|
Искусство как фактор воспитания любви к родному краю
Искусство как фактор воспитания любви к родному краю
Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой.
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства – одна из главных задач педагога.
Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.
Древние мыслители, размышляя о значении культуры для духовно-нравственного развития детей, отмечали, что только через освоение культуры своего народа лежит путь к нравственности.
Учитывая, что на Мордовской земле многое связано с прошлым, мы раскрываем детям красоту родного края не только в ее сегодняшних проявлениях, но и в том, что связано с прошлым. У ребенка появляется возможность сравнить то, что есть, с тем, что было.
Любить Родину – значит знать ее, знать прежде всего свою малую Родину.
Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развития личности. Краеведение – социально значимое и необходимое направление в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости.
Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, село, а значит, стать созидателем своей малой Родины.
«Уважение к прошлому – вот что отличает дикость от воспитанности», - эти слова А. С. Пушкина актуальны и сегодня.
Саранск – столица нашей Республики, один из красивейших городов нашей страны, где очень много современных и исторических достопримечательностей, украшающих и привлекающих своим историческим прошлым и красотой всех жителей нашей Республики.
Мы по праву гордимся своими земляками – выдающимися личностями в развитии истории и культуры Мордовского народа.
Знакомим детей со знаменитым художником-скульптором С. Д. Эрьзя, его замечательными работами.
Гордимся работами своего художника Ф. Сычкова, который создал немало произведений, таких как:
- «Дети в старой деревне»;
- «Народные забавы»;
- «Школьница-отличница»;
- «Учительница-Мордовка»;
- «Катанье с гор»;
- «Праздничные дни» и др.
Поэтому в работе мы используем его творчество. Любовь к Мордовской земле, ее истории, природе, людям художник пронес через всю жизнь.
Ярким подтверждением этому служат его произведения, собранные в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств.
Методы работы с привлечением регионального компонента известны. Нам представляется, что важна система использования этих методов, которая включает занятия, посвященные истории города, села; экскурсии и прогулки по своей малой Родине; чтение литературных произведений (Мордовские народные сказки, фольклор, включая заклички, прибаутки, колядки, рассказы) ; организация уголка, посвященного родному краю.
На каждом занятии организуется практическая деятельность детей. Например рисование на темы (стар. гр.) :
- «Украшение посуды»;
- «Украшение шарфика», «варежки» (используя элементы мордовского орнамента) .
Аппликация:
- «Закладка для книг»;
- «Украсим платье Алдуни»;
- «Украшение салфетки»;
Лепка:
- «Лепка посуды, украшенной орнаментом»;
- «Лепка народной игрушки «Лошадка»;
- «Лепка фигурки».
При ознакомлении с окружающим миром проводим:
- «Экскурсия в мини-музей»;
- «Знакомство с улицами г. Саранска, с. Лямбирь»;
- «Экскурсия к райисполкому»;
- «Рассматривание флагов России и Мордовии»;
- «Знакомство детей с названиями и историей ближайших улиц»;
- «Рассматривание кукол в национальных костюмах народов, населяющих Мордовию».
Ознакомление с родным краем с помощью изобразительного искусства создает неповторимую среду, которая действует на воображение и формирует индивидуальность ребенка, определяя его жизненный путь и душевные устремления. Ребенок не только познает свой край, город, село, но и откликается на события окружающего мира, выражает свое отношение к ним.
Произведения искусства как будто заново открывают уже знакомые детям места, заставляют размышлять, понимать происходящее, воспитывают личностный интерес к искусству и любовь к миру, людям, самому себе. А радость открытия ведет к творчеству.
|
|
|