|
Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить
«Из всех наук, которые должен знать человек,
главнейшая есть наука о том, как жить,
делая как можно меньше зла и как можно больше добра»
Л.Н. Толстой
Пояснительная записка
В современном мире наиболее актуальным стоит вопрос о нравственном и духовном воспитании подрастающего поколения. Воспитание в современных условиях с гуманистической точки зрения – это управление развитием личности. Одним из важнейших проявлений и показаний гуманности являются человеческие отношения между людьми.
Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.
Цели воспитания — ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий
Воспитание нравственной личности – одно из главных условий национального возрождения. Главное в программе нравственного воспитания – системный подход к формированию нравственной позиции ученика.
Актуальность воспитательной программы:
Вопросы нравственного воспитания поднимаются на высшем уровне руководства нашей страны. Сегодня одним из опасных можно назвать процесс разрушения личности, т.к. отовсюду идут искажённые представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Современных детей отличает духовная и эмоциональная незрелость. Всё это объясняет особую значимость и актуальность разработки программы по нравственному воспитанию учащихся.
Гипотеза работы заключается в том, что нравственное воспитание учащихся старших классов будет эффективным, если сконструированная модель нравственного воспитания включает в себя структурные компоненты, принципы, методы и формы и реализуется вследствие воздействия на мотивационную сферу подростков, внедрения в воспитательно-образовательный процесс специально разработанной программы по нравственному воспитанию школьников.
В основе программы лежат принципы:
1.историзма,
2.целостного изучения воспитания в их развитии и взаимной связи;
3.теоретические изыскания отечественных и зарубежных философов, педагогов, психологов по вопросам народной духовной культуры;
4.положение о связи образования подрастающего поколения с историко-культурными ценностями общества, его духовными и национальными истоками;
5.использования личностно-ориентированного подхода в процессе духовно-нравственного воспитания;
Для реализации программы предлагаю следующие методы:
1.наглядный (используется во время экскурсий, наблюдений, проведения игр);
2.словесный (используется при чтении стихотворений, проведении бесед, проведении викторин, конкурсов);
3.практический (при проведении игр, организации вечеров)
Программа рассчитана на учащихся 10-11 классов, включает в себя три направления, связанные между собой: «Воспитать человека», «Воспитать семьянина», «Воспитать патриота»
Основными участниками программы являются:
Учащиеся
Классный руководитель
Родители
Коллектив учителей
Психолог
Руководители кружков и секций
Общественность
Цель и задачи программы
Цель Программы: воспитание духовно-нравственной личности в контексте её всестороннего развития.
Задачи:
1.Воспитание цельной, целомудренной личности, понимающей и принимающей свои обязанности; способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения; познание себя, своих способностей, возможностей для духовно-нравственного саморазвития, самореализации и самосовершенствования:
- формирование традиционного миропонимания и мировоззрения, познание окружающего мира во всем его многообразии, сложности, противоречивости и неоднозначности;
- осознание ценности человеческой жизни и уникальности каждого человека, воспитание бережного отношения к собственной жизни;
- формирование волевого характера, способности преодолевать любые возникающие трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной цели;
- утверждение и развитие системы высших, построенных на любви, эталонов чувств и отношений к миру, к другому человеку и к себе.
2. Восстановление традиционного образа семьи, как величайшей святыни; воспитание традиционной бытовой и семейной культуры, потребности в ответственном и заботливом отношении к членам своей семьи.
3. Освоение национальной культуры и воспитание чувства национального самосознания, национальной гордости, национального достоинства, воспитание уважения к другим народам и их культурам и умению плодотворно взаимодействовать с ними.
4. Воспитание достойного гражданина России, формирование патриотического сознания и самосознания, потребности в гражданском и духовном служении своему Отечеству, приумножении могущества своей Родины; развитие ее материальной и духовной культуры.
5. Осознание себя органичной частью всего человечества, ответственного за его состояние. Восприятие себя как части мира, несущего ответственность за другого человека, за среду обитания и жизнедеятельность не только человечества, но и всего живого на планете.
