|
Инструкция по самостоятельной работе с текстом работайте с заголовком!
С.М.БОНДАРЕНКО
ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ
В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу.
Строчка за строчкой, фраза за фразой –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Откроется самая главная мысль.
ПЛАН
Ни строительство дома, ни путь капитана
Не получатся, если их делать без плана.
Будь как строитель и как капитан:
Готовишься к делу – обдумывай план!
ПЕРЕСКАЗ
Очень часто пересказ
Вы твердите много раз.
Это трудно - много раз.
Это нудно – много раз.
И поэтому у нас
Есть другой совет для вас.
Вы обдумайте рассказ,
Не заучивая фраз.
И задумайтесь о нем:
Что рассказано? О чем?
Что за чем произошло
И к чему все привело?
Прочитайте еще раз –
И запомнится рассказ.
Работайте с заголовком!
Прочитав заголовок, остановитесь!
Сформулируйте для себя, о чем пойдет речь в тексте.
Вспомните все, что вы уже знаете на эту тему.
Поставьте вопросы, на которые, по вашему мнению, будут даны ответы в тексте.
Попытайтесь, насколько это, возможно, дать на эти вопросы предположительные ответы до чтения текста.
После этого приступайте к чтению. Читая, сопоставляйте выдвинутые вами предположения с реальным содержанием текста.
2. Работайте с текстом!
Обращайте внимание на непонятное в тексте.
-
Читая, следите, есть ли в тексте непонятные слова и выражения. Если есть, найдите к ним объяснение в словарях или справочниках или обратитесь с вопросом к тем, кто это знает.
-
Непонятным может быть само содержание текста. Подумайте, не связано ли это непонимание с пройденным, но плохо усвоенным материалом. Подумайте, что именно из старого материала мешает пониманию, и повторите его. Подумайте, не станет ли текст понятным, если разобрать конкретно примеры.
3. Ведите диалог с автором!
По ходу всего чтения ставьте вопросы к тексту и выдвигайте свои предположения о дальнейшем его содержании.
Проверяйте свои предположения в процессе чтения.
Если вы не можете дать предположительные ответы на свои вопросы, ищите эти ответы в тексте. Если не можете найти ответ, помните, что в тексте его может и не быть. В таких случаях пытайтесь найти недостающие сведения в других источниках.
4. Выделяйте главное!
-
Читая текст, старайтесь отделить в нем главное от второстепенного. Обдумайте, в какой части текста выражена главная мысль, а что эту главную мысль поясняет или дополняет.
По ходу чтения составляйте план (устный или письменный) или конспект текста.
Составляйте схемы, чертежи, таблицы, отражающие существенные моменты текста.
В случае необходимости делайте выписки.
Рассматривайте все данные в учебнике примеры и придумывайте свои.
5. На протяжении работы старайтесь представить себе то, о чем вы читаете!
6. Запоминайте материал!
Объясните себе, в чем связь мыслей – пунктов вашего плана.
Перескажите текст по плану.
Ответьте на вопросы учебника или записанные в тетради вопросы учителя.
7. Проверяйте себя!
Ответьте на вопросы, проверьте по учебнику правильность своего ответа.
После пересказа проверьте, все ли выделенное вами пересказано и не было ли при этом ошибок.
(Из книги Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевой «Как учить работать с книгой».
|
|
|