|
Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе
Использование электронных
образовательных ресурсов в учебном процессе
Ярохина М.Ю. преподаватель спец. дисциплин ГОУ СПО Татауровский филиал Байкальский техникум туризма и экологосберегающих технологий. Научно-практическая конференция «Проблемы совершенствования профессиональной подготовки в условиях модернизации образования» - 28 февраля 2012 года.
В эпоху общества информационных технологий государство заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны грамотно работать с информацией, самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Образование, разумеется, должно шагать в ногу со временем. Стремление прогрессивных преподавателей удовлетворить возрастающие потребности в образовании путем использования возможностей информационных технологий вызывает к жизни и новые формы обучения. Важным критерием успешности работы преподавателя становится его самообразование, целью которого является овладение преподавателем новыми различными методами и формами преподавания, умение технологизировать учебный процесс.
Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для студентов и преподавателей. Происходит модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.
Поэтому в настоящее время возникла потребность обучения на основе современных информационных технологий.
В наше время преподаватель должен не только научить студента учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в современной системе образования помогают электронные образовательные ресурсы и образовательные интернет-ресурсы.
Использование электронных образовательных ресурсов значительно облегчает и сокращает время подготовки преподавателя к уроку. Более того, дает возможность «конструировать» учебные занятия, определяя их оптимальное содержание, формы и методики обучения, способствует организации учебного процесса не только в традиционно-урочной, но и в инновационном режиме.
Итак, электронные образовательные ресурсы нового поколения – это мультимедийный продукт, рассчитанный на то, что студент сам управляет происходящим, а не является пассивным зрителем или слушателем.
Рассмотрим основные инновационные качества электронных образовательных ресурсов:
Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:
получение информации;
практические занятия;
аттестация (контроль учебных достижений).
Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.
Возможность более полноценного обучения вне аудитории.
Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться, поэтому в современных условиях актуален деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение, обучающихся в учебно-познавательную деятельность. Это целеустремленная система, направленная на результат. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандартов нового поколения, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающим требованиям информационного общества.
Компьютерное творчество помогает развить творческие способности студентов в ходе выполнения самостоятельных творческих заданий, развить навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения познавательных задач, развить умение вести индивидуальную работу, умение самостоятельного поиска решения новой задачи, помогает формировать интерес к дисциплинам.
Результаты использования образовательных электронных ресурсов в нашем техникуме: для студентов – это мотивация к учению и существенное расширение возможностей самостоятельной работы, возможность участия в различных конкурсах; для преподавателей – значительное облегчение и сокращение времени подготовки к уроку, увеличение времени общения со студентами.
Образованный человек стремится пополнить свои знания, быть в курсе основных событий, происходящих в мире. Моя задача – содействовать формированию информационной культуры студентов и компьютер становится хорошим помощником на этом пути. В своей системе работы я использую компьютер в различных качествах:
компьютер – средство наглядности;
компьютер – беспристрастный экзаменатор;
компьютер – экскурсовод;
компьютер – источник информации;
компьютер – лаборатория;
компьютер – библиотека.
В своей педагогической практике я использую проведение уроков по дисциплине «Правовое и документационное обеспечение профессиональной деятельности» в группе по специальности «Гостиничный сервис» в мобильном классе с выходом в интернет. Компьютер, подключенный к Интернету или информацию, предварительно взятую в сети, я необходимым образом подготавливаю и адаптирую к учебному материалу и использую при моделировании инновационных уроков. Интернет нужен как наиболее современное и доступное средство придания материалу наглядности и пространственной конкретики. Планирую уроки с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов; связываю изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами студентов; привлекаю для обсуждения прошлый опыт студентов; оцениваю достижения студентов не только отметкой, но и содержательной характеристикой.
Например, при планировании урока по теме: «Оформление распорядительных документов: приказ по основной деятельности», использую различные поисковые системы (Rambler (http://www.rambler.ru), Яндекс (http://www.yandex.ru), Апорт (http://www.aport.ru), Google (http://www.google.com) и другие, для наиболее оптимального поиска информации в интернете, далее предлагаю подобрать термины, по которым будет осуществляться поиск, ответить на вопросы, заполнить таблицу:
№
|
Вопрос
|
Ответ
|
Адрес ссылки, на которой найден ответ
|
1
|
Что такое приказ?
|
|
|
2
|
Что такое реквизит?
|
|
|
3
|
Реквизиты приказа?
|
|
|
4
|
Виды приказов?
|
|
|
5
|
Отличия приказов по основной деятельности от приказов по личному составу.
|
|
|
А затем из полученных результатов студенты самостоятельно составляют схему «Виды приказов»:
А так же я преподаю уроки информатики и ИКТ на 1 курсе. Считаю, что воздействие учебного материала на обучающихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Информатика, пожалуй, единственный учебный предмет, который немыслимо представить без использования электронных образовательных ресурсов, но на разных этапах урока они применяются по-разному. Применяю на своих уроках электронные образовательные ресурсы в разных формах:
-
сопровождение объяснения материала своей же презентацией, использование при объяснении видеофрагментов, картин, рисунков, схем, других медиаобъектов. При этом остается неизменной ориентация на знаниевую составляющую содержание образования, изложенного в стандарте;
использование в интерактивных, инновационных методах обучения: создание учебных мини-проектов, рациональный поиск информации в Интернет, использование материалов электронно-образовательных ресурсов для подтверждения выдвинутых учебных гипотез.
Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. Мои студенты могут все видеть на экране, слышать, а если урок красочный, наглядный, то он, конечно же, вызовет интерес обучающихся, а ведь именно интерес является средством обучения, средством активизации познавательной деятельности. Китайская мудрость гласит: «Я слышу, я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». При изучении новой темы провожу урок-лекцию с применением компьютерных презентаций, позволяющих акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации. Объяснение темы урока сопровождаю демонстрацией слайда, на котором дана тема урока и план изучения темы. Затем провожу урок в соответствии с типом урока по плану, обучающиеся делают необходимые записи. После объяснения темы обучающиеся выполняют практические задания с целью закрепления полученных знаний. Все предлагаемые задания также представлены на слайдах.
Особенностью применения компьютерных презентаций является наличие автоматического контроля и ограничения времени, демонстрации слайд-шоу, сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд-шоу позволяет концентрировать визуальное внимание обучающихся на особо значимых моментах учебного материала.
Для получения новых знаний использую CD, DVD-диски. Особый интерес вызывает у студентов использование компьютера для решения проблемных ситуаций, запланированных мной.
Использование мультимедийных учебников, уроков-презентаций освобождает мое время от записи огромного количества материала на доске, отпадает необходимость в печатной иллюстративной продукции, способствует экономии времени и поддержанию высокого темпа урока. Использование компьютера при подаче нового материала решает много задач:
повышается уровень наглядности урока;
-
экономится время при подаче материала;
поддерживается высокий темп урока;
повышается эффективность урока;
развивается наглядно-образное мышление;
развивается познавательный интерес.
В качестве домашнего задания студентам предлагаю найти информацию, изучить какие-то факты, разделы, темы и составить мультимедийную презентацию. Созданная студентами презентация - творческая работа, в которой сочетаются текстовая информация и графические изображения, звуковые эффекты, часть материала переносится в формат гиперссылок. Студентами при этом используется программа Power Point из пакета программ Microsoft Office. Наиболее интересные и значимые презентации собраны в диск «Сборник мультимедийных презентаций студентов».
Для контроля и оценки знаний, умений и навыков использую программу «СТ М-Тест Тестирование». Педагогический опыт показал, что в сочетании с другими видами проверки, использование тестовых заданий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку студентов к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.
Успешное и эффективное применение методов тестирования целиком зависит от двух основных факторов.
Во-первых — это отсутствие доступа посторонних к данным, содержащим информацию о правильных ответах.
Во-вторых, это качество тестовых заданий. К сожалению, некоторые преподаватели считают, что если придумать вопрос и пять ответов к нему, то тест готов. Подобный подход, а также отсутствие учета целого ряда особенностей при составлении тестовых заданий приводят к ошибкам. При этом достоверность информации по успеваемости, полученной на основании этих тестов, значительно снижается.
Студенты, изучающие основы информатики 1 год, еще имеют страх перед компьютером, а студенты, изучающие информатику не первый год, уже понимают необходимость диагностики именно на компьютерах, т.к. он оценивает знания, невзирая на личность. Обучающиеся, получающие низкий результат, понимают, что им необходимо подтянуться по данной теме.
Нельзя рассматривать электронные образовательные ресурсы только как новые образовательные возможности. Они формируют новые умения и навыки. У студентов появляется возможность использовать другие материалы для подготовки к уроку и самоподготовки. Таким образом, активное использование электронных образовательных ресурсов приводит к изменению в содержании образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса. Поэтому, я работаю над методической темой «Использование ИКТ в процессе выполнения практических работ и теоретических занятий по предмету».
Анализ моей педагогической деятельности показал, что при проведении уроков с использованием электронных образовательных ресурсов, повышается качество знаний студентов, творческая активность и формируются компетенции студентов:
осуществление поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
понимание сущности и социальной значимости моей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса;
умение работать самостоятельно.
Вывод один – нужно не стоять на месте, а совершенствовать свои приемы и методы и тогда мы достигнем успеха в своей профессиональной деятельности.
Список используемых источников:
Лапчик М.П.,Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Рагулина М.И. «Теория и методика обучения информатике: учебник – М.: Издательский центр «Академия», 2008 г.
Захарова И.Г. «Информационные технологии в образовании». Учебное пособие – М.: Издательский цент «Академия», 2005 г.
«Что такое электронные образовательные ресурсы» - www.ed.gov.ru/news/konkurs.
«Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года» - http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html.
|
|
|