« Использование речедвигательных упражнений на начальном этапе обучения грамоте детей-дошкольников с нарушением речи».
Учитель – логопед Богданова Т.И.
Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико – синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. И действительно, без представления о количестве и порядке звуков в слове ребёнок не сможет правильно писать, а назвав по порядку буквы, но, не умея соединить вместе соответствующие им звуки, малыш не овладеет чтением.
Процесс обучения в начальной школе построен в основном на письменной речи: дети читают задачи и рассказы, пишут изложения и упражнения. Стойкие нарушения письма и чтения у ребёнка неизбежно скажутся отрицательно на его общем развитии (неуверенность в себе, тревожность, агрессивность, склонность к негативным реакциям).
Поэтому ведущей задачей логопеда в работе с детьми, имеющими нарушение речи, является предупреждение нарушений письма и чтения.
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Как показывает опыт, при овладении сложными навыками звукового анализа дети с нарушением речи нуждаются дополнительно к слуховой – в зрительной и в жестовой опоре.
Логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпа-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи. Логопедическая ритмика предлагает коррекцию координации движений и речи.
Развивая эмоции детей, их любовь подражать, двигаться мы используем значительно более «древние» свойства человеческой психики, нежели речь.
На занятиях по формированию фонетической стороны речи изучаются гласные звуки и легкопроизносимые согласные звуки (М, Н, В, Ф, Х…). Каждый звук сначала уточняется изолированно, а затем выделяется (утрированно произносится и показывается жестом) в звукокомплексе, слоговых сочетаниях, словах, предложениях, стихах, рассказах. Со зрительными и жестовыми символами дети знакомятся постепенно, по мере изучения соответствующих звуков.
Я использую зрительные символы Т. А. Ткаченко. Одноцветные картинки - символы вызывают у ребят запоминающийся, яркий зрительный образ, который концентрирует, уточняет восприятие соответствующего звука.
На занятиях могут использоваться различные виды работ:
а) определение наличия, или отсутствия звука (в звукокомплексе, слове…)
б) определение места звука в слове (начало, середина, конец).
в) определение порядка следования звуков в слове.
Достигаемое при помощи символов комплексное воздействие различных ощущений (слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических) многократно усиливает фонематические представления детей.
Речедвигательная ритмика может использоваться и при автоматизации и дифференциации звуков (глухие – звонкие, свистящие – шипящие…), в местах характерных ошибок ребёнка.
Речедвигательные упражнения можно использовать как часть занятия, или как физкультминутку. Можно стоя, можно сидя. Можно проводить со всей группой с подгруппой и с одним ребёнком. Проводятся в игровой форме, развивают межличностные взаимоотношения.
Речедвигательные упражнения действуют как артикуляционная и дыхательная гимнастика, способствуют формированию навыка
*громкой, неторопливой, выразительной, внятной речи;
*развитию фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза,
*овладению правильным, чётким, осознанным произношением звуков родного языка в словах различной слоговой структуры и даже развёрнутых смысловых высказываниях,
* развитию общей и мелкой моторики рук,
* активизации словаря детей.
Выполнение упражнений на анализ и синтез звукового состава слова с помощью зрительных и жестовых символов:
- ускоряет процесс фонемообразования,
- обеспечивает готовность к усвоению грамоты,
-способствует предупреждению дисграфии и дислексии у
дошкольников.
Для эффективного обучения дошкольников важно психологически подготовиться взрослому, его заинтересованность, активность, готовность принять и доброжелательно исправить любые ошибки, передадутся ребёнку и будут способствовать ещё более успешному усвоению новых навыков.
Терпения, любви и успехов вам и вашим малышам!
|