|
Использование технологий проблемного обучения на уроках истории (Слайд №1)
Использование технологий проблемного обучения на уроках истории
(Слайд №1)…Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что если останется жить Земля,
Высшим достоинством человечества
Станут когда-нибудь учителя.
Добрый день!
(Слайд №2)Я Хуснутдинова Гульнур Гумаровна учитель истории Гимназии № 20».Часто размышляю о том, как сделать так, чтобы моя школьная жизнь, прожитая вместе с коллегами и учениками, не прошла бесследно, чтобы мои знания, моя помощь, моя любовь к детям оказались востребованными. Я часто задаюсь вопросом, что должно быть главным для учителя? И больше всего убеждаюсь в том, что главное - увидеть индивидуальность ученика и сохранить её, помочь ребёнку поверить в свои силы.
Роджер Левин писал: «Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”.
(Слайд №3) Поэтому тема моего педагогического опыта: «Использований технологий проблемного обучения на уроках истории».
Почему я использую именно эту технологию?
В своей педагогической практике я столкнулась с определенными проблемами: во-первых, имея ограниченные возможности использования полученных по истории знаний вне класса, учащиеся, теряют интерес к изучению истории; во-вторых, в процессе обучения происходит снижение уровня самостоятельности учеников. (Слайд №4)Таким образом, возникает конфликт между целями учения и стилем преподавания, который мешает развитию способности ребенка учиться.
(слайд №5) Основная цель моей методической темы– вызвать к действию внутренние побуждения учащихся, потребность к поиску как необходимому условию в формировании нового отношения к деятельности, подвести их к пониманию возникшей трудности и желанию искать пути, позволяющие преодолеть эту трудность.
Актуальность данной технологии заключается в том, что сегодня нужны люди, способные решать проблемы, находить неординарные, творческие решения возникших противоречий. А значит, необходимо уже в школьные годы научить учащихся самостоятельной работе при решении проблемных ситуаций. Такие уроки способствуют развитию устной речи, активизируют мыслительную деятельность, прививают интерес к предмету, формируют культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения.
(слайд №6) Сложности данной технологии. Научить всех всему тому, о чем сказано выше, в короткий срок нереально. Необходима длительная и кропотливая работа с учетом индивидуальных особенностей детей и оказание им дифференцированной помощи в преодолении трудностей. На начальной стадии проблемного обучения учащимся необходимы точные указания, где они могут найти дополнительные сведения, что с чем следует сопоставить. Наиболее сильные ученики активно включаются в поиск. Намечают и применяют различные пути подхода к разрешению вопроса. Им не нужно частое вмешательство учителя, они стремятся к самостоятельности.
Ученики со средними учебными возможностями, в отличие от сильных учеников, нуждаются в большей помощи. Главная их трудность – правильно определить этапы действия по проблеме, последовательно и логично раскрыть содержание задачи. Задача учителя –довести до сознания учеников, что является причиной, а что следствием. Это и является основой строгой логической последовательности.
Ученики со слабыми учебными возможностями на первых порах теряются и часто отказываются от самостоятельного познавательного поиска. Для таких учащихся необходимо расписать весь ход действий и указать источники, к которым следует обратиться. Этих учащихся надо учить процессу доказательства.
(Слайд №7) При постановке проблемы необходимо учитывать объем работы, темп и дать необходимые инструкции и разъяснения, зачем нужна данная работа. Зачастую такая работа требует показа образца.
Практическое использование методики проблемного обучения.
(Слайд №8) Этапы методики проблемного обучения.
1.На первом этапе разрабатываются проблемные вопросы, ситуации. Проблемный вопрос должен быть:
• сложным, сопряженным с противоречиями;
• увлекательным, но соответствующим логике науки;
• ёмким, способным охватить широкий круг вопросов;
• предполагающим научный спор на базе различных толкований;
• создающим затруднения, необходимые для проблемной ситуации.
Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию осуществляется:
• через углубление проблемного вопроса;
• через поиск разных граней его решения;
• через сопоставление разных вариантов ответов.
2.Затем определяется форма решения проблемных ситуаций:
• дискуссия;
• научный спор;
• проблемная лекция;
• проблемные задачи и задания;
• задачи исследовательского характера;
• исторические документы, тексты, материалы с проблемной направленностью.
3.Рефлексия.Когда мы проводим итоги.
При разработке вопросов, заданий обязательно учитываются:
• уровень развития школьников;
• характер исторического материала;
• педагогические цели;
• творческие и познавательные способности учащихся, их интересы и потребности.
(Слайд №9) Проблемное задание.
В 8 классе перед изучением темы «Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов».можно поставить перед учащимися учебную проблему (задачу) следующим образом:
«Сегодня на уроке мы попытаемся понять, ради чего декабристы рисковали своей жизнью, карьерой? Достойны ли декабристы нашей памяти и уважения?»
Изучив ход и итоги выступления, знакомлю ребят с различными точками зрения на выступление декабристов.
Оценки движения декабристов:
1. «Это были утописты, романтические политики или политические дилетанты» (П. Вяземский).
2. «Именно потому, что им не безразлична судьба русского народа, потому что они патриоты и вольнолюбцы, они идут на штурм устоев самодержавия» (В. Ленин).
