|
Ирина Ивановна Пелих учитель начальных классов, Ольга Михайловна Соломенникова заместитель директора по вр р п. Большеречье 2013г пояснительная записка рабочая программа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« Большереченская средняя общеобразовательная школа№1»
р.п. Большеречье, Омская область
Согласовано Утверждена
заместитель директора по ВР директор МКОУ «Большереченская СОШ №1»
Соломенникова О.М____________ Куликов А.С.___________
Рабочая программа внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
«ВОЛШЕБНЫЙ МИР БУМАГИ»
для 1 класса
Ирина Ивановна Пелих – учитель начальных классов,
Ольга Михайловна Соломенникова – заместитель директора по ВР
р. п. Большеречье
2013г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа « Волшебный мир бумаги» разработана для занятий с учащимися 1 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, уважительного отношения к труду. Программа предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.
Занятие с бумагой – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом. Для педагога, родителей и ребёнка – это должно стать смыслом и образом жизни, который научит детей через развивающие практические занятия преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить более продуктивный и действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели.
Значение работы с бумагой для развития ребенка:
-учит детей различным приемам работы с бумагой,
-развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук,
-учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
-стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
-развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки
- развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
- способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.
Формы и режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу в зависимости от интересов, возрастных особенностей и способностей обучающихся, в форме комбинированных занятий, бесед, игр, конкурсов.
Актуальность программы. Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Процесс художественного творчества предоставляет возможность реализовать свои фантазии, проявить изобретательность, увидеть результат своего труда.
Цель: формирование интереса к творческой деятельности путём обучения технологическим приёмам работы с бумагой.
Задачи:
-мотивировать ребёнка к творческой деятельности;
-формировать творческое воображение, способность создания и реализации образа;
-формировать навыки совместной творческой деятельности.
Планируемые результаты
В результате освоения программы школьники
узнают:
- технологии изготовления изделий из бумаги;
- основы конструирования;
-правила работы в группе;
- об основных геометрических понятиях: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.
получат опыт:
-работы в группах;
-создания творческих работ;
-презентации своей деятельности;
-экспериментальной работы;
-оценки деятельности;
-взаимооценки деятельности;
- творческого оформления класса, школы, своего жилища.
смогут:
- работать с разными видами бумаги, в различной технике;
-безопасно пользоваться инструментами;
-удовлетворить свои творческие потребности;
-создавать творческие работы в группе;
-презентовать результаты деятельности.
В ходе освоения программы школьники получат возможность формирования у них универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности/ неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- строить рассуждения об объекте;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Тематическое планирование 34часа.
№
п/п
|
Раздел /тема
|
Общее кол-во часов
|
Теория
|
Практика
|
Форма представления результатов
|
Раздел 1. Оригами и аппликация из деталей оригами. 7 часов
|
|
«Вводное занятие»
|
1ч
|
|
|
выставка
|
|
«Основы конструирования»
|
2ч
|
|
2ч
|
самопрезентация.
|
|
Конструирование из треугольников
|
2ч
|
|
2ч
|
взаимооценка
|
|
Соединение модулей на плоскости. Бабочки
|
2ч
|
0,5
|
1,5ч
|
выставка
|
Раздел 2. Аппликация и моделирование. 8 часов
|
|
Аппликация из геометрических фигур.
|
2
|
|
2
|
взаимооценка
|
|
Работа с фольгой.
|
2
|
0,5
|
1,5
|
выставка в классном уголке
|
|
Оригами из фантиков и чайных пакетиков
|
2
|
0,5
|
1,5
|
самопрезентаци
|
|
Выпуклая аппликация. Коллективная работа.
|
2
|
|
2
|
групповая презентация
|
Раздел 3. Секреты бумажного творчества. 14часов
|
|
Складывание гармошкой. Объёмные игрушки
|
2ч
|
|
2ч
|
выставка
|
|
Плетение из бумаги. Аппликация.
|
3ч
|
|
3ч
|
самопрезентация
|
|
Моя улица. Панно из деталей оригами. Коллективная работа
|
2ч
|
0,5
|
1,5
|
самооценка
|
|
Архитектурные сооружения в технике оригами
|
3ч
|
0,5
|
2,5ч
|
выставка
|
|
Аппликация «Моя любимая игрушка». Коллективная работа.
