Главная страница

«Использование речедвигательных упражнений на начальном этапе обучения грамоте детей-дошкольников с нарушением речи»


Скачать 37.98 Kb.
Название «Использование речедвигательных упражнений на начальном этапе обучения грамоте детей-дошкольников с нарушением речи»
Дата 13.03.2016
Размер 37.98 Kb.
Тип Документы

« Использование речедвигательных упражнений на начальном этапе обучения грамоте детей-дошкольников с нарушением речи».

Учитель – логопед Богданова Т.И.

Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико – синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. И действительно, без представления о количестве и порядке звуков в слове ребёнок не сможет правильно писать, а назвав по порядку буквы, но, не умея соединить вместе соответствующие им звуки, малыш не овладеет чтением.

Процесс обучения в начальной школе построен в основном на письменной речи: дети читают задачи и рассказы, пишут изложения и упражнения. Стойкие нарушения письма и чтения у ребёнка неизбежно скажутся отрицательно на его общем развитии (неуверенность в себе, тревожность, агрессивность, склонность к негативным реакциям).

Поэтому ведущей задачей логопеда в работе с детьми, имеющими нарушение речи, является предупреждение нарушений письма и чтения.

c:\users\игорь\desktop\p043.jpgc:\users\игорь\desktop\p049.jpg

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Как показывает опыт, при овладении сложными навыками звукового анализа дети с нарушением речи нуждаются дополнительно к слуховой – в зрительной и в жестовой опоре.

Логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпа-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи. Логопедическая ритмика предлагает коррекцию координации движений и речи.

c:\users\игорь\desktop\логоритмика 5 гр\p1000982.jpg c:\users\игорь\desktop\p1010067.jpg

Развивая эмоции детей, их любовь подражать, двигаться мы используем значительно более «древние» свойства человеческой психики, нежели речь.

На занятиях по формированию фонетической стороны речи изучаются гласные звуки и легкопроизносимые согласные звуки (М, Н, В, Ф, Х…). Каждый звук сначала уточняется изолированно, а затем выделяется (утрированно произносится и показывается жестом) в звукокомплексе, слоговых сочетаниях, словах, предложениях, стихах, рассказах. Со зрительными и жестовыми символами дети знакомятся постепенно, по мере изучения соответствующих звуков.

c:\users\игорь\desktop\логоритмика 5 гр\p1000974.jpg c:\users\игорь\desktop\p073.jpg

Я использую зрительные символы Т. А. Ткаченко. Одноцветные картинки - символы вызывают у ребят запоминающийся, яркий зрительный образ, который концентрирует, уточняет восприятие соответствующего звука.

c:\users\игорь\desktop\p059.jpgc:\users\игорь\desktop\логоритмика 5 гр\p1000968.jpg

На занятиях могут использоваться различные виды работ:

а) определение наличия, или отсутствия звука (в звукокомплексе, слове…)

б) определение места звука в слове (начало, середина, конец).

в) определение порядка следования звуков в слове.

Достигаемое при помощи символов комплексное воздействие различных ощущений (слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических) многократно усиливает фонематические представления детей.

Речедвигательная ритмика может использоваться и при автоматизации и дифференциации звуков (глухие – звонкие, свистящие – шипящие…), в местах характерных ошибок ребёнка.

Речедвигательные упражнения можно использовать как часть занятия, или как физкультминутку. Можно стоя, можно сидя. Можно проводить со всей группой с подгруппой и с одним ребёнком. Проводятся в игровой форме, развивают межличностные взаимоотношения.

Речедвигательные упражнения действуют как артикуляционная и дыхательная гимнастика, способствуют формированию навыка

*громкой, неторопливой, выразительной, внятной речи;

*развитию фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза,

*овладению правильным, чётким, осознанным произношением звуков родного языка в словах различной слоговой структуры и даже развёрнутых смысловых высказываниях,

* развитию общей и мелкой моторики рук,

* активизации словаря детей.

Выполнение упражнений на анализ и синтез звукового состава слова с помощью зрительных и жестовых символов:

- ускоряет процесс фонемообразования,

- обеспечивает готовность к усвоению грамоты,

-способствует предупреждению дисграфии и дислексии у

дошкольников.

Для эффективного обучения дошкольников важно психологически подготовиться взрослому, его заинтересованность, активность, готовность принять и доброжелательно исправить любые ошибки, передадутся ребёнку и будут способствовать ещё более успешному усвоению новых навыков.

Терпения, любви и успехов вам и вашим малышам!