Главная страница

Исследовательская деятельность учащихся на уроках истории как одно из условий формирования творческой личности


Скачать 44.46 Kb.
Название Исследовательская деятельность учащихся на уроках истории как одно из условий формирования творческой личности
Дата 11.02.2016
Размер 44.46 Kb.
Тип Документы

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

 

Любовь к родному краю,

знание его истории –

основа, на которой только и

может осуществляться

рост духовной культуры

всего общества.

Д.С. Лихачев

 

Сегодняшние процессы глобализации и трансформации, наблюдающиеся в России и мире, приводят к разрушению общегосударственной идентичности, а вместе с ней региональной. В послании президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию (2012 г.) большое внимание уделяется необходимости формирования региональной идентичности как некой объединяющей национальной идеи. Для каждого субъекта Российской Федерации эта проблема является особенно  актуальной, так как от формирования местного самосознания во многом зависит будущее родного края и страны в целом.

Считаю, что важную роль в формировании региональной идентичности играют гуманитарные дисциплины, особенно история и краеведение. Одним из условий формирования местного самосознания является исследовательская деятельность учащихся.

В своей работе я опираюсь наидеи специалистов по исследовательской деятельности (А.В. Леонтович, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков), а также ученых, которые занимались проблемами региональной идентичности. (А.Гончарик, Г.С. Корепанов, Л.В.Смирнягин)

По мнению А.В. Леонтовича,исследовательская деятельность - совокупность действий поискового характера, ведущих  к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.

Такая работа предполагает наличие основных этапов, характерных для реального научного исследования и в целом соответствует традициям в научной сфере:

                     постановка проблемы;

                     изучение теории, посвященной данной проблематике;

                     подбор методик исследования и практическое овладение ими;

                     сбор материала, его анализ и обобщение;

                     выводы.

Свою работу по организации исследовательской деятельности учащихся и формированию региональной идентичности выстраиваю на основе различных методов, но ведущими считаю: проблемный метод, исследовательский, метод проектов.

В рамках проблемного метода на уроках часто использую проблемные задания.

Развитию исследовательских способностей учащихся способствуют задания, которые предполагают рассмотрение явления с различных точек зрения. Например, на уроке в 9 классе по теме «Саратовская область в годы Великой Отечественной войны» после исследования мемуаров полководцев, газетных статей, карт, воспоминаний учащимся предлагается составить рассказ о жизни в нашем крае в годы войны с позиции участника, очевидца, современника событий.

Ведущим в моей деятельности является исследовательский метод. Чаще всего он успешно реализуется в такой форме урока как лабораторное занятие.

Учащиеся самостоятельно раскрывают сущность проблемы, работая с различными видами источников информации.

Например, на уроке в 7 классе по теме «Крестьянская война под предводительством Пугачева» учащиеся работают в группах с историческими документами и с «Историей пугачевского бунта» А.С. Пушкина. Свои результаты исследования личности Е.И. Пугачева и событий 1773-1775 гг. учащиеся представляют от имени историков, литераторов, критиков.

В своей работе использую метод проектов, который помогает решать задачи формирования региональной идентичности, воспитывать чувство патриотизма. Например, моими учениками были созданы проекты по темам: «Традиции народов Поволжья», «Памятники нашего города», «Их именами названы улицы города».

Рамок урока для организации исследования не хватает, поэтому в полной мере оно реализуется во внеурочной деятельности, которая мною организуется в разных формах.

Большое значение в формировании местного самосознания и патриотических чувств я придаю поисковой деятельности учащихся. Например, результаты работы по теме «Вклад моей семьи в дело победы» мы оформили в виде стенда «Будем помнить о них всегда». Такая форма внеурочной деятельности, на мой взгляд, формирует устойчивый интерес к истории родного края, его культуре и любовь к малой Родине.

Я считаю, что первым исследованием ученика должна быть родословная, так как, во-первых, семья для ребенка - неоспоримая ценность, а во-вторых, через историю семьи, ребенок изучает и историю страны. Таким образом, в ходе изучения истории семьи происходит одновременно и развитие исследовательских способностей  учащихся, и углубленное изучение истории России, а также формирование местного самосознания.

Работа эта сложная и кропотливая, для её облегчения использую алгоритм изучения истории семьи, который предполагает последовательное прохождение всех этапов.

Алгоритм создания родословной

1.                Работа с терминологией

2.                Опрос родственников

3.                Изучение семейного архива

4.                Обращение в государственные архивы

5.                Составление родословной схемы.

Для составления родословной схемы, так называемого древа, мы используем компьютерную программу «Древо Жизни». При помощи неё удобно осуществлять хранение, систематизацию и отображение собранной информации.

Работу над родословной начинают все учащиеся в 5 классе на уроках истории, обществознания, знакомятся с правилами ее создания и делают первые шаги по ее составлению. Самые заинтересованные школьники продолжают эту деятельность в рамках научного общества учащихся.

Для успешной реализации данного направления осуществляется взаимодействие с учителями-предметниками, культурными центрами.

Неоценимую помощь оказывают родственники учащихся: бабушки, дедушки, родители. Работа над родословной превращается в проект, который способствует сплочению семьи, возрождению семейных ценностей и формированию региональной идентичности.

Таким образом, исследовательская деятельность учащихся, основанная на материале истории родного края, развивает интерес к истории, творческие способности школьников, воспитывает уважение к истории и культуре народов, живущих на территории края, терпимость к убеждениям других людей, и в целом обеспечивает основу для формирования региональной идентичности.