды вырастают за сутки на 94 м.
3. Животный мир Евразии.
- Смотрите, на карте появился очень симпатичный зверек.
Сообщение ученика.
(БОЛЬШАЯ ПАНДА, или бамбуковый медведь, достигает длины 1,5 м, массы 160 кг. У зверя очень характерный узор: черные или темно-бурые уши, «очки» вокруг глаз, мочка носа, губы и конечности, включая плечевой «хомут», а остальное тело белое, иногда с рыжеватым отливом. Этот вид встречается в китайских провинциях, где живет в густых зарослях бамбука среди хвойных лесов на краю Тибетского нагорья.
Питается большая панда почти исключительно бамбуком, временами включая в рацион другие растения, например ирисы и шафран, и даже мелких млекопитающих типа грызунов. Обычно зверь кормится в сидячем положении 10–12 ч в сутки, придерживая побеги бамбука «предбольшим» и первыми двумя пальцами передних лап, обдирая с растений зубами жесткий наружный слой, а затем медленно пережевывая очищенный стебель. природе могут жить дольше.
Этот вид находится на грани вымирания и занесен в международную Красную книгу. По существующим оценкам, в середине 1990-х годов в природе оставалось не более 1000 его особей. Хотя за убийство большой панды в Китае полагается смертная казнь, основной угрозой для нее, по-видимому, остается браконьерство. Местные крестьяне убивают зверей ради их меха, а отдельные особи гибнут в расставленных на кабаргу браконьерских капканах.
Систематическое положение большой панды многие годы вызывало споры: ее относили к семействам енотовых или выделяли в особое семейство пандовых. Однако молекулярный анализ, включавший сравнение белков и ДНК этого вида и названных групп хищных, полностью подтвердил предполагавшуюся на основе анатомических и палеонтологических данных его близость к медведям. От эволюционной линии, приведшей к их современным видам, предки большой панды отделились 15–25 млн. лет назад, поэтому ее решено выделить в особое подсемейство Ailuropodinae семейства медвежьих.
У нас в стране обитают родственники панды, белый и бурый медведи. БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ. Самый крупный из современных хищников. Длина тела 2—2,5 м, масса до 450 кг. Ареал белого медведя охватывает дрейфующие льды Северного Ледовитого океана и граничащие с Арктикой территории. В 1992 году на состоявшемся в Копенгагене 11 Международном совещании МСОП по белому медведю численность популяций была оценена в 14 тысяч особей. Питается, в основном, тюленями и рыбой, иногда ест морские водоросли, и даже падаль. Бродя по суше арктическим летом, может питаться растительностью. Внесены в Красную книгу.
БУРЫЙ МЕДВЕДЬ. Длина тела 1,7–2,2 метра, масса 100–340 кг.
Основной ареал бурого медведя находится в зонах лиственных и хвойных лесов. На северо-западе России, в Финляндии, Швеции и Норвегии встречается в лесотундре и тундре. Преимущественно лесной зверь, бурый медведь встречается также в горных лесах южных районов — Закавказья, Передней и Средней Азии.
Бурые медведи активны в любое время суток. Зимой впадают в неглубокий сон, длящийся до 195 дней. Хорошо плавают, ловят рыбу на песчаных отмелях. Медведи, особенно молодые, хорошо лазают по деревьям, разоряя гнезда пчел. Обычно ведут одиночный образ жизни. Всеядны. Кроме ягод, кореньев, меда, насекомых, позвоночных, могут питаться падалью. В Европе, где не было львов, медведь считался «царем зверей», с ним связаны многие сказки, изображения его можно видеть на гербах многих городов.)
- Какие животные еще обитают на территории Евразии? Тигр.
Сообщение учащихся.
(В 2010 во проводился международный Тигриный саммит на уровне глав правительств 13 стран, на территории которых обитают тигры. К участию в форуме один из его организаторов - Всемирный фонд дикой природы (WWF) - пригласил крупных ученых, лидеров природоохранных фондов и общественных движений «Спасём тигра вместе!» – таков девиз этой акции. Экологи многих стран мира озабочены спасением популяции амурского тигра. По данным таежной переписи, проведенной зимой 2010 года учеными России и США, в Приморье и на юге Хабаровского края насчитывается не более 450 амурских тигров. Юг Дальнего Востока – единственное место в России, где обитают эти грациозные полосатые хищники. Охота на амурских тигров запрещена, однако браконьеры ведут их тайный отстрел.
