Главная страница

Интерактивные технологии на уроках русского языка и литературы


Скачать 24.02 Kb.
Название Интерактивные технологии на уроках русского языка и литературы
Дата 06.03.2016
Размер 24.02 Kb.
Тип Документы

Интерактивные технологии на уроках русского языка и литературы
Широкое распространение в образовательном процессе получают активные методы обучения. В результате межличностного познавательного общения, проходящего в виде игрового взаимодействия или интеракции (межличностной коммуникации), школьники качественно воспринимают и усваивают учебный материал.

Наиболее важной особенностью интеракции является способность человека принимать и понимать роль другого, представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и в соответствии с этим планировать собственные действия. При этом интеракция не допускает доминирования одного из партнеров, одного мнения над другим и предполагает равенство, доброжелательность и активность всех во взаимной познавательной деятельности.

Интерактивные методы представляют собой систему правил взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающих педагогически эффективное познавательное общение.

Интерактивное обучение основано на собственном опыте участников занятий, их прямом взаимодействии с областью осваиваемого знания. На игре или при анализе ситуации не даются готовые знания, педагог побуждает учащихся к самостоятельному поиску информации. В процессе организации, управления и контроля развития интерактивного общения он преимущественно использует косвенные приемы педагогической деятельности, предоставляя детям самостоятельность в выборе средств достижения своей цели, адекватных учебных действий, партнеров по деятельности.

Для реализации интерактивного обучения современная дидактика предлагает многообразие интерактивных технологий, методов, в их числе:

• технология имитационных игр;

• кейс-стади (метод кейсов);

• ролевые игры;

• эвристические технологии;

• метод “мозгового штурма”;

• метод ассоциаций (применение метафор);

• диалоговое обучение;

игровое проектирование;

• разного вида тренинги, в т. ч. видеотренинги.

К интерактивному обучению относят и взаимодействие пользователя с компьютером. Все виды обучающих и игровых программ, Интернет-ресурсы не что иное, как содержание для данного вида деятельности.

Часто различные виды интерактивных технологий тесно переплетаются друг с другом, являются продолжением или элементом друг друга. Многие из них предполагают работу малых группах, которые могут быть сформированы как по свободному принципу, (желание учащихся), так и по командному (организуются учителем).

Работа в малых группах — это один из самых популярных методов интерактива, который дает возможность всем ученикам (в т. ч. и стеснительным), участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (умение активно слушать, вырабатывать общую стратегию решения заданной проблемы, разрешать возникающие разногласия и т.д.)

Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе — неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций и др. При организации групповой работы педагогу необходимо убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания, т. к. в случае нехватки требуемых знаний учащихся не станут прилагать усилий для его выполнения; сделать максимально четкие инструкции и записать их на доске или карточках; предоставить группе достаточное количество времени на выполнение задания.

На уроках русского языка и литературы я чаще всего использую два метода: проблемного обучения и «мозгового штурма».