|
2ч
|
0,5ч
|
1,5ч
|
групповая презентация
|
|
Аппликация из обрезных полосок бумаги. Узоры из бумажных лент (квилинг).
|
2ч
|
|
2ч
|
выставка в классном уголке
|
Раздел 4. Модульное оригами.5 часов
|
|
Соединение модулей на плоскости
|
2ч
|
|
|
самопрезентация
|
|
Треугольный и квадратный модуль оригами
|
1ч
|
0,5
|
0,5
|
самооценка
|
|
Мозаика из объёмных деталей оригами. Коллективная работа
|
2ч
|
0,5
|
1,5
|
групповая презентация
|
Содержание деятельности 34 часа
Кол-во часов
|
Тема занятия
|
Содержание деятельности
|
Формы и методы работы
|
Вид деятельности
|
Раздел 1. Оригами и аппликация из деталей оригами. 7 часов
|
1ч
|
«Вводное занятие».
«Лубяной» домик для лисы.
|
Вводная беседа.
Актуализация деятельности по вопросам учителя: А можем мы сами изготовить героев?
Разыграть сказку? И др.
Ознакомление с правилами игры по станциям «Мультфантазия»
Деление на группы жетонами.
Работа по станциям.
|
Комбинированное занятие, фронтальный и групповой методы.
|
Работа с бумагой
|
2ч
|
Основы конструирования
Герои сказки «Заюшкина избушка».
|
Актуализация знаний по вопросам учителя.
Что мы изготовили на прошлом занятии? Какие герои есть ещё в нашей сказке? И др.
Изготовление зайца и лисы из квадратов.
|
Индивидуальная работа.
|
Работа с бумагой
|
2ч
|
Конструирование из треугольников .
Складывание из треугольников рисунка.
|
Загадки о геометрических фигурах. Выделение фигуры – треугольник. Выполнение работ по инструкционным картам. Игра «Повтори рисунок» по аналогу, и придумай свой.
|
Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы.
|
Работа с картоном и бумагой
|
2ч
|
Соединение модулей на плоскости. Бабочки
|
Просмотр отрывка из мультфильма
« Бабочка». Демонстрация складывания базовой формы «треугольник». Изготовление модели бабочки по плану.
|
Практическое занятие.
|
Работа с бумагой в технике оригами.
|
Раздел 2. Аппликация и моделирование. 8 часов
|
2ч
|
Аппликация из геометрических фигур. (круг, треугольник, квадрат)
|
Что такое аппликация? Виды аппликаций. Игра “Придумай фигуру”. Сборка фигуры из геометрических фигур по своему усмотрению.
|
Практическое занятие. Практический, исследовательский и индивидуальный методы.
|
Работа с цветной бумагой. Аппликация.
|
2ч
|
Работа с фольгой.
|
Прсмотр мультфильма «Паучок Ананси». Методом закручивания выполняются детали паучка. А затем сборка на плоскости.
|
Комбинированное занятие, Исследовательский, индивидуальный метод.
|
Работа с фольгой, бумагой и ножницами.
|
2ч
|
Оригами из фантиков и чайных пакетиков. Закладка для книг.
|
Беседа «Виды бумаги». Можно ли делать полезные вещи из фантиков. Предварительный конкурс на лучшие фантики.
|
Комбинированное занятие, Исследовательский, индивидуальный метод.
|
Работа с обёрточной бумагой.
|
2ч
|
Аппликация из бумаги, подручных средств. Коллективная работа.
|
Коллективный выбор темы для аппликации.
Изготовление с использованием предложенных шаблонов.
|
Практическое занятие. Комбинированное занятие, фронтальный и групповой методы.
|
Работа с несколькими видами бумаги. Аппликация.
|
Раздел 3. Секреты бумажного творчества. 14часов
|
2ч
|
Складывание гармошкой. Объёмные игрушки. Веер. Гусеница. Такса.
|
Просмотр отрывка из мультфильма «Антошка». Музыкальный инструмент- гармонь.