Амурский тигр – один из самых больших наземных хищников, крупнейший представитель семейства кошачьих. Длина тела тигров достигает 3 метров. Поперечно-полосатая окраска тигра: по основному рыжеватому фону на спине и боках идут многочисленные поперечные тёмные полосы, которые образуют довольно сложный узор. Расположение полос подвержено значительной изменчивости: по-видимому, нет двух тигров с идентичным черным узором. Несмотря на яркость и контрастность, полосатая окраска, несомненно, является маскирующей. Тигр – хищник, питается исключительно животной пищей, в основном крупной добычей. Амурский тигр – искусный рыболов и во время нереста ловко подхватывает рыбу на перекатах горных речек. Амурский тигр охотится в любое время суток, но он плохо переносит жару, и летом наибольшая активность тигра приходится на сумерки. Занесен в Красную Книгу России Запрет охоты на тигров действует с 1947 г.).
- Есть еще один маленький зверек, которого можно встретить на материке Евразия. Под соснами, под елками лежит мешок с иголками?
Наш специалист Кадын Анастасия знает все, об том маленьком зверке.
Сообщение учащихся.
Еж – хищное животное небольших размеров (длина тела 20-30 см, масса 700-800 г) с коротким хвостом. Обитает он в основном в смешанных и широколиственных лесах, но проникает также в тайгу и степь. Ежа можно встретить в запущенных садах, парках и даже в хлебных полях, граничащих с лесом. Днем он прячется под кучей хвороста листвы среди кустарников, ночью выходит кормиться. За ночь еж проходит иногда до 3 км. В темноте он находит пищу при помощи тонкого обоняния. Пищей ежу служат жуки, дождевые черви, мокрицы, моллюски, тритоны, жабы, лягушки. В случае опасности еж свертывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя. Иглы ежа – это видоизмененные волосы, расположенные только на спине.
- Мы с вами познакомились с животными Евразии. Какой можно сделать вывод? (Животный мир разнообразен и уникален).
Но ведь среди растений можно тоже встретить эндемичные виды.
4. Растительный мир Евразии.
- Какие растения характерны только для этого материка?
- От Урала до Тихого океана весь наш Крайний север занимают леса из этого дерева. Запасы его у нас – богатейшие в мире. На сваях из этого дерева стоят дворцы и храмы итальянского города Венеции, здания Архангельска, Санкт-Петербурга. В воде древесина его не подается ни пиле, ни топору. Оно хорошо переносит морозы, светолюбивое, очень красив его кружевной наряд. Хвойное дерево – лиственница.
Сообщение учащихся.
- Мы с вами живем на острове, а вы знаете растения и животных, которые обитают только здесь и их нельзя встретить в центральной части материка.
Растительный и животный мир Евразии очень разнообразен, конечно, мы с вами рассмотрели не все растения и животных, которые обитают на материке.
Ш. Закрепление.
Игра “Кто где живет ”.
V. Итог урока.
Ну вот, ребята, наше путешествие подошло к концу.
-Какими словами вы бы закончили сегодняшнее путешествие?
Люди!
Берегите эти земли, эти воды.
Даже малую былиночку любя
Берегите всех зверей внутри природы
Убивайте лишь зверей внутри себя.
-Что нового вы узнали сегодня?
- Кто доволен нашим путешествием и желает на следующий урок отправиться в новое путешествие по природным зонам Земли?
Д/З стр. 123-128.
Отметки
Маршрутная карта путешественника.
Ф.И. ______________________________________________________
Дата и тема________________________________________________
1.
Название материка
|
Кто исследовал
|
Животный мир материка
|
Растения материка
|
|
|
|
|
- Что понравилось на уроке?_________________________________________
_________________________________________________________________
- Довольны ли вы своей работой?_____________________________________
__________________________________________________________________
|
|
|