3. «Вся будущность страны в один прекрасный день была разыграна в кости несколькими молодыми людьми, между трубкой и бокалом вина» (П. Чаадаев).
4«Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье» (А. Пушкин).
После ознакомления с материалом темы проводится дискуссия «Кто же такие декабристы? Патриоты? Злодеи? Авантюристы?».
Итог дискуссии подводится словами М.И. Муравьева-Апостола: «Счастлив тот, кто в состоянии принести жертву своей Родине, он имеет право на уважение и почет своих соотечественников».
(Слайд №10) Некоторые методические приемы создания проблемных ситуаций:
1) подвести к противоречию и предложить ученикам самим найти способ разрешения;
2) сталкивание противоречий;
3) изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
4) рассматривание явления с различных позиций;
5) побуждать делать сравнения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
6) постановка проблемных задач с недостаточными или избыточными исходными данными.
Например Проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными.
Текст задания-характеристики подобран так, что содержит как хорошо известную для детей информацию, так и новую. Объем новой информации значительно превышает объем старой, известной. Поэтому задания носят более информативный характер, чем обычные контрольные. Чтобы успешно выполнить такое задание, ученик должен обладать не только определенным минимумом исторических знаний, но и уметь работать с текстом (выделить главное, найти ключевое слово-подсказку). С помощью данного вида задания
развивается познавательный интерес. Как, например, при обсуждении личности Аракчеева.
(Слайд №11) (Показать на слайде.)Этот человек служил трем императорам и одной императрице. Начал службу как преподаватель математики и артиллерийского дела. В конце жизни он мог похвастаться многими званиями, титулами и должностями, которые он занимал: генерал от артиллерии, сенатор, граф, комендант Санкт-Петербурга. В основном вся его жизнь была связана с армией, но в военных действиях Аракчеев участия не принимал, даже в 1812 году. Поэтому он отказался от пожалованного ему в 1814 году звания генерала-фельдмаршала.
Являясь прекрасным исполнителем, Аракчеев иногда позволял себе спорить с императором. Сначала выступил против идеи военных поселений, а потом стал их организатором и начальником. Занимался крестьянским вопросом, предложил проект, по которому крестьяне получили бы свободу через 200 лет, но в своем имении открыл крестьянский банк и госпиталь для крестьян.
Этот человек на долгие годы стал символом консерватизма и реакционности. При этом в его библиотеке, насчитывающей 15 тысяч томов, было 100 томов запрещенной цензурой литературы.
А.С. Пушкин писал про него:
Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель
И Совета он учитель.
А царю он – друг и брат.
Полон злобы, полон мести,
Без ума, без чувств, без чести…
Анализ альтернативных оценок прошлого подводит учащихся к пониманию сложности исторического поиска, воспитывает уважение к различным точкам зрения, стимулирует формирование собственного подхода к истории.
(Слайд №12) Завершающей частью при проблемном обучении является проверка правильности решения проблемы и закрепление нового материала в памяти учащихся. Контроль самостоятельной работой учащихся необходим, прежде всего, для того, чтобы придать уверенности в правильности выполнения работы и исправить ошибки.
(Слайд №13 ) МОНИТОРИНГ
Использование этой технологии показала следующие результаты. Обратите внимание на слайд. Мониторинг показан в разрезе 3-х лет. Мониторинги являются одним из основных показателей деятельности моей работы .
Мои ученики принимают участие в конкурсах и мероприятиях различного уровня. За три года работы по данной теме мои ученики показали следующие результаты. В 2014-15 учебном году Фаттахова Алиса стала победителем муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников и вышла на республику. В 2013 году Хабибуллина Алия заняла 3 место конференции «Ломоносовские чтения»и «Интеллект. Карьера». Также мои ученики активно участвуют разных городских мероприятиях, конференциях, конкурсах и олимпиадах.(Слайд №14)
Как же оценить то, что познано, вложено в своих учеников? Количеством призов и грамот? Наверное, и ими тоже, но главные критерии оценок в другом. Ученики с нетерпением ждут любимых занятий. Не идут, а бегут на урок. С желанием осваивают новое.
Таким образом, проведённая диагностика подтверждает стабильность сформированности знаний, умений и навыков по предмету, а также повышение уровня познавательного интереса к предмету. Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от общепринятых или твёрдо установленных знаний , способность избегать лёгких, неинтересных ответов. Положительная динамика и высокий уровень разработанности характерны для учащихся, способных к изобретательской и конструктивной деятельности. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э.Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».(Слайд №15)
(Слайд №16) Я еще и классный руководитель 8 «Б» класса. Всего 21 учащихся.Через классно-урочные и внеклассные мероприятия такие как викторины, диспуты, конкурсы, походы, экскурсии учу детей быть добрыми, отзывчивыми. Мы вместе с детьми создали копилку добрых дел, в эту копилку каждый кладет записки , где написаны какие добрые дела они сделали. В конце каждой недели мы подводим итоги.
Я учитель и хочу чтобы мои ребята с искренним чувством благодарности вспоминали своего учителя и искали встречи, что бы просто поговорить, рассказать о себе, вспомнить что- нибудь из прошлого. (Слайд №17)
|
|
|