Главная страница

«Русский мир память сердца». (О войне через 70 лет)


Скачать 45.98 Kb.
Название «Русский мир память сердца». (О войне через 70 лет)
Дата 06.03.2016
Размер 45.98 Kb.
Тип Документы

Тема: «Русский мир – память сердца». (О войне...через 70 лет).

Победа в Великой Отечественной войне – величайшее событие современной мировой истории. В жестокой борьбе с фашизмом СССР и его союзники отстояли наше право на жизнь, Родину и свободу. Этот факт неподвластен ревизиям и переоценкам. Во имя наших предков, во имя живых и павших- Победа священна. Мы, потомки воинов, имеем право на эти слова.

Мы обратились к представителям некогда единого Советского Союза, людям совершенно разных национальностей с тем, чтобы они поделились документами, фотографиями, воспоминаниями, семейными архивами, рассказали о том, как чтят память о войне в различных странах, как поддерживаются военные захоронения, о тех мероприятиях, которые прохо-дят в связи с 70-летием Победы по всему миру. А акция «Георгиевская ленточка», которая уже далеко шагнула за российские границы.

Очевидно, что Вторая мировая война остается «живой» политическойтемой на пространстве СНГ и Балтии. Именно поэтому вполне естествен-но наше стремление узнать о войне все. Но делать это мы должны гра-мотно, по-научному. Необходимо максимально освободить историю отвлияния конъюнктуры, придерживаться системного и многофакторногоанализа, основываться в своих суждениях на изучении документальныхпервоисточников, а не на мифах, небылицах и фальсификациях. И, конеч-но, самое главное – это бережно сохранять и охранять память и войне и оПобеде. Надо сделать все, чтобы никому и никогда не удалось украсть унас нашу общую Победу!Уверен, что историческая память, документально зафиксированнаяправда о Второй мировой войне действительно может и должна стать ре-альным инструментом для развития социокультурной интеграции странбывшего СССР. На этом пути сейчас, как никогда раньше, необходимообъединение усилий, улучшение координации архивистов, историков,профессиональных и общественных деятелей.

Какие концептуальные трансформации произошли в системе исторического образования за период, прошедший по-сле распада советской и – шире – социалистической системы? Что представ-ляют собой национальные версии истории войны, изложенные в учебниках разных стран, что между ними общего и в чем заключается разница?Внимание к этим вопросам со стороны государства, научного и педа-гогического сообществ, а также общественности всегда было и остаетсядовольно пристальным. Особенно остро проблема исторического образо-вания стоит в так называемых переходных обществах.

Наряду с детальным изучением содержания учебников, а также проб-лем патриотического воспитания молодежи важно представлять себе, как воспринимает события почти 70-летней давности сама молодежь. Из каких знаний, образов, символов и, наконец, стереотипов складывается картинаВторой мировой и Великой Отечественной войн в юношеском сознании?

Ис-ходя из степени и радикальности пересмотра истории в целом и историиВеликой Отечественной войны в частности, мы выделили три основныхтипа исторических версий.

Первый тип

близок к традиционной позднесоветской концепции, ко-торая включает следующие позиции:• решающий вклад в победу внес СССР;• Великая Отечественная война продемонстрировала преимуществасоциалистического строя и коммунистической идеологии над миром ка-питализма и социального неравенства;• морально-политическое единство советского народа стало залогомпобеды над фашизмом;• Коммунистическая партия – организатор борьбы советского народа;• результатом победы СССР во Второй мировой войне стали народно-демократические революции и расширение мира социализма в ВосточнойЕвропе.Эта версия поддерживает также и позитивный образ советского руко-водства, но вместе с тем, когда дело касается Сталина, стремится описыватьдействия Верховного советского командования деперсонифицированно.

Второй тип

исторических версий содержит трансформированныеконцепции Второй мировой и Великой Отечественной войн.В них, как правило, освещаются ранее замалчивавшиеся репрессии.Каждая страна стремится представить свой вклад в победу над фашиз-мом как можно большим. В учебниках, основанных на таком подходе кистории, обсуждается также тема коллаборационизма, часто в нейтраль-ном, а нередко и в сочувственном ключе. Здесь присутствует критическоеотношение к советской социально-экономической системе. Осуждениюподвергаются действия советского руководства на первых этапах войны.Учебный материал включает новые понятия и темы, многие из которых ранее находились под запретом (например, Холокост, Катынь, быт в годывойны, взаимоотношения народа и власти и др.). Для учебников этоготипа характерно присутствие новых трактовок событий и документов.

Третий тип

исторических версий основан на радикальном пересмот- ре событий Второй мировой и Великой Отечественной войн.

В учебниках, написанных на основе таких версий, как правило, ста-вится знак равенства между Гитлером и Сталиным и утверждается, чтооба диктатора несут равную ответственность за развязывание войны. Вних затушевывается решающая роль СССР в победе над фашистской Гер-манией. Среди главных факторов, определивших поражение Германиии победу СССР, называются климатические условия («Гитлера победил русский мороз»), а также количественные показатели – огромные люд-ские ресурсы, брошенные на борьбу с фашизмом.Важной составляющей идейного содержания учебников третьего типаявляется также трактовка действий СССР после 1944 г., которые характери-зуются как захватнические. Германское общество в этом контексте (особенногражданское население) все чаще предстает в роли невинной жертвы войны.В школьных учебниках ряда государств радикально трансформируют-ся оценки еще одного явления, порожденного войной, – коллаборацио-низма. Теперь нередко коллаборантов объявляют национальными героя-ми, достойными уважения, наград и вечной памяти.

2015-й – год 70-летия Великой Победы. Мы отметим её всем миром – многомиллионным Русским миром, чтящим своих героев. Отметим заботой о ветеранах. Отметим памятью о войне, каждом дне и сражении, каждом её участнике. Мы вспомним всех поимённо. Это наш долг и веление наших сердец. По всему миру, в самых разных странах стоят обелиски в честь участников и героев войны. Это мы, люди Русского мира, заботливо их сохраняем. Мы учим историю и собираем реликвии, создаём музеи и поисковые отряды. Мы бережём нашу общую память, овеществлённую в письмах и фотографиях, в документах и мемуарах наших родных и близких.

Давайте расскажем об этом друг другу и миру! Расскажем о тех, кого знаем и любим, о тех, кто навечно жив в нашей благодарной памяти. Расскажем искренне и вдохновенно. И низко поклонимся всем Русским миром их высокому подвигу. В целях сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне и в ознаменование 65-летия Победы фонд «Русский мир» объявляет международную акцию «Русский мир – память сердца».

Мы направляем свои усилия на сбор информации о ветеранах войны, живущих в разных странах, о памятниках и обелисках её участникам, о малых музеях и семейных архивах. Мы будем собирать рассказы о людях Русского мира, судьбы которых отмечены печатью военных лет. Мы представим все материалы на своих информационных ресурсах, и это станет уникальной летописью Русского мира, летописью мужества и беспримерной стойкости.

Необходимо всем представителям Русского мира – студентам и школьникам, ветеранам и членам их семей, исследователям и журналистам, поисковым отрядам, университетским и школьным музеям, православным приходам включиться в пропаганду истории Войны 1941-1945 гг и её героев! Это наше общее дело. Это память наших сердец.