6. Уважительное бережное отношение к духовному и историческому наследию своего народа; укрепление духовных связей с предшествующими и будущими поколениями России; восстановление традиционной российской духовности и нравственности во всех сферах жизнедеятельности детей и молодежи.
Деятельность классного руководителя в этом направлении направлена на:
развитие желания знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях; знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей и умением выживать в трудных жизненных ситуациях;
воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самосовершенствования;
формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
Основные понятия программы: нравственный выбор, нравственное просвещение и нравственное поведение, выдающиеся люди и их нравственные ценности, самоактуализация и самореализация, жизненные ценности и правила, нравственный опыт.
Формы работы с классом:
Лекции на тему нравственности.
Тематические классные часы.
Работа психолога, проведение тренингов и тестов соответственно направленности.
Кинопросмотры.
Дискуссии.
Изучение нравственного наследия, имеющего общечеловеческий характер
Праздничные поздравления одноклассников, педагогов, сюрпризы, конкурсы.
КТД
Содержание программы
Часть 1. «Воспитать человека»
Часть 2. «Воспитать семьянина»
Часть 3. «Воспитать гражданина»
Нормативно – правовая база:
1.Конституция РФ 1993 г.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»
3. Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 N 1760-р (ред. от 16.07.2009) «О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации»
4. Постановление Правительства РФ от 05.10.2010 N 795 (ред. от 17.01.2013) "О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы»
5.Закон об основных гарантиях прав ребёнка в РФ № 124 от 24.07.1998 г.
6.Конвенция о правах ребёнка 1990 г.
7.Всеобщая Декларация прав человека 1948 г.
8. Устав муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа», с. Зикеево Жиздринского района
Сроки и этапы реализации Программы 2012 – 2014 год
I этап - Подготовительный, сентябрь-декабрь 2012 учебный год, 10 класс
II этап - Проектный, январь 2012-апрель 2014 учебный год, 10-11 класс
III этап – Аналитический, май 2014 года, 11 класс
Ожидаемые конечные результаты Программы
Реализация программы позволит воспитать выпускника, адаптированного к условиям современного общества:
- сформировавшего в себе личностные качества, обладающего культурой общения и постоянно развивающегося в этом направлении;
- объединяющего в себе нравственные нормы поведения и чувство патриотизма;
- креативно мыслящего, сохраняющего при этом последовательность рассуждений;
- психологически адаптированного: устойчивого к стрессам, имеющего навыки самопознания, самоорганизации;
- испытывающего потребность в труде, профессиональной деятельности;
- способного руководить, решать проблемы, склонного к научно-исследовательской работе;
- способного рационально организовать свой досуг.
Два мира есть у человека:
Один, который он творил.
Другой, который мы от века
Творим, по мере наших сил.
Н.Заболоцкий
Часть 1. «Воспитать человека»
Цель: создание условий для гармонично развитой личности, воспитание мирного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию по отношению к ней.
Задачи:
формировать потребность к воспитанию своих морально-волевых качеств.
Предполагаемый результат деятельности:
высокий уровень самосознания,
самодисциплина,
понимание учащимися ценности человеческой жизни,
справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
Примерная тематика классных часов
Месяц
|
1-й год реализации2012-2013 уч.год
|
2-й год реализации2013-2014 уч.год
|
сентябрь
|
Диагностика нравственных приоритетов учащихся
|
Поговорим о нравственности… (беседа)
|
октябрь
|
«Я среди людей, люди вокруг меня» (деловая игра)
|
“Я имею право на…” (дискуссия)
|
ноябрь
|
«Чувство взрослости. Что это такое?» (Беседа)
|
Этическая беседа «Будь слугой совести и хозяином воли»
|
декабрь
|
Как научиться властвовать собой? (тренинг)
|
Стресс в нашей жизни (тренинги)
|
январь
|
Круглый стол «Конфликт и способы его разрешения»
|
«Сострадание. Право на лучшую жизнь»» (классный час)
|
февраль
|
«О милосердии" (беседа)
|
Брейн-ринг «Важные мелочи повседневного этикета»
|
март
|
«Никого дороже нет…» (урок-презентация посвящен Дню матери).
|
"Человек и закон" (Деловая игра)
|
апрель
|
Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть (беседа)
|
Диспут «Разумное и нравственное всегда совпадает» (Л.Н.Толстой)
|
май
|
Классный час «Основы нравственной личности – стыд, жалость и доброжелательность»
|
Какие воспоминания оставлю я о себе в школе (классное собрание)
|
Домашний очаг должен быть
не местопребыванием,
а местом, куда мы всегда возвращаемся.