Складывание гармошкой бумагу.
|
Комбинированное занятие, Исследовательский, индивидуальный метод методы.
|
Работа с цветной бумагой.
|
3ч
|
Плетение из бумаги. Аппликация. Плетем разноцветный коврик.
|
Актуализация по вопросам учителя: Кто умеет плести косички? Викторина по сказкам «У какой героини самая длинная коса?» А можно ли плести из бумаги? Плетение из бумажных полос по заданным условиям.
|
Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы.
|
Работа с цветной бумагой и ножницами.
|
2ч
|
Моя улица. Панно из деталей оригами. Коллективная работа
|
Мультимедийная «экскурсия» по родному посёлку. Кто в каком доме живёт? Складывание дома методом оригами и составление панно.
|
Практическое занятие, фронтальный и групповой методы.
|
Работа с бумагой и клеем.
|
3ч
|
Архитектурные сооружения в технике оригами
|
К занятию готовится выставка рисунков « Достопримечательности
Нашего посёлка». Возможна фотовыставка. Изготовление зданий из базовой формы «Квадрат».
|
Комбинированное занятие, исследовательский, индивидуальный метод методы.
|
Работа с бумагой в технике «оригами». Оформление выставки.
|
2ч
|
Аппликация «Моя любимая игрушка». Коллективная работа.
|
1час отводится на экскурсию в картинную галерею на выставку «Игрушки, сделанные детьми».
|
Комбинированное занятие, исследовательский, индивидуальный метод методы.
|
Работа с бумагой и картоном.
|
2ч
|
Аппликация из обрезных полосок бумаги. Узоры из бумажных лент (квилинг);
|
Беседа «Что такое квиллинг?». Выставка работ детей старшей группы в технике «квиллинг». Пробные формы из нарезанных полосок.
|
Комбинированное занятие, исследовательский, индивидуальный метод методы.
|
Работа с цветной бумагой и клеем. Оформление выставки.
|
Раздел 4. Модульное оригами.5 часов
|
2ч
|
Соединение модулей на плоскости. Открытка ко Дню Победы
|
Презентация о Дне Победы. Кого поздравляют в этот день? Изготовление модулей из бумаги и сборка открытки.
|
Практическое занятие. Открытки дарят ветеранам, труженикам тыла, дедушкам, бабушкам.
|
Работа с цветной бумагой.
|
1ч
|
Треугольный и квадратный модуль оригами
|
Отгадывание загадок по теме «Транспорт». Деление на группы в ходе игры. Плавающие, летающие, наземные модели транспорта. Каждая группа готовит свой «транспорт» с помощью модулей.
|
Практическое занятие. Практический, исследовательский и групповой методы.
|
Работа с цветным картоном, ножницами.
|
2ч
|
Мозаика из объёмных деталей оригами. Коллективная работа
|
«Чему мы научились за год». Диагностика по итогам года. Выставка.
|
В форме праздника. Исследовательский метод.
|
|
Ресурсное обеспечение программы:
1.Литература:
Книга серии «Любимый образ» «Бабочки», Т.Н.Проснякова
«Забавные фигурки. Модульное оригами» авт.Проснякова Т.Н., Москва: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011
Г.И.Перевертень «Самоделки из бумаги», М.Просвещение,1983г
Белякова О.В. Волшебная бумага. Санкт-Петербург, 2010
Петрова И.М. Волшебные полоски. М., 2010
Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2011.
С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2011.
2. Для освещения теоретических вопросов и выполнения практических работ имеется мультимедийное оборудование, доска.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
- цветную и белую бумагу, гофрированную бумагу, салфетки, фантики, газетная бумага;
- картон белый и цветной,
- клей (наилучшим является клей ПВА).
Инструменты: ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
1. Составление портфолио.
2. Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе.
3. Участие в районных конкурсах, выставках детского прикладного и технического творчества.
4. В течение учебного года по каждой теме проводятся обобщающие игровые занятия. А так же викторины и тесты на различные темы. Подведение итогов может пройти в форме конкурсов:
- конкурс на самую лучшую игрушку;
- конкурс на лучший эскиз;
- конкурс на самую интересную сказку;
- конкурс «Оригинальная композиция» и т. д.
|
|
|