|
Интерактивные технологии на уроках русского языка и литературы
Интерактивные технологии на уроках русского языка и литературы
Широкое распространение в образовательном процессе получают активные методы обучения. В результате межличностного познавательного общения, проходящего в виде игрового взаимодействия или интеракции (межличностной коммуникации), школьники качественно воспринимают и усваивают учебный материал.
Наиболее важной особенностью интеракции является способность человека принимать и понимать роль другого, представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и в соответствии с этим планировать собственные действия. При этом интеракция не допускает доминирования одного из партнеров, одного мнения над другим и предполагает равенство, доброжелательность и активность всех во взаимной познавательной деятельности.
Интерактивные методы представляют собой систему правил взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающих педагогически эффективное познавательное общение.
Интерактивное обучение основано на собственном опыте участников занятий, их прямом взаимодействии с областью осваиваемого знания. На игре или при анализе ситуации не даются готовые знания, педагог побуждает учащихся к самостоятельному поиску информации. В процессе организации, управления и контроля развития интерактивного общения он преимущественно использует косвенные приемы педагогической деятельности, предоставляя детям самостоятельность в выборе средств достижения своей цели, адекватных учебных действий, партнеров по деятельности.
Для реализации интерактивного обучения современная дидактика предлагает многообразие интерактивных технологий, методов, в их числе:
• технология имитационных игр;
• кейс-стади (метод кейсов);
• ролевые игры;
• эвристические технологии;
• метод “мозгового штурма”;
• метод ассоциаций (применение метафор);
• диалоговое обучение;
• игровое проектирование;
• разного вида тренинги, в т. ч. видеотренинги.
К интерактивному обучению относят и взаимодействие пользователя с компьютером. Все виды обучающих и игровых программ, Интернет-ресурсы не что иное, как содержание для данного вида деятельности.
Часто различные виды интерактивных технологий тесно переплетаются друг с другом, являются продолжением или элементом друг друга. Многие из них предполагают работу малых группах, которые могут быть сформированы как по свободному принципу, (желание учащихся), так и по командному (организуются учителем).
Работа в малых группах — это один из самых популярных методов интерактива, который дает возможность всем ученикам (в т. ч. и стеснительным), участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (умение активно слушать, вырабатывать общую стратегию решения заданной проблемы, разрешать возникающие разногласия и т.д.)
Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе — неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций и др. При организации групповой работы педагогу необходимо убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания, т. к. в случае нехватки требуемых знаний учащихся не станут прилагать усилий для его выполнения; сделать максимально четкие инструкции и записать их на доске или карточках; предоставить группе достаточное количество времени на выполнение задания.
На уроках русского языка и литературы я чаще всего использую два метода: проблемного обучения и «мозгового штурма».
|
|
|