А.Монтерлан
Часть 2. «Воспитать семьянина»
Цель: воспитание подрастающего поколения в качестве надежных семьянинов, возрождение семейных ценностей, создание условий для благоприятного вхождения учащихся в мир социальных отношений через укрепление внутрисемейных связей.
Задачи:
-
формировать уважение к членам семьи;
воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности:
сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
сформировано представление о том, что настоящие сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Примерная тематика классных часов
Месяц
|
1-й год реализации2012-2013 уч.год
|
2-й год реализации2013-2014 уч.год
|
сентябрь
|
Дела семейные (дискуссия)
|
Национальные семейные традиции
|
октябрь
|
Супружество без брака?
|
Есть ли будущее у российской семьи? (беседа)
|
ноябрь
|
Путешествие в прошлое своей семьи
|
«С любовью к бабушке» (концерт, посвященный Дню Матери)
|
декабрь
|
Воспитание притчей (беседа)
|
Семейный альбом(презентация творческих проектов)
|
январь
|
Современные Ромео и Джульетта
|
Дети без родителей
|
февраль
|
Ранние браки (беседа)
|
Любовь-прекрасное чувство
|
март
|
Роль семьи в воспитании.
|
Семья в жизни человека
|
апрель
|
Кнуты и пряники Домостроя
|
Взаимоотношения взрослых и детей в семье (тренинг)
|
май
|
«Моя семья-мое богатство»
|
Международный День семьи (концертная программа)
|
Любовь к Отечеству и любовь к людям –
это два быстрых потока, которые, сливаясь,
образуют могучую реку патриотизма.
В.Сухомлинский
Часть 3. «Воспитать гражданина»
Цель: формирование высокой культуры межличностных отношений, чувства ответственности за развитие своей страны; культуры творческого поиска, саморазвития.
Задачи:
развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность к защите её свободы и независимости;
воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит Родину, гордится ей
изучает её историко-культурное, духовное наследие
верен своему гражданскому долгу
готов к защите Отечества.
Примерная тематика классных часов
Месяц
|
1-й год реализации2012-2013 уч. год
|
2-й год реализации2013-2014 уч. год
|
сентябрь
|
День Знаний. Классный час: «Урок - Россия».
|
Классный час « 20 лет Конституции России»
|
октябрь
|
Круглый стол «Современные проблемы России»
|
«Пусть не повторится никогда…» (Классный час посвященный Дню памяти жертв политических репрессий) (беседа)
|
ноябрь
|
«Афганистан болит в моей душе»; (Урок-презентация)
|
Классный час «Солдат войны не выбирает».
|
декабрь
|
Исторический брейн-ринг «Государственная символика РФ»
|
Беседа «Защита Отечества – долг каждого гражданина»
|
январь
|
Экспресс-анкета «Что ты знаешь о своих правах и обязанностях»
|
«Культура и традиционный образ жизни коренных народов РФ»
|
февраль
|
«Есть такая профессия – Родину защищать»
|
Дискуссия «Гении и злодеи в политике государства»
|
март
|
«Может ли быть патриотом тот, кто живет за пределами своей Родины?» (дебаты)
|
Классный час «Мораль и право – дороги, ведущие к человечности»
|
апрель
|
Час общения «Задержан милицией. Как себя вести?»
|
Классный час «Молодежь и выборы»
|
май
|
«Великая Отечественная война в судьбе моей семьи»
|
«Есть ли границы у свободы?» (дискуссия)
|
|
|
|