|
Изменение подходов к организации детской деятельности в рамках реализации основных принципов фгт
Изменение подходов к организации детской деятельности в рамках реализации основных принципов ФГТ
На современном этапе педагоги дошкольного образования решают задачи перехода на Федеральные государственные требования к реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования ( ФГТ).
На данный момент существующие комплексные программы, на основании которых осуществляется воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях, не соответствуют федеральным государственным требованиям. Анализ содержания ФГТ показывает, что необходимо изменить подходы к организации детской деятельности. Выразиться это должно в отмене учебной деятельности, в обновлении планирования и перевод его в комплексно-тематический вид, в интеграции образовательных областей и совершенствовании системы мониторинга. Если ранее в дошкольном учреждении стремились к формированию у детей большего количества знаний, умений, навыков, то современные требования направлены на развитие интегративных качеств дошкольника за счёт повышения качественного уровня организации воспитательно -образовательного процесса, то есть пересмотра форм организации (не занятие, а например, игровые ситуации образовательного характера) и методов взаимодействия с дошкольникам (проектный, игровой и др.).
В ФГТ указано на необходимость строить образовательный процесс на основе комплексно-тематического принципа приближенного к так называемому "событийному" принципу, что позволяет сделать жизнь детей детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным (данный подход знаком педагогам логопедических групп), что позволяет добиваться значительных успехов. Темы, в рамках которых решаются образовательные задачи, должны, с одной стороны, быть социально значимыми для общества, семьи и государства, с другой стороны вызывать и личностный интерес детей (по крайней мере, большей части группы), обеспечивающий мотивацию образовательного процесса "здесь и сейчас".
Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения, то есть, коллектив педагогов каждого конкретного учреждения может определить и добавить в образовательную программу ряд тем, актуальных для изучения именно в этом учреждении. Учитывая необходимость интегративного и деятельного подхода, на данный момент, основываясь на требованиях Программы воспитания и обучения в детском саду (под ред. М.А.Васильевой) и ,принимая во внимание, основные разработки примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (руководитель авторского коллектива Н.Е. Веракса), основываясь на ФГТ, наш коллектив с сентября 2011 года перешел на новую систему планирования работы: организация совместной деятельности, а именно: непосредственно-образовательной, самостоятельной деятельности и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.
При организации воспитательно-образовательного процесса мы стараемся обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом решая поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному "минимуму". Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса фактически невозможна без взаимосвязи с принципом интеграции. Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается процесс связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса, а именно соединение знаний из разных образовательных областей, дополняя друг друга, например, понятие «героизм» рассматривается в процессе организации различных форм детской деятельности через призму музыки, литературы, живописи.
Самый важный аспект- это научить педагогов строить педагогический процесс от деятельного подхода, то есть в основу организации должно быть положено дело - комплекс интегрированных мероприятий, в итоге реализации которых дети получат зрительно воспринимаемый результат: книга, спектакль, игра и т.д. В предложении темы дела или цели его реализации педагог может опираться на тематическое планирование (календарь знаменательных дат). В ходе реализации задуманного дела дети получают дополнительные и необходимые для них знания, и что самое важное эта познавательная деятельность является мотивированной.
Направление любого дела определяет ведущая образовательная область, от которой строится интегрирование различных видов деятельности дошкольников.
С целью обеспечения безболезненного перехода педагогов к новой форме планирования и новым формам организации педагогами разрабатываются схемы тематического планирования по выбранным для реализации темам.
|
|
|