Главная страница

Инструкция по самостоятельной работе с текстом работайте с заголовком!


Скачать 27.8 Kb.
Название Инструкция по самостоятельной работе с текстом работайте с заголовком!
Дата 24.02.2016
Размер 27.8 Kb.
Тип Инструкция


С.М.БОНДАРЕНКО

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ



В каждом параграфе, в каждом рассказе,

В сказке и песне, даже во фразе –

Ты только вдумайся, только всмотрись –

Кроется самая главная мысль.

Она не всегда открывается сразу.

Строчка за строчкой, фраза за фразой –

Ты только вдумайся, только всмотрись –

Откроется самая главная мысль.

ПЛАН



Ни строительство дома, ни путь капитана

Не получатся, если их делать без плана.

Будь как строитель и как капитан:

Готовишься к делу – обдумывай план!

ПЕРЕСКАЗ



Очень часто пересказ

Вы твердите много раз.

Это трудно - много раз.

Это нудно – много раз.

И поэтому у нас

Есть другой совет для вас.

Вы обдумайте рассказ,

Не заучивая фраз.

И задумайтесь о нем:

Что рассказано? О чем?

Что за чем произошло

И к чему все привело?

Прочитайте еще раз –

И запомнится рассказ.

ИНСТРУКЦИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ





  1. Работайте с заголовком!

Прочитав заголовок, остановитесь!


  1. Сформулируйте для себя, о чем пойдет речь в тексте.

  2. Вспомните все, что вы уже знаете на эту тему.

  3. Поставьте вопросы, на которые, по вашему мнению, будут даны ответы в тексте.

  4. Попытайтесь, насколько это, возможно, дать на эти вопросы предположительные ответы до чтения текста.

  5. После этого приступайте к чтению. Читая, сопоставляйте выдвинутые вами предположения с реальным содержанием текста.


2. Работайте с текстом!

Обращайте внимание на непонятное в тексте.


  1. Читая, следите, есть ли в тексте непонятные слова и выражения. Если есть, найдите к ним объяснение в словарях или справочниках или обратитесь с вопросом к тем, кто это знает.

  2. Непонятным может быть само содержание текста. Подумайте, не связано ли это непонимание с пройденным, но плохо усвоенным материалом. Подумайте, что именно из старого материала мешает пониманию, и повторите его. Подумайте, не станет ли текст понятным, если разобрать конкретно примеры.


3. Ведите диалог с автором!

  1. По ходу всего чтения ставьте вопросы к тексту и выдвигайте свои предположения о дальнейшем его содержании.

  2. Проверяйте свои предположения в процессе чтения.

Если вы не можете дать предположительные ответы на свои вопросы, ищите эти ответы в тексте. Если не можете найти ответ, помните, что в тексте его может и не быть. В таких случаях пытайтесь найти недостающие сведения в других источниках.
4. Выделяйте главное!

  1. Читая текст, старайтесь отделить в нем главное от второстепенного. Обдумайте, в какой части текста выражена главная мысль, а что эту главную мысль поясняет или дополняет.

  2. По ходу чтения составляйте план (устный или письменный) или конспект текста.

  3. Составляйте схемы, чертежи, таблицы, отражающие существенные моменты текста.

  4. В случае необходимости делайте выписки.

  5. Рассматривайте все данные в учебнике примеры и придумывайте свои.

5. На протяжении работы старайтесь представить себе то, о чем вы читаете!
6. Запоминайте материал!

  1. Объясните себе, в чем связь мыслей – пунктов вашего плана.

  2. Перескажите текст по плану.

  3. Ответьте на вопросы учебника или записанные в тетради вопросы учителя.


7. Проверяйте себя!

  1. Ответьте на вопросы, проверьте по учебнику правильность своего ответа.

  2. После пересказа проверьте, все ли выделенное вами пересказано и не было ли при этом ошибок.


(Из книги Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевой «Как учить работать с книгой».