|
«Русский мир память сердца». (О войне через 70 лет)
Тема: «Русский мир – память сердца». (О войне...через 70 лет).
Победа в Великой Отечественной войне – величайшее событие современной мировой истории. В жестокой борьбе с фашизмом СССР и его союзники отстояли наше право на жизнь, Родину и свободу. Этот факт неподвластен ревизиям и переоценкам. Во имя наших предков, во имя живых и павших- Победа священна. Мы, потомки воинов, имеем право на эти слова.
Мы обратились к представителям некогда единого Советского Союза, людям совершенно разных национальностей с тем, чтобы они поделились документами, фотографиями, воспоминаниями, семейными архивами, рассказали о том, как чтят память о войне в различных странах, как поддерживаются военные захоронения, о тех мероприятиях, которые прохо-дят в связи с 70-летием Победы по всему миру. А акция «Георгиевская ленточка», которая уже далеко шагнула за российские границы.
Очевидно, что Вторая мировая война остается «живой» политическойтемой на пространстве СНГ и Балтии. Именно поэтому вполне естествен-но наше стремление узнать о войне все. Но делать это мы должны гра-мотно, по-научному. Необходимо максимально освободить историю отвлияния конъюнктуры, придерживаться системного и многофакторногоанализа, основываться в своих суждениях на изучении документальныхпервоисточников, а не на мифах, небылицах и фальсификациях. И, конеч-но, самое главное – это бережно сохранять и охранять память и войне и оПобеде. Надо сделать все, чтобы никому и никогда не удалось украсть унас нашу общую Победу!Уверен, что историческая память, документально зафиксированнаяправда о Второй мировой войне действительно может и должна стать ре-альным инструментом для развития социокультурной интеграции странбывшего СССР. На этом пути сейчас, как никогда раньше, необходимообъединение усилий, улучшение координации архивистов, историков,профессиональных и общественных деятелей.
Какие концептуальные трансформации произошли в системе исторического образования за период, прошедший по-сле распада советской и – шире – социалистической системы? Что представ-ляют собой национальные версии истории войны, изложенные в учебниках разных стран, что между ними общего и в чем заключается разница?Внимание к этим вопросам со стороны государства, научного и педа-гогического сообществ, а также общественности всегда было и остаетсядовольно пристальным. Особенно остро проблема исторического образо-вания стоит в так называемых переходных обществах.
Наряду с детальным изучением содержания учебников, а также проб-лем патриотического воспитания молодежи важно представлять себе, как воспринимает события почти 70-летней давности сама молодежь. Из каких знаний, образов, символов и, наконец, стереотипов складывается картинаВторой мировой и Великой Отечественной войн в юношеском сознании?
Ис-ходя из степени и радикальности пересмотра истории в целом и историиВеликой Отечественной войны в частности, мы выделили три основныхтипа исторических версий.
Первый тип
близок к традиционной позднесоветской концепции, ко-торая включает следующие позиции:• решающий вклад в победу внес СССР;• Великая Отечественная война продемонстрировала преимуществасоциалистического строя и коммунистической идеологии над миром ка-питализма и социального неравенства;• морально-политическое единство советского народа стало залогомпобеды над фашизмом;• Коммунистическая партия – организатор борьбы советского народа;• результатом победы СССР во Второй мировой войне стали народно-демократические революции и расширение мира социализма в ВосточнойЕвропе.Эта версия поддерживает также и позитивный образ советского руко-водства, но вместе с тем, когда дело касается Сталина, стремится описыватьдействия Верховного советского командования деперсонифицированно.
Второй тип
исторических версий содержит трансформированныеконцепции Второй мировой и Великой Отечественной войн.В них, как правило, освещаются ранее замалчивавшиеся репрессии.Каждая страна стремится представить свой вклад в победу над фашиз-мом как можно большим. В учебниках, основанных на таком подходе кистории, обсуждается также тема коллаборационизма, часто в нейтраль-ном, а нередко и в сочувственном ключе. Здесь присутствует критическоеотношение к советской социально-экономической системе. Осуждениюподвергаются действия советского руководства на первых этапах войны.Учебный материал включает новые понятия и темы, многие из которых ранее находились под запретом (например, Холокост, Катынь, быт в годывойны, взаимоотношения народа и власти и др.). Для учебников этоготипа характерно присутствие новых трактовок событий и документов.
Третий тип
исторических версий основан на радикальном пересмот- ре событий Второй мировой и Великой Отечественной войн.
В учебниках, написанных на основе таких версий, как правило, ста-вится знак равенства между Гитлером и Сталиным и утверждается, чтооба диктатора несут равную ответственность за развязывание войны. Вних затушевывается решающая роль СССР в победе над фашистской Гер-манией. Среди главных факторов, определивших поражение Германиии победу СССР, называются климатические условия («Гитлера победил русский мороз»), а также количественные показатели – огромные люд-ские ресурсы, брошенные на борьбу с фашизмом.Важной составляющей идейного содержания учебников третьего типаявляется также трактовка действий СССР после 1944 г., которые характери-зуются как захватнические. Германское общество в этом контексте (особенногражданское население) все чаще предстает в роли невинной жертвы войны.В школьных учебниках ряда государств радикально трансформируют-ся оценки еще одного явления, порожденного войной, – коллаборацио-низма. Теперь нередко коллаборантов объявляют национальными героя-ми, достойными уважения, наград и вечной памяти.
2015-й – год 70-летия Великой Победы. Мы отметим её всем миром – многомиллионным Русским миром, чтящим своих героев. Отметим заботой о ветеранах. Отметим памятью о войне, каждом дне и сражении, каждом её участнике. Мы вспомним всех поимённо. Это наш долг и веление наших сердец. По всему миру, в самых разных странах стоят обелиски в честь участников и героев войны. Это мы, люди Русского мира, заботливо их сохраняем. Мы учим историю и собираем реликвии, создаём музеи и поисковые отряды. Мы бережём нашу общую память, овеществлённую в письмах и фотографиях, в документах и мемуарах наших родных и близких.
Давайте расскажем об этом друг другу и миру! Расскажем о тех, кого знаем и любим, о тех, кто навечно жив в нашей благодарной памяти. Расскажем искренне и вдохновенно. И низко поклонимся всем Русским миром их высокому подвигу. В целях сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне и в ознаменование 65-летия Победы фонд «Русский мир» объявляет международную акцию «Русский мир – память сердца».
Мы направляем свои усилия на сбор информации о ветеранах войны, живущих в разных странах, о памятниках и обелисках её участникам, о малых музеях и семейных архивах. Мы будем собирать рассказы о людях Русского мира, судьбы которых отмечены печатью военных лет. Мы представим все материалы на своих информационных ресурсах, и это станет уникальной летописью Русского мира, летописью мужества и беспримерной стойкости.
Необходимо всем представителям Русского мира – студентам и школьникам, ветеранам и членам их семей, исследователям и журналистам, поисковым отрядам, университетским и школьным музеям, православным приходам включиться в пропаганду истории Войны 1941-1945 гг и её героев! Это наше общее дело. Это память наших сердец.
|
|
|