Главная страница

Из опыта работы с детьми с девиантным поведением учителя истории


Скачать 33.58 Kb.
Название Из опыта работы с детьми с девиантным поведением учителя истории
Дата 04.03.2016
Размер 33.58 Kb.
Тип Документы



ШАГ НАВСТРЕЧУ
(Из опыта работы с детьми с девиантным поведением учителя истории)
Иногда мне кажется, что вся мудрость русского народа заключена в пословицах и поговорках, которые поколения бережно сохранили и донесли до нас. Да взять хотя бы эту, знакомую с детства: «Век живи - век учись».

На десятом году моей педагогической деятельности в качестве преподавателя истории, когда прошли сомнения в профпригодности и правильности выбранного пути, когда пришел опыт грамотного выстраивания отношений с обучаемыми, проведения разного типа уроков и появились положительные результаты, когда появилось ощущение собственного всемогущества, судьба преподнесла мне «подарок» в виде 6-м класса. Первые уроки, проведенные в этом классе, были похожи на кошмарный сон. Из восемнадцати учеников, среди которых были две девочки, только шесть человек могли спокойно внимать учителю в течение двадцати минут кряду. Внимание большинства учеников заканчивалось на второй минуте урока. Надо сказать, что предыдущие пять лет мне довелось преподавать в старших классах и основной формой урока была лекция с последующим обсуждением изложенного. Уроки проходили неплохо, все были довольны, и у меня сложилось убеждение, что эта форма урока в моем случае самая эффективная. С этим убеждением я пришла в шестой класс и потерпела полное фиаско. Первые уроки проходили в постоянной борьбе за порядок и дисциплину, организации работы класса и отдельных учащихся. План урока не выполнялся. Обращения к совести и сознанию учащихся оставались гласом вопиющего в пустыне. Наступило время тяжелых раздумий и переосмысления собственного опыта, поисков выхода из сложившейся ситуации.

Вместе с классным руководителем мы проанализировали состав класса и прежний опыт учащихся в изучении истории. Оказалось, что три четверти учащихся за пятый класс имели « удовлетворительно» по истории Древнего мира; лишь один шестиклассник в анкете назвал историю любимым предметом; пять учеников пришли в класс из коррекционной школы; у многих учеников были серьезные проблемы с поведением в пятом классе. Собравшись в одном месте, они создали среду, в которой многие мои коллеги, более опытные и заслуженные, почувствовали себя новоиспеченными выпускниками педвуза.

Ситуация прояснилась, однако на душе не стало легче. Нужно было выполнять учебный план. Нужно было общаться с классом. Нужно было, в конце концов, доказать самой себе, что я могу смогу справиться с проблемой. И наступило время поиска, изучения опыта коллег, время проб, ошибок и первых побед. Для начала я для себя разделила класс на три группы. В первую вошли три человека, у которых проявился интерес к истории. Во вторую, самую многочисленную группу, вошли ученики, которых нужно было все время мобилизовывать на учебу. В третьей оказались два мальчика: один гиперактивный, другой –«лунный мечтатель». Учащиеся, входившие в разные группы, работали в разном темпе: пока вторые вникали в суть вопроса или задания у первых уже был готов ответ, а третьи только открывали учебник. Чтобы хоть как-то выровнять работу класса, при подготовке к уроку пришлось продумывать разноуровневые задания для всех трех групп. Сегодня, скажем, пока основная группа учащихся работает с учебником в поисках ответа на поставленные вопросы, «продвинутые» ученики работают с дополнительным материалом или ищут дополнительные сведения в Интернете. Третья группа с моей помощью выписывает новые понятия и определения.

Существенной корректировке подверглась и организация урока. Если раньше я шла по апробированной схеме «повторение - изучение нового материала - закрепление», при этом основным источником знаний для учащихся была я сама, то теперь все изменилось. После размышлений я пришла к выводу, что главной формой участия учащихся в уроке должен стать самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы. Учитель в этом случае будет не единственным носителем истины, а проводником в страну знаний, попутчиком, советчиком. Он знает кратчайшие пути к ответам на вопросы, он уже прошел этими дорогами и ему можно доверять.

Конец первой четверти и вся вторая четверть ушли на внедрение нового типа урока в шестом классе. Пришлось много работать, читать дополнительной литературы, подружиться с Интернетом, обновить учебно-методический комплекс, выбить у администрации новейшие технические средства обучения для кабинета. Зато теперь в течение одного урока шестиклассники могут поучаствовать в различных формах деятельности: поработать у доски, заполняя таблицу; почитать учебник и найти ответы на поставленные вопросы; посмотреть видеосюжет или фрагмент фильма; ответить на вопросы теста; разгадать кроссворд; познакомиться с историческими документами; почерпнуть в Интернете дополнительную информацию по изучаемой теме. Теперь моя задача состоит в том, чтобы сформулировать вопросы, организовать работу творческих групп, организовать обсуждение и подвести класс к выводам.

Не могу сказать, что все проблемы решены. На уроках по-прежнему шумно, но это уже рабочий шум. Мои шестиклассники еще не научились спокойно выслушивать чужое мнение и возражать аргументировано. Нам никогда не хватает времени урока. Но если раньше по звонку они рвались из класса, то теперь их приходится выставлять силой, отрывать от Интернета.

Вот так мы и живем, уча друг друга. И это учение доставляет мне радость и удовольствие, равно как и общение с моим 6-